На тему :Мономах-история имени

Доклад


Выполнил: Минвалеев Ильнар 6 А класс


Казань 2017


Влади́мир Все́володович Монома́х
(др.-рус. Володимиръ (-мѣръ[1]) Мономахъ; в крещении Василий; 1053—19 мая 1125) — князь ростовский (1066—1073),князь смоленский (1073—1078)[2], черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Российской просиявших (второе воскресенье послеПятидесятницы)[3] и в соборе Киевских святых (15 июля (28 июля))[4][5].

От ранних лет до княжения Святополка Изяславича[править | править вики-текст]

Своё детство и юность провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далёкие походы, воевал против половцев.

В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды ходил с отцом и Святополком Изяславичемпротив Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наёмного войска из половцев для междоусобной войны[6]. На момент смерти Святослава Ярославича (декабрь 1076 года) был смоленским князем.

В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода (две подряд зимы между 1078 и 1084 годами).

В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая войны, не препятствовал двоюродному брату Святополку занять престол, сказав: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Сам же остался княжить в Чернигове. Однако Владимир сохранил свою власть в Ростове и распространил её на Смоленск (1097). Также ему удалось не допустить замены своего сына Мстислава в Новгороде сыном Святополка (1102), и тем самым он нарушил традицию, по которой в Новгороде княжил старший сын киевского князя.

При Святополке Изяславиче (1093—1113)[править | править вики-текст]

Сразу после смерти Всеволода Ярославича Владимир и его брат Ростислав вместе со Святополком Изяславичем потерпели тяжёлое поражение на Стугне от половцев. Во время бегства через реку Ростислав Всеволодович утонул. Пытаясь спасти его, Владимир едва не утонул сам. После нового поражения Святополка у Желани Владимир вместе со Святополком бился с половцами ещё раз — у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него был заключён мир, скреплённый женитьбой Святополка на дочери хана Тугоркана.

На тему :Мономах-история имени - student2.ru

Картина С. В. Иванова. Русские князья заключают мир в Уветичах.

На тему :Мономах-история имени - student2.ru

А. Д. Кившенко. «Долобский съездкнязей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком».

В условиях киевско-половецкого мира Владимир оказался один на один с поддержанным половцами Олегом Святославичем, изгонявшим из Чернигова ещё его отца, и вынужден был уступить ему Чернигов (1094). В следующем году в Переяславле он убил во время мирных переговоров двух половецких ханов в присутствии киевского боярина Словяты, после чего Святополк выступил на стороне Владимира в войне за левобережные волости. Изгнание Олега из Чернигова обернулось вторжением Тугоркана и Боняка соответственно на левый и правый берега Днепра, но Тугоркан был разгромлен на Трубеже и погиб.

Тем временем Олег занял Муром (Изяслав Владимирович погиб), Ростов и Суздаль. Тогда на него двинулся Мстислав Владимирович из Новгорода, а Вячеслав Владимирович (уже в союзе с половцами) был послан отцом ему на помощь с юга. Олег был разгромлен на Колокше и изгнан из Рязани. Однако, несмотря на военные поражения, по решению Любечского съезда (1097) Святославичи получили всё отцовское наследство: Чернигов, Новгород-Северский, Муром, Рязань, Курск, Тмутаракань, после чего междоусобица на левобережье Днепра утихла.

Владимир Мономах по решению Любечского съезда получил все волости Всеволодовы, то есть Переяславль, Смоленск, Ростовскую область. Новгород также остался за сыном его Мстиславом.

Вскоре после Любечского съезда началась война за Волынь, Перемышль и Теребовль. Формальным поводом к войне послужило ослепление Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, но то, что это произошло во владениях Святополка, едва не привело к его свержению Владимиром с киевского престола в 1098 году. В результате войны Святополк отобрал у Давыда Волынь себе, а претензии Святополка на владенияРостиславичей провалились после битв на Рожном поле и на Вагре. Заключение мира и распределение волостей произошло на съезде в Уветичах (1100).

В 1101 году Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи на съезде у Сакова заключают мирное соглашение с половцами, подтверждённое обменом заложниками. Мир с половцами был нарушен Святополком и Мономахом в 1103 году.

Начиная с 1103 года, Владимир Мономах стал вдохновителем и одним из руководителей совместных наступательных военных походов против половцев(сражения на Сутени в 1103 году[7], на Сальнице в 1111), также были разбиты Боняк и Шарукан на переяславской земле (1107).

Великое княжение[править | править вики-текст]

На тему :Мономах-история имени - student2.ru

Владимир Мономах наПамятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; киевское боярство[8] 4 мая 1113 года призвали на княжение Владимира Мономаха:

А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля [1113] в 16 день [среда, 23 по н. ст.] за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. […] После того на десятый день [суббота, 26 апреля / 3 мая] устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а ещё нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье [27 апреля / 4 мая 1113 г.]. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой[9]

.

Восстание утихло, но в то же время князь вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение холопов и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 году Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка ИзяславичаЯрослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права на Киев. В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 году Мономах силой оружия завладел такжеМинским княжеством. При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 году при попытке вернуть Владимир-Волынский) иВсеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 года) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также концентрации большей части земель Древнерусского государства в руках киевского князя.

