Целеполагание в педагогике.

Целеполагание – это выстраивание педагогом своей профессиональной концепции, которая содержит осознание целей и задач воспитания и обучения в общем, целей и задач данного учебного заведения. Общая структура целей педагога представляет собой следующую иерархию: общегосударственные цели – цели определенного учреждения образования – цели обучения и воспитания класса и ученика.

Основополагающим компонентом системы обучения, определяющим все ее остальные составляющие (содержание образования, методы, формы, средства обучения), является цель обучения. Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Примером социально обусловленных образовательных идеалов в различные исторические эпохи являются спартанский воин в античном мире, добродетельный христианин как цель средневекового образования и т.д. Коллективное начало, передача опыта, полная дифференциация – это цель первобытного воспитания. Первобытное воспитание носило общественный характер, поскольку оно осуществлялось в процессе повседневной социальной жизни. Все взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем детям, а старшие дети занимались воспитанием младших. Естественно-культурные задачи социализации связаны с определенным уровнем физического и сексуального развития личности, соответствующими определенному возрастному этапу.

Цель воспитания – это заранее определяемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, его личностное развитие и формирование в процессе воспитательной работы. Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание целей воспитания влияет на разработку педагогической теории и результат практической работы. Главная цель воспитания – формирование всесторонне, гармонично развитой личности. К определяющим факторам, влияющим на постановку целей воспитания, относятся идеология и политика государства. Общегосударственная цель образования является социальным заказом в системе общего среднего образования и сформулирована в государственном общеобразовательном стандарте. На основе этой глобальной цели ведется аттестация выпускников как итог работы учебного заведения.

Стандарт образования – основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету или образовательной программе. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования.

Авторитарная педагогика рассматривается как педагогика воздействия, где ученик является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения, навыки. Авторитарная педагогика была сформирована в период средневековья. Одним из ярких представителей был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению людьми. Приемами управления считал угрозу, надзор, приказание и запрет.

Педагогический процесс.

Целевой компонент педагогического процесса – цели и задачи, которые опредяются как подчиненные цели, реализуемые в определенных условиях. К основным компонентам целостного педагогического процесса не относят мотивационный компонент. Данный компонент предполагает определение социальных установок, желаний, ценностных ориентаций личности. Мотивационный компонент является компонентом культуры личности. Формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия характеризуют деятельностный компонент педагогического процесса. На данном этапе процесс направлен на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.

Движущими силами педагогического процесса являются противоречия. Развитие и поступательное движение педагогического процесса от решения одних педагогических задач к другим осуществляется в результате научно обоснованного разрешения внешних и внутренних противоречий. Наиболее общим внутренним противоречием педагогического процесса, выступающим его движущей силой, является несоответствие реальных возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляются педагогами. Кроме этого главного противоречия существует еще ряд частных противоречий: между общественными интересами и интересами личности, между стремительным нарастанием потока информации и возможностями педагогического процесса.

Взаимные отношения как вид педагогических взаимодействий предполагают отношения воспитанников со взрослыми, сверстниками, младшими. Также выделяют педагогические (отношения воспитателей и воспитанников) и предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры) отношения, а также отношение к самому себе.

Принципы целостного педагогического процесса – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс. К принципам педагогического процесса относятся принципы научности, наглядности, связи теории и практики, самостоятельности и активности учеников.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективев сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Необходимость включать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции, предполагает принцип связи воспитанников с жизнью. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям. Спокойный, доброжелательный настрой, уважительное общение, уверенность в успехе и создание условий для его достижения определяется принципом благоприятного эмоционального фона, положительной мотивации деятельности. Это ведет к углублению и совершенствованию мотивов учебной, общественной, трудовой деятельности, укреплению веры в собственные силы, способствует успешному формированию личности.

К основным аспектам целостности педагогического процесса относятся содержательно-целевой, организационно-процессуальный, операционально-технологический.

ДЕ N5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Наши рекомендации