Тема 3. Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика

Европейский языковой портфель (ЕЯП) был разработан в рамках проекта Совета Европы и пилотировался в различных странах 1998-2000 гг. На основе ЕЯП были разработаны национальные варианты ЯП с учетом национально-культурных и учебных традиций.

Европейский языковой портфель определяется как «пакет документов, в которых его обладатель в течение длительного времени фиксирует свои достижения и опыт в овладении языком, получен­ные квалификации, а также отдельные виды выполненных им работ» [8, c. 64].

Европейский языковой портфель - это личный документ, который позволяет учащемуся оценить свою собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами. Речь идет о смещении акцента в процессе обучения иностранными языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии.

В педагогической литературе представлены различные определения понятия «языковой портфель», также имеет название «портфолио».

Портфолио – «инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащихся [Полат].

Портфолио – «это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или нескольких областях учебного плана».

Европейский языковой портфель рассматривается в целом как инструмент самооценки владения изучаемым языком, что определяет две его основные функции:

1. Информационную/социальную - фиксировать достижения обучающихся в области овладения иностранными языками, факты и опыт использования изучаемых языков в межкультурном общении, а также в области изучения языка и культуры;

2. Педагогическую - повышение мотивации обучающихся, развитие способностей в области овладения языками, повышение качества языковой подготовки, развитие самооценки и формирование автономии обучающегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком, способности и готовности к изучению языков на протяжении всей жизни.

Функции и соотношение основных идей использования ЯП меняются в зависимости от этапа изучения языка. Так, на начальном этапе овладения языком преобладает задача повышения мотивации; по мере повышения уровня владения языком, языкового и личностного совершенствования обучаемого ЯП способствует более глубокому формированию рефлексивной самооценки и развитию его автономии в изучении языка и культуры; на более старших этапах большее значение приобретает информационная функция ЯП.

Цели создания и ведения портфеля:

• отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми

• исследовать собственное развитие в течение определённого времени

• учить учащихся оценивать себя

• ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем

• развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы

• развивать письменные навыки

• обеспечивать преемственность в процессе обучения

• узнать что-то новое и улучшить свои профессиональные умения

Концепция работы над созданием языкового портфеля заключается в следующем:

1. Создание "Языкового Портфеля" требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей.

2. Посредством "Языкового Портфеля" осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся.

3. "Языковой Портфель" усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.

4. Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфеля" реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.

5. "Языковой Портфель" создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка.

ЕЯП включает следующие разделы:

1) Языковой паспорт. Описание языкового опыта и уровня владения языком обладателем ЯП в определенный отрезок времени Цель данного раздела для обучающегося - (1) фиксировать «паспортные данные» своего языкового образования и (2) оценить самостоятельно свой уровень владения языком в целом и/или по новым видам речевой деятельности (уровень владения различны­ми видами речевой деятельности может не совпадать, так как возможна асимметрия уровня коммуникативной компетенции В паспорте учащихся в краткой форме отражает свою коммуникативную и некоммуникативную компетенции. Речь идет обо всех неродных изучаемых им языках, экзаменах и результатах, межкультурных контактах.

2) Языковая биография – совокупность сведений по каждому изучаемому языку, которая определяется обучающимся самостоятельно на основании контрольных листов самооценки, содержащих характеристики-дескрипторы коммуникативных умений по видам речевой деятельности для последовательных уровней владения ИЯ.

«Бортжурнал путешествия по годам обучения» - содержит контрольные листы для самооценки основ­ных коммуникативных умений/действий в ситуациях речевого об­щения (аудирования, говорения, чтения и письма), а также стратегий общения и качества языка, выделенных на основании параметров-дескрипторов соответствующих уровней владения ИЯ и предложенных обучающемуся для самостоятельной оценки степени их сформированности по шкале - «Я могу это делать» - «Это моя цель». Дескрипторы российского языкового портфеля применительно к разным видам речевой деятельности ориентированы по ситуации аутентичного межкультурного общения.

В языковой биографии учащийся определяет свой уровень владения изучаемым языком по таблице самооценки. Он внимательно осваивает описание коммуникативных умений в листах самооценки, затем отмечает те коммуникативные умения, которыми он, по его мнению, уже овладел, и те, которыми ему предстоит овладеть (в типах самооценки учащийся заполняет графы 1 и 3 по изучаемому языку). Учитель помогает учащемуся увидеть свои достижения и недостатки и наметить путь устранения последних. ( в раз­ных формах устного и письменного общения).

3). Досье, содержащее дополнительные сведения, относящиеся к процессу овладения изучаемым языком и фиксирующие достижения – продукты использования ИЯ и опыт учебной деятельности, которые самостоятельно включаются обучающимся в соответствии с его личными потребностями, например, записи о целях изучения ИЯ, образцы выполненных работ. Досье включает:

• свидетельства об окончании курсов

• «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками) свидетельствующие об его успехах в овладении языками.

• стихи и рассказы, написанные учащимся

• индивидуальные и групповые, международные проекты работы, выполненные на компьютере

• письма, открытки

• грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося

памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.).

В определенной степени работу учащегося с ЯП можно соотнести с составлением своего личного учебного средства. Это учебное средство, в отличие от видов работы, симулирующих иноязычное речевое общение, создает ситуацию развития и обеспечивает учащемуся реальную вовлеченность и личную ответственность за ход учебного процесса. Подобная ситуация развития и формирует готовность и способность учащегося к самостоятельной продуктивной учебной деятельности по изучению языка и культуры.

