Оценка строевой подготовки.

Проверка одиночной строевой подготовки военнослужащих проводится по осмотру внешнего вида, выполнению строевых приемов без оружия и с оружием, а также по знанию положений Строевого устава и других об­щевоинских уставов (для офицеров и курсантов военных училищ - и мето­дики обучения).

Проверка начинается с осмотра внешнего вида военнослужащих, при этом особое внимание обращается на подгонку обмундирования, обуви, их исправность и аккуратность заправки, правильность нашивки погон и пет­лиц; выполнение правил ношения орденов и медалей (лент орденов и меда­лей) и нагрудных знаков; размещение эмблем, звезд и нашивок на погонах, а также соблюдение правил ношения отдельных предметов военной формы, стрижку волос, ношение солдатами и сержантами короткой аккуратной прически, состояние снаряжения и оружия.

Одновременно с осмотром внешнего вида проверяется наличие личного состава, усвоение военнослужащими положений Строевого устава и других общевоинских уставов, знание своих начальников и подчиненных, наличие личных знаков у офицеров и соответствие записей в удостоверениях лично­сти (военных билетах) воинскому званию, должности, закрепленному за военнослужащим личному оружию.

В ходе проверки каждому военнослужащему выставляется оценка за внешний вид. Она определяется «удовлетворительно», если военнослужа­щий аккуратно заправлен, имеет аккуратную прическу и все предметы во­енной формы одежды строго соответствуют правилам их ношения.

Оценка определяется «неудовлетворительно», если военнослужащий в чем-либо нарушил правила ношения военной формы одежды и этот не­достаток нельзя устранить на месте, находясь в строю.

Подразделение от дальнейшей проверки отстраняется при наличии в нем более 15 % военнослужащих, имеющих неудовлетворительные оценки за внешний вид. Если недостатки устранимы в процессе проверки, то в этом случае предоставляется время на их устранение и проводится повторный осмотр.

Если в проверяемом подразделении выявлено менее 15 % военнослужа­щих с нарушениями правил ношения военной формы одежды, то проверка подразделения продолжается, но этим военнослужащим выставляются не­удовлетворительные оценки за внешний вид.

По окончании осмотра внешнего вида проводится проверка одиночной подготовки: вначале выполняются строевые приемы и действия без оружия, затем с оружием. Первыми, как правило, сдают проверку командиры под­разделений.

На занятиях может быть проверен уровень подготовки барабанщика: ис­полнение маршей в соответствии с приложением 7. Строевого устава. Про­верка проводится разнообразно, не по шаблону, с различным чередованием строевых приемов, изложенных в гл. 2, 3 и 4 Строевого устава согласно Пе­речню строевых приемов. Как правило, это 8-10 приемов и действий, кото­рые назначает каждому военнослужащему проверяющий. В результате та­кого подхода к проверке в подразделении может быть проверено выполне­ние всех требований указанных глав с учетом изученных тем. В ходе строевого смотра (контрольного занятия) продолжается проверка военно­служащих по знанию положений Строевого устава, а у офицеров, кроме того, проверяется знание методики обучения.

Проверка одиночной подготовки осуществляется согласно Перечню строевых приемов, приведенных в табл. 1.

Таблица №1

ПЕРЕЧЕНЬ

Команди действий,проверяемых по одиночной строевой выучке и наиболее характерные ошибки при их выполнении

