ВВЕДЕНИЕ. Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н.Г. ДУБЕШКО
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методические рекомендации
Барановичи
РИО БарГУ
УДК 373.2.014.6 (476)
ББК
Т
А в т о р:
Н. Г. Дубешко, заведующий кафедрой дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет»
Рецензенты:
Е. И. Пономарева, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий лабораторией мониторинга качества учебного процесса и подготовки специалистов учреждения образования
«Барановичский государственный университет»;
Н.Г. Кузьменкова, преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет»
Т 68 | Дубешко, Н.Г. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении: методические рекомендации / Н. Г. Дубешко.— Барановичи : БарГУ, 2009.—с.— экз.— ISBN |
В методических рекомендациях раскрываются теоретико-методологические основы мониторинга как механизма управления качеством образования в дошкольном учреждении. Рассматриваются основные вопросы научной организации мониторинга и реализации его в практике работы дошкольных учреждений. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 1-01 01 01 Дошкольное образование, 1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский), 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология дневной и заочной форм обучения и др. Может быть использовано заведующими дошкольных учреждений, заместителями заведующих по основной деятельности, воспитателями, педагогами-психологами, специалистами дошкольных учреждений, преподавателями педагогических вузов, слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки кадров. |
УДК 373.2.014.6 (476)
ББК
©Н. Г. Дубешко, 2009
ISBNБарГУ, 2009
Содержание
Введение | |
1. Концептуальные основы управления качеством дошкольного образования……………………………………………………………………. | |
1.1 Эволюция теории управления……………………………………………. | |
1.2 Управление качеством образования………………………………………. | |
1.3 Особенности управления качеством дошкольного образования………. | |
2. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении……. | |
2.1 Мониторинг как категория педагогики…………………………………… | |
2.2 Система мониторинга качества образования в дошкольном учреждении | |
2.3 Организация мониторинга качества образования в дошкольном учреждении……………………………………………………………………. | |
2.4 Программа мониторинга качества образования в дошкольном учреждении……………………………………………………………………… | |
2.5 Управление деятельностью субъектов мониторинга качества образования в дошкольном учреждении………………………………………. | |
Заключение……………………………………………………………………. | |
Список использованных источников………………………………………. | |
Приложения…………………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Реализация государственной политики в области дошкольного образования способствует актуализации вопросов обеспечения его качества. Требования к качеству образования, в том числе и дошкольного, установлены Министерством образования Республики Беларусь, за выполнением которых осуществляется государственный контроль посредством самоконтроля, инспектирования и аттестации [22]. Управление качеством образования в дошкольных учреждениях исполняется самостоятельно
в решении вопросов организации образовательного процесса, финансово-хозяйственной и иной деятельности. Содержательный аспект управления качеством дошкольного образования на учрежденческом уровне рассматривается в соответствии с законом «Об образовании в Республике Беларусь», Положением об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, уставом дошкольного учреждения и строится на принципах «единоначалия и самоуправления» [23, 30].
Однако механизмы управления качеством дошкольного образования на учрежденческом уровне рассогласованны, не отрегулированы и поэтому на данном этапе развития системы дошкольного образования особую актуальность приобретает использование такой процедуры оценки системы управления качеством образования в дошкольном учреждении как мониторинг.
Для эффективного осуществления процесса управления качеством образования посредством реализации руководителем дошкольного учреждения функций управления становится недостаточным получение одномоментной информации о состоянии качества, которую предоставляют такие процедуры оценки, как инспектирование, контроль, аттестация, аккредитация. Выполнение заказа системы образования на регулярное предоставление информации осуществляется в процессе управления посредством мониторинга, который выступает механизмом, обеспечивающим информационный обмен функций управления.
Предпосылки моделирования мониторинга как механизма управления качеством определены в философских, социологических, экономических, технических и педагогических исследованиях (В. П. Панасюк, А. И. Субетто); в научных исследованиях по управлению качеством образования (В. И. Зверева, М. М. Поташник), в том числе
дошкольного (К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк); в научных работах по изучению сущности мониторинга в образовании (В. А. Кальней, А. Н. Майоров, С. Е. Шишов).
Необходимость разработки концептуальной и прикладной модели мониторинга качества образования в дошкольном учреждении и технологии её осуществления определяет основной исследовательский вопрос: как организовать мониторинг для повышения эффективности управленческой деятельности на всех стадиях предоставления образовательных услуг, при управлении всеми видами ресурсов, создании системы качества дошкольного образования, для принятия управленческих решений и документирования всех процедур по управлению качеством образования в дошкольном учреждении?
В рамках республиканского экспериментального проекта «Апробация процедур
и методик оценки систем управления качеством дошкольного образования» (учрежденческий и региональный уровень) с 2006 по 2009 г.г. под научным руководством
Л.Г. Тарусовой, проректора по учебной работе ГУО «Академия последипломного образования», кандидата педагогических наук, доцента осуществлялась работа по экспериментальной апробации модели мониторинга качества образования в дошкольном учреждении.
Экспериментальной базой исследования выступили шесть дошкольных учреждений Республики Беларусь разных регионов, типов, видов, профилей и направлений в работе: ГУО «Дошкольный Центр развития ребёнка г. Мозыря» Гомельской области; ГУО «Дошкольный Центр развития ребёнка «Праменьчык»» г. Гомеля; ДУ «Ясли–сад № 15 «Крынічка» г. Светлогорска» Гомельской области; ДУ «Детский сад д. Молотковичи» Пинского района Брестской области; ГУО «Ясли-сад № 527 с углубленным гуманитарно-художественным направлением» Фрунзенского района г. Минска; ГУО «Дошкольный Центр развития ребёнка г. Жлобина» Гомельской области.
Практика работы дошкольных учреждений, эмпирические исследования, анализ научной литературы, экспериментальная деятельность позволили разрешить противоречия, сложившиеся в науке и практике:
1. Определены место и роль мониторинга в процессе управления качеством образования в дошкольном учреждении.
2. Обоснована характеристика мониторинга как механизма управления качеством образования в дошкольном учреждении.
3. Выявлены общие и необходимые условия для создания и функционирования системы мониторинга качества образования в дошкольном учреждении.
В методических рекомендациях «Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении» рассматриваются темы и вопросы, включённые в учебные программы дисциплин «Управление дошкольным образованием», «Организация мониторинга качества образования в дошкольном учреждении» в соответствии с требованиями образовательных стандартов для высших учебных заведений нового поколения. Предложена технология организации и осуществления мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, разработанная и апробированная в процессе экспериментальной деятельности.