Принципы профессионального обучения

Многие принципы обучения имеют исторический характер, часть из них со временем становятся не актуальными, некоторые изменяются, появляются новые принципы, соответствующие современным тенденциям. Все они взаимосвязаны и используются в комплексе. Педагог в процессе подготовки и проведения занятия руководствуется всеми принципами одновременно.

Принципы обучения - это определенная система исходных, основных дидактических положений, требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую его эффективность. Все принципы обучения, существующие в общей дидактике такие как: принципы целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей применимы и для профессионального обучения. Однако в профессиональном образование необходимо учитывать следующие принципы:

-Соответствие требованиям современного производства Производственное обучение должно осуществляться с использованием современного оборудования, доступных для учащихся новых и новейших технологий. Только при этом условии молодежь, оканчивающая профессиональные учебные заведения, сможет быть полноценно востребованной, сразу включиться в современное производство, успешно управлять сложными машинами и механизмами, техническими устройствами, уверенно руководить технологическими процессами.

-Связь теории и практики. Связь обучения и труда, теории и практики - процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельность учащихся органически связаны. При изучении теоретических положений преподаватели опираются на производственный и жизненный опыт учащихся, приводят необходимые иллюстрации и обоснования; на занятиях производственного обучения выполняемые учащимися трудовые действия обосновываются необходимыми теоретическими положениями и закономерностями.

-Обучение в процессе производительного труда. Этот принцип является одним из основных в учебно-воспитательной работе профессионального учебного заведения, подготавливающего квалифицированных специалистов. Трудовая деятельность позволяет применить и закрепить полученные знания, освоить общие ориентировочные основы любой деятельности, благодаря чему обеспечиваются успехи учащихся в учебно-производственной деятельности. В процессе труда развиваются психологические свойства и деловые качества учащегося; труд становится средством воспитания воли, настойчивости, старательности, самостоятельности, стремления доводить начатое до конца.

-Профессионально-политехническая направленность. Применительно к производственному обучению данный принцип проявляется в выработке у учащихся общетрудовых, общепроизводственных умений и навыков: планирования, способностей решать практические задачи в различных нестандартных производственных ситуациях, выборе оптимальных режимов трудовых процессов, пользовании и ведении производственно-технической документации, пользовании диагностической аппаратурой и оборудованием, ведении контроля за ходом и результатами технологических процессов и др.

–Самостоятельность. Профессиональная сам-ть проявляется в привычке и способностях учащихся сам-но разбираться в требованиях, предъявляемых к работе, в умении сам-но спланировать трудовой процесс, сам-но пользоваться технической документацией, в стремлении и умении сам-но преодолевать затруднения, предупреждать и устранять неполадки, в умении контролировать ход и результаты своего труда, в способности взять на себя ответственность.

И еще :

· Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий.

· Принцип воспитания в коллективе.

· Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника.

Методы проф. обучения.

Обучение – процесс двусторонний: он включает преподавание и учение. Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода. Усвоить материал можно только в определенных формах познавательной деят-сти (беседа, выполнение практ-их работ, непосредственные наблюдения и др.). Форма усвоения содержания материала и является методом обучения.

МО зависят от содержания образования и зависят от психологических, возрастных особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости и т.д. МО зависит также от сложившихся традиций в педагогике, в школе, в опыте учителей.

Трудно отдать предпочтение одному или нескольким методам. Успех обеспечивает система методов обучения. Результативность и успешность применения методов обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию сам-ти и творческой активности уч-ся.

Существует большое разнообразие МО, они подразделяются на группы по определённому признаку:

-по преимущественному источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические);

-по формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения);

-по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские);

-по видам умозаключений (индуктивные, дедуктивные).

Словесные, наглядные и практические. Словесные: объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др. Главным здесь является правильная система построения мыслей. усвоенного, изученного.В словесных методах учащиеся повторяют, копируют ход рассуждений учителя. У них, по существу, одна проблема: внимательно слушать учителя и понимать его. Поэтому сразу после словесного объяснения на уроке обычно применяют различного вида упражнения, основаных на самостоятельной и практической деятельности учащихся. Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями.

Под наглядными методами понимаются формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учеников. Большие возможности для эффективного использования наглядных методов обучения предоставляют кино, радио, телевидение, магнитофон, компьютерные классы. С их помощью можно формировать в сознании ученика практически любые чувственные образы и представление о мире.

Проверка и оценка знаний имеет государственное значение. О работе техникумов, коллектива педагогов, успеваемости учащихся органы народного образования судят по результатам проверки учебной деятельности, по оценкам знаний, умений и навыков, которые получают студенты. Требования к проверке знаний. Проверка и оценка знаний должны удовлетворять определенным дидактическим требованиям:

-Систематичность, регулярность проверки и контроля обязательны

.-Оценка знаний носит индивидуальный характер.

-ЗУН учеников проверяются и оцениваются с точки зрения выполнения государственных учебных программ.

-Проверяя и оценивания усвоения студентами теоретического и фактического материала, нужно видеть влияние получаемых знаний на общее и умственное развитие учащихся, на формирование качеств личности, на отношении ученика к учёбе. Виды и формы проверки и оценки знаний. В практике обучения наиболее распространенными являются текущий, итоговый, тематический виды проверки. Они проводятся в форме устных и письменных работ, индивидуального и фронтального опроса.

Наши рекомендации