Прием, команда, действие Ошибки  
Строевая стойка Ноги согнуты в коленях, носки не выровнены по линии фронта и не развернуты на ширину ступни, каб­луки не поставлены вместе. Руки согнуты в локтях, кисти рук находятся не на середине бедра и не обращены ладонями внутрь, паль­цы не полусогнуты и не касаются бедра. Грудь не приподнята, живот не подобран, плечи не развернуты, корпус не подан вперед. Голова опущена, выставлен подбородок  
  Повороты на месте После поворота не сохраняется правильное поло­жение корпуса или ног. Во время поворота ноги (нога) сгибаются в коленях. Кисти рук не посередине бедер и пальцы не каса­ются бедра. Нога приставляется не кратчайшим путем  
  Повороты в движении Поворот в движении выполнен несвоевременно. Поворот направо (налево) осуществляется не на носке левой (правой) ноги. При повороте не выполняется движение руками в такт шагу. Поворот кругом выполняется не на носках обеих нот  
Строевой шаг Корпус не подан вперед. Нарушается координация движения рук и ног. Голова опущена вниз. Движение руками около корпуса осуществляется не от плеча, а за счет сгибания в локтях. Движение рук вперед выполняется значительно ниже (выше) установленной высоты, при этом локоть находится не на уровне кисти руки, а при движении назад рука отводится не до отказа в плечевом суставе. Не оттянут носок вынесенной вперед ноги. Нота не ставится твердо на всю ступню. Нарушается строевая стойка. Теми движения значительно меньше (больше) 110-120 шагов в минуту  
Выполнение воинскою приветствия Воинское приветствие выполняется менее иди бо­лее чем за 3-4 шага. Пальцы руки, приложенной к головному убору, не вместе, ладонь согнута, средний палец не касается нижнего края головного убора. Локоть руки не на линии и высоте плеча. При повороте головы изменилось положение руки у головного убора. Рука прикладывается к головному убору не крат­чайшим путем  
Выход из строя и возвращение в строй Выход из строя и возвращение в строй выполняется походным шагом  
  Выход из строя осуществляется не на указанное количество шагов. После выхода не выполнен поворот лицом к строю. Нет ответа: «Есть» после команды о выходе из строя. По команде, например, «Рядовой Иванов», военно­служащий, стоящий лицом к строю, не повернулся к начальнику или не ответил: «Я». По команде «Стать в строй» военнослужащий не приложил руку к головному убору и пс ответил: «Есть». Нарушается положение строевой стойки. Возвращение в строй осуществляется не кратчай­шим путем. Остальные недостатки те же, что и при движении строевым шагом
Подход к начальнику вне строя и отход от него Военнослужащий, услышав свое воинское звание и фамилию, не повернулся лицом к начальнику и не ответил: «Я». При подходе к начальнику за 5-6 шагов не перешел па строевой шаг. Получив приказ, военнослужащий не приложил или неправильно приложил руку к головному убору. Нет ответа: «Есть» после получения приказа. При отходе не сделал 3-4 шага строевым шагом. Остальные недостатки те же, что и при выполнении предыдущих приемов
Подход к начальнику с выходом из строя и отход от него При выходе из строя военнослужащий не сделал 1-2 шага от первой шеренги прямо или не выполнил в движении поворот' в сторону начальника. Подход (отход) осуществлен не кратчайшим путем. При подходе военнослужащий не одновременно с приставлением ноги приложил руку к головному убору. Остальные недостатки те же, что и при выходе из строя и возвращении встрой
Строевая стойка с оружием Недостатки те же, что и при строевой стойке без оружия.
  Оружие в положении «на ремень» держится правой рукой не на высоте верхнею обреза поясною ремня (а значительно выше или ниже). Карабин, пулемет держатся у ноги не в свободно опущенной правой руке, и затыльник не касается ступ­ни правой ноги  
Строевые приемы с оружием Приемы выполнены с нарушением уставных требо­ваний, нарушается положение строевой стойки  
         

Оценка знаний положений Строевого устава при ответе на вопрос оп­ределяется:

«удовлетворительно», если вопрос раскрыт полностью, грамотно и ло­гично изложен, показаны глубокие знания материала;

«неудовлетворительно», если вопрос не раскрыт или раскрыт не полно­стью и были допущены ошибки.

Оценка за выполнение военнослужащим строевого приема определяется:

«отлично», если прием выполнен в строгом соответствии с требования­ми Строевого устава, четко и уверенно;

«хорошо», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строе­вого устава, четко и уверенно, но допущена одна ошибка (табл. 8);

«удовлетворительно», если прием выполнен в соответствии с требова­ниями Строевого устава, но допущены две ошибки (табл. 8);

«неудовлетворительно», если прием не выполнен, либо выполнен не в соответствии с требованиями Строевого устава, либо при его выполнении допущено три и более ошибок (табл. 8).

Индивидуальная оценка одиночной строевой выучки военнослужащего определяется:

«отлично», если не менее 50 % строевых приемов выполнены на «отлич­но», а остальные - на «хорошо» при удовлетворительной оценке за внешний вид и знание положений Строевого устава;

«хорошо», если не менее 50 % строевых приемов выполнены на «отлично» и «хорошо», а остальные - на «удовлетворительно» при удов­летворительной оценке за внешний вид и знание положений Строевого устава;

«удовлетворительно», если не менее 80 % строевых приемов, внешний вид и знание положений Строевого устава оценены не ниже «удовлетвори­тельно».