В современной практике преподавания иностранных языков используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

· ЯП как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения ИЯ и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);

· ЯП как инструмент автономного изучения ИЯ (Language Learning Portfolio) - данный вид ЯП может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: ЯП по чтению (Reading Portfolio), ЯП по аудированию (Listening Portfolio), ЯП по говорению (Speaking Portfolio), ЯП по письму (Writing Portfolio), ЯП взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

· ЯП как инструмент демонстрации учебного продукта – результата овладения ИЯ (Administrative Language Portfolio);

· ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе по иностранному языку (Show case, Feedback Language Portfolio);

Многоцелевой ЯП, включающий различные цели в области овладения ИЯ (Comprehensive Language Portfolio).

Содержание и структуракаждого вида языкового портфеля зависит от его основной функции и цели, что определяет предлагаемые учащемуся средства самооценки и характер материалов, включаемых учащимся в языковой портфель.

Так, в языковой портфель типаAdministrative включаются, как правило, образцы лучших самостоятельных работ учащегося, выполненные в течение определенного периода. С помощью такого портфеля учащийся может показать свои достижения в использовании изучаемого языка в ходе интервью при приеме на работу, в учебное заведение или в других целях. В этом случае языковой портфель выполняет функцию информирования о достижениях и опыте учащегося в области межкультурного общения.

Языковой портфель типа Feedback содержит материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности определенных умений в различных видах иноязычного речевого общения и способность учащихся реализовать данные умения при выполнении заданий разного типа.

ЯП типа ShowCase выполняет определенную репрезентативную функцию - накапливать и представлять образцы речевых произведений, опыта иноязычного речевого общения, использования изуча­емого языка в различных ситуациях, а также самостоятельные, в том числе творческие работы учащегося. Учащийся отбирает свои работы в этот ЯП на основании собственной оценки успешности и качества своего речевого творчества, что является проявлением и одновременно условием развития его способности к рефлексивной самооценке и продуктивной учебной деятельности по овладению иностранным язы­ком и культурой.

Перспективной формой ЯП является, языковой портфель типа Language Learning Portfolio. Этот тип содержит материалы, которые представляют для учащегося рекомендации по самостоятельной работе над различными аспектами изучаемого языка. С помощью таких материалов учащийся может самостоятельно/автономно совершенствовать отдельные или интегративные умения иноязычного речевого общения, используя самостоятельно или с помощью преподавателя подобранные тексты, задания и образцы речевой продукции. Наряду с этим, языковой портфель обучающего типа содержит различного рода средства самостоятельной диагностики и оценки владения речевыми умениям, а также мониторинга динамики овладения ими, как например, опросники, листы самооценки и др. Данные средства рефлексивной самооценки и определенный алгоритм самостоятельной работы нал языком помогают учащемуся последовательно совершенствовать уровень владения ИЯ. Основная функция языкового портфеля типа Language Learning - заключается в развитии у учащегося способности и готовности к самостоятельному изучению ИЯ и иноязычной культуры.

Независимо от вида языкового портфеля обязательным его составляющим являются задания различной формы, развивающие одно из самых важных универсальных действий - рефлексивную самооценку учащегося.

В качестве основных приемов/заданий для рефлексивной самооценки используются различные виды опросников, контрольные листы самооценки, оценочные шкалы и др. Кро­ме того, в содержание языкового портфеля может включаться днев­ник учащегося, фиксирующий динамику совершенствования опре­деленных умений, качества речи и т.п., например, динамику со­вершенствования умений чтения. Задания для рефлексивной самооценки формулируются, как правило, в терминах «Я умею...», «Мне необходимо...», «Мои трудности/проблемы в процессе обще­ния связаны с...» и т.п. Эти задания носят личностно ориентиро­ванный характер и направлены на самостоятельный анализ и оценку учащимся эффективности и трудностей практического использова­ния изучаемого языка в соответствии с основными параметрами уровня владения ИЯ (коммуникативными умениями в видах иноя­зычного речевого общения, качеством речи и др.).

Разделы портфеля:

В портфеле ученика обязательно есть:

• Титульный лист

• Содержание

• Цель изучения английского языка и создания портфолио

• Письменные работы, характеризующие процесс обучения

• Сочинения

• Рисунки

• Письменные творческие работы

• Листы оценки

• Листы самооценки

Итак, языковой портфель - это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящих из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье.

Какие этапы работы с ЕЯП?

1) В начале учебного года учащиеся определяют свой языковой уровень. У кого-то он остался прежним, а кто-то его повысил. Самооценка у учащегося стала более объективной на основе опыта с портфелем.

2) Учащиеся определяют на каждую четверть тот дескриптор, над которым будут работать самостоятельно. В назначенный урок они должны представить результат своей групповой или индивидуальной работы в виде презентации (книга “English on Business” Gerald Lees и Tony Thorne).

В начале учебного года перед определением нового языкового уровня учащиеся делают свой собственный анализ на тему: “Я уже умею…”, в котором описывают свои умения по тем дескрипторам, над которыми они уже работали. Им предлагается поработать в группах, обменяться мнениями, определить общие и отличительные стороны их анализов и представить своё общее выступление классу.

Проанализировав свои умения, учащийся может соотнести их с Европейским Языковым Портфелем (подробно о нем: http://575english.ucoz.ru/publ/1-1-0-9) и составить представление о своем уровне владения иностранным языком (в чем школьная оценка абсолютно беспомощна).

Таким образом, концепция языкового портфеля дает возможность расширить рамки учебного процесса за счет включения в систему оценки достижений учащихся в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном обучении.

Наши рекомендации