Объект и предмет истории педагогики и образования.
История педагогики и образования для решения собственных исследовательских задач широко обращается к знаниям, которые традиционно добываются и обобщаются гражданской историей и историей детства, этнографией и религоведением, культурной и социальной антропологией, фольклористикой и другими науками. Это обстоятельство ставит проблемы историко-педагогической интерпретации прошлого человечества в той его необозримой части, которая прямо или опосредованно имеет отношение к образованию каждого конкретного человека на протяжении бесконечной череды сменяющихся поколений, а также к опыту постановки и осмысления проблем воспитания и обучения.
Сущность историко-педагогической интерпретации зависит от понимания того, какое место занимает история педагогики и образования в системе наук, как трактуется ееобъект(рассматриваемая наукой область действительности, выделяемая из всего многообразия окружающего мира и представляющая собой совокупность качественно однородных явлений и процессов) и предмет (ракурс рассмотрения объекта, выделенная в нем проблематика).
Объектомистории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учетом особенностей их самостоятельной эволюции в самом широком социокультурном и антропологическом аспекте.
Всемирный историко-педагогический процесс находится в поле зрения различных отраслей знаний – истории, социологии, культурологи, этнографии и т.п. Поэтому история педагогики и образования предстает:
¾ как наука историческая (ибо рассматривает педагогические феномены прошлого в процессе их генезиса и эволюции);
¾ как наука культурологическая (ибо рассматривает их в контексте функционирования и развития человеческой культуры);
¾ как наука социологическая (ибо рассматривает их в контексте исторической динамики общественных институтов, социальных структур и отношений);
¾ как наука антропологическая (ибо рассматривает педагогические феномены в контексте взросления и развития человека в различных исторических условиях).
Возникнув и развиваясь в рамках педагогического знания, история педагогики и образования является прежде всего наукой педагогической.
Определяя свой предметистория педагогики и образования интерпретирует свой объект с точки зрения целостной реконструкции образования как целенаправленно организованного процесса развития человека, его отдельных элементов, а также представлений о нем у различных народов, отдельных людей и их групп в условиях различных цивилизаций, эпох, культур, обстоятельств жизни. Целью этой интерпретации является раскрытие всеобщих и конкретно-исторических форм существования образования, их генезиса, трансформации, успехов и неудач, логики осуществления, условий, тенденций, закономерностей и альтернатив развития, а также приращения и концептуализации педагогического знания.
16.Педагогический процесс как динамичная система; его структура и особенности организации в контексте требований нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов.
1. вопрос Педагогический процесс как система и явление. Структура ЦПП.
Педагогический процесс как система:
ПП – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся направленное на решение развивающих и воспитательных задач. Педагогический процесс - это динамическое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленная на достижение поставленной цели.
На протяжении последних лет дать обоснование ПП пытались многие ученые – педагоги Бабанский, Лихачев, Ильин, Блонский и другие. Рассмотрение сущности ПП носило разрозненные взгляды у этих ученых. Лишь в одном у них была единая позиция, что ПП – это целостное явление и оно должно рассматриваться в системе. Раньше использовали термин «учебно-воспитательный процесс», а в настоящее время получил распространение «ПП». Смысл и содержание этих понятий одинаково.
Главными компонентами ПП является: учитель и учащиеся.
Обеспечение единства обучения и воспитания, развития и формирования составляют главную сущность ПП.
ПП представлен разными подсистемами – процесс обучения, воспитания, развития, формирования. Все эти подсистемы используются при осуществлении взаимодействия между учителем и учащимися и на ПП влияют условия, методы и формы в которых протекает ПП.
Протекание педагогического процесса включает в себя:
процесс воспитания
процесс развития
процесс обучения
процесс формирования
сотрудничество между педагогом и учащимся
С одной стороны на протекание педагогического процесса влияют условия протекания ПП, а с другой - методы и формы протекания ПП.
ПП характеризуется такими понятиями как целостность и единство. Условия, которые влияют на протекание ПП включают в себя:
1) материально-технические условия (оборудование);
2) санитарно-гигиенические условия;
3) психологические условия;
4) эстетические условия (наличие прекрасного).
Движущие силы педагогического процесса:
Движущими силами ПП являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они бывают объективными (внешними) и субъективными (внутренними).
Объективные (внешние) противоречия:
а) противоречия между интересами личности и общества;
б) противоречия между коллективом и личностью;
в) противоречия между явлениями жизни и недостатком опыта для их получения и понимания;
г) противоречия между нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса.
Субъективные (внутренние) противоречия:
а) противоречия между целостностью личности и функциональном подходе к ее состоянию;
б) между необходимостью применения обобщенных знаний и умения в конкретных условиях и отставанием ПП в передаче этих знаний;
в) между возрастающей ролью гуманитарных предметов и технологизации процесса;
г) между сформировавшимся идеалом личности и реальным поведением;
Структура ЦПП:
Целостность – качество ПП характеризующее высший уровень сознательных действий, его развитие, результат деятельности субъектов ПП.
Понятие структура ( с латинского - строение) – расположение компонентов в системе. структурными компонентами ПП является: цель, содержание, деятельность педагога и учащихся, результат. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему. Поэтому они получили следующие названия: целевой, содержательный, деятельностный и результативный.
Структура ЦПП:
1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию;
2) содержание ПП. Оно тщательно отбирается, анализируется, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, учитывает основной человеческий опыт и возрастные особенности детей;
3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей;
4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности.
Этапы ПП:
Этапы– последовательность развития ПП. Выделяют 3 этапа:
1) подготовительный – здесь решаются следующие важные задачи:
а) целеполагание – конкретные задачи достигнутые на определенном отрезке ПП в конкретных условиях;
б) педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на выявление полученных знаний, условий и обстоятельств, в которых будет протекать ПП (информация о реальных возможностях педагогов и учеников);
в) прогнозирование – предварительно оценить результативность в имеющихся конкретных условиях;
г) проектирование – план или итоговый документ, в котором определено кому, когда и что нужно делать;
2) основной – здесь рассматриваются: система обобщения, которая включает в себя взаимосвязанные элементы:
а) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
б) взаимодействие педагогов и учащихся;
в) создание благоприятных условий для обучения;
г) связь ПП с другими процессами.
Важная роль в ПП отводится обратной связи – основа качественного управления ПП, его развитием и укреплением. Обратная связь – передача знаний от учащихся к учителю. Прямая – от учителя к ученику. Поэтому обратная связь является более эффективной в ПП, т.к. учащиеся участвуют в активной мыслительной деятельности.
3) заключительный – анализ достигнутых результатов. Он необходим, чтобы в будущем не повторять ошибок. Анализируя мы учимся сами. Анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Основными характеристиками педагогического процесса являются:
1. целенаправленность
2. двусторонность
3. целостность
Целенаправленность. Все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. (Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека).
Педагогический процесс предполагает наличие педагогической цели, формируемой в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которым затем соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Двусторонность. Из определения понятия педагогического процесса с полной очевидностью вытекает наличие в нем двух сторон.
С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности.
С другой стороны – обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог.
Выделяя из педагогического процесса две стороны, следует подчеркнуть, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга.
Целостность педагогического процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение.
Целостностьпедагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы, например в образовательном учреждении, где все его компоненты проникнуты единством, цельностью.