Оценка одиночной строевой выучки подразделениям воинских частей отделениям (отделай), службам и управлениям воинских частей, соедине­ний (объединений) слагается изиндивидуальных оценок каждого военно­служащего и определяется:

«отлично», если менее 90 % проверенных получили положительные оценки, при этом половина из них оценена «отлично», «хорошо»;

«хорошо», если менее 80 % проверенных получили положительные оценки, при этом половина из них оценена не ниже «хорошо»;

«удовлетворительно», если не менее 70 % проверенных получили поло­жительные оценки:

«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Оценка одиночной строевой выучки взводу, роте, батальону (факуль­тету курсантов), кафедре военных образовательных учреждений профес­сионального образования определяется:

«отлично», если не менее 95 % проверенных оценены положительно, при этом не менее 50 % - «отлично», не менее 30 % - «хорошо»;

«хорошо», если менее 85 % проверенных оценены положительно, при этом не менее 50 % - не ниже «хорошо»;

«удовлетворительно», если не менее 75 % проверенных оценены поло­жительно;

«неудовлетворительно», если не выполнены условия на оценку «удовле­творительно».

Практическая разработка плана-конспекта по строевой подготовке.

План-конспект (план проведения занятия) - это модель предстоящего занятия, которая определяет характер совместной деятельности обучающего и обучаемых.

План-конспект по строевой подготовке должен быть краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его хорошим пособием при подготовке и проведении занятия.

УТВЕРЖДАЮ

Командир ______________взвода

лейтенант А. Кравцов

23.06.04г.

План-конспект

проведения занятия по строевой подготовке

с 1-м отделением 1-го взвода

Тема. Строевые приемы и движения без оружия.

Занятие. Движение строевым шагом.

Цели: 1. Научить личный состав отделения движению строевым шагом.

2. Совершенствовать выполнение раннее изученных строевых приемов- повороты на месте.

Метод : Показ выполнения строевых приемов и движения строевым шагом. Практическая отработка тренировка личным составом движению строевым шагом.

Время: 50 минут.

Место: Строевой плац.

Форма одежды: Повседневная для строя.

Руководства и пособия: 1. Строевой устав Вооруженных Сил РФ, ст. 31-37.

2. Пособие «Строевая подготовка».

Ход занятия

№ п\п Содержание занятия Время, мин. Действия руководителя и обучаемых
Построение на заня­тия и выход к месту занятий Объявляю тему, цель занятия и учебные вопро­сы.
Тренировка в пово­ротах на месте: напра­во, налево, кругом По команде командира взвода приступаю к тренировке в поворотах на месте, отработанных на прошлом занятии; предварительно размыкаю отделение на четыре шага.
Изучение нового приема - движение строевым шагом:     а) движение строевым шагом по разделениям;   б) движение строевым шагом в целом.       После показа правил движения строевым шагом командиром взвода веду отделение на указанное место для занятий. Обучаю движению строевым шагом по разделениям в разомкнутом строю. Находясь внутри строевой площадки, подаю команды, все солда­ты отделения выполняют упражнение. Если до­пущена общая ошибка, останавливаю отделение и показываю, как ее исправить. При ошибке от­дельного солдата отвожу его в лево на один шаг от направления движения, становлюсь рядом с ним и на ходу исправляю ошибку. Все осталь­ные солдаты продолжают выполнять упражнение самостоятельно. Особое внимание обращаю на правильное положение корпуса, правильный вынос ноги и движение рук. По команде коман­дира роты организую тренировку движения строевым шагом под барабан. Особое внимание обращаю на правильное положение корпуса, правильный вынос ноги и движение рук. По команде командира роты организую тренировку движения строевым шагом под барабан По моей команде отделение отрабатывает движение строевым шагом в замедленном темпе под свой счет с темпом 60-70 шагов в минуту и с постепенным увеличением его до 110-120 шагов в минуту. В ходе отработки строевого шага слежу за правильным движением солдат, замеченные недостатки тут же устраняю. В заключение провожу соревнование на лучшее движение строевым шагом.
Разбор занятий. Подвожу итог, указываю на недостатки от­дельных солдат , даю рекомендации над чем ра­ботать. Даю задание по подготовке к очередно­му занятию. Затем отделение участвует в разбо­ре занятия командира взвода и командира роты.

Командир 1 - го отделения

сержант А. Петров

22.05.04

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Напомнить студентам название темы, учебные вопросы, учебные и воспитательные цели и пути их достижения.

Подвести итог занятия, объявить студентам оценки за ответы на поставленные вопросы в ходе занятия, отметить подготовленность взвода, указать недостатки, пути и способы их устранения.

Ответить на вопросы студентов. Довести название темы следующего занятия. Дать задание на самостоятельную работу.

Подать команду об окончании занятия.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить материал поматериалам лекции и указанной литературе.

2. Доработать конспект лекции.

Доцент

подполковник Молчанов С.В.

ФГБОУ ВПО «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Наши рекомендации