После второго похода русских дружин в верховья Северского Донца с разгромом находящихся под властью половцев городов (1116) половцы откочевали от русских границ (частично ушли на службу в Грузию), и посланное в конце правления Мономаха за Дон войско не нашло там половцев.

В 1116 году по поручению Владимира Мономаха Сильвестром, игуменом Выдубицкого монастыря, была создана 2-я редакция «Повести временных лет», затем в 1118 для переведённого отцом на юг Мстислава Владимировича — 3-я. Согласно предположению ряда ученых (Алешковский М. Х. и др.), в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст «Повести временных лет». Именно эта редакция летописи дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377 года[10].

Война с Византией[править | править вики-текст]

Около 1114 года на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV — Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошёл войной против Византии — последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать — теперь уже в «интересах» сына Лжедиогена II — Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю»[11].

Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно.[11]

Только в 1123 году русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора Иоанна II — Алексея.[11]

В «Слове о полку Игореве»[править | править вики-текст]


2006 год не случайно объявлен Годом литературы и искусства в РТ, так как на этот период времени приходится сразу несколько знаменательных дат, в том числе и 100-летие Сары Садыковой - талантливой дочери татарского народа - певицы, актрисы и композитора. Подготовка к празднованию этой даты началась еще в 2004 году, когда вышло соответствующее постановление Кабинета Министров РТ. Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани «О переименовании улицы в г. Казани» №2733 от 20.12.2006 г. часть ул. Нариманова (от ул. Татарстан до пл. Вахитова) переименована в честь С.Садыковой.

Биобиблиографический справочник "Сара Садыкова" посвящен этой знаменательной дате, составлен на 2-х государственных языках РТ (русском и татарском) и состоит из 6 разделов. В нем представлены воспоминания близких людей, современников и друзей, фотографии, раскрывающие ее многогранный творческий и жизненный путь, песни С. Садыковой (с текстами и нотами), стихи и сценарии, посвященные ей. В последнем разделе находится библиографический указатель произведений С. Садыковой и литературы о ее жизни и творчестве. Информационные источники представлены с 1995 по 2005 год и располагаются в обратнохронологическом порядке. Имеются также ссылки на значимую информацию о С. Садыковой в сети Интернет.

Драматическая актриса, сначала Татарского государственного музыкально-драматического театра под руководством Газиза Айдарского в Москве, затем Татарского академического театра имени Галиасгара Камала. Далее оперная певица – одна из первых солисток Татарского театра оперы и балета. (Кстати, в 1925 году первая татарская опера «Сания» была написана специально для ее голоса). А, может быть, главное – женщина-композитор Татарстана, открывшая чистую страницу небывалого прежде в татарском песенном творчестве жанра – песни в стиле танго, фокстрота, блюза. Ее первая песня относится к 1942 году – танго «Жду тебя».

И еще: видный общественный деятель, никогда не забывающий о том, что человек искусства прежде всего служит обществу, в котором живет. Прекрасная наставница творческой молодежи, умевшая притягивать к себе, будь то стар или млад.

Все это – о ней, о Саре Садыковой, которой 1 ноября исполнилось бы 95 лет. Мама дожила до восьмидесяти, но не состарилась душой. Она до конца продолжала творческую жизнь, не щадя себя, не теряя времени. Она как бы торопилась «все отдать при жизни, чтоб уйдя к небытию во власть, теплым ливнем, снегом ли пушистым к милой Родине припасть...» Последнее сочинение ее – 1986 года: старинная булгарская песня «Идел суы ага торыр» («Пока течет река Волга»).

Подводя черту в день ее юбилея, с уверенностью скажу: становление и развитие татарского музыкального искусства 20-х–30-х годов XX века связано с именем Сары Садыковой. Она стояла у истоков профессиональной татарской музыкальной культуры, работая в содружестве с Тази Гиззатом, Каримом Тинчуриным, Салихом Сайдашевым Она является изюминкой этой культуры.

В одном ее имени сконцентрировались различные виды и жанры татарской песни. На сегодняшний день ему нет аналога. Ее редкой красоты, богом данный голос был отшлифован в Московской консерватории и хорошо знаком и любим современниками, людьми ее поколения. Она оставила нам свои прекрасные песни, где каждая музыкальная фраза напоена национальным ароматом и колоритом, хватает за душу неповторимой задушевностью.

Сара Садыкова была мастером выражения этого состояния в своих мелодиях. Вместе с тем ее искусство заряжало оптимизмом, энергией. Ее песни зовут к добру, воспевают любовь к природе, человеку и его делам, к Родине. Они очищают, облагораживают. Мама считала, что песня – это очень серьезно и мучительно искала ее точную интонацию, фактуру сопровождения, инструмент.

Она восторженно и возвышенно чувствовала родную природу, музыку родного края, была влюблена в свой талантливый народи, вместе с тем ненавидела все низменное, недостойное, уродливое. Коммунист с кристально чистой совестью, она верила в гуманные идеалы социализма и интуитивно чувствовала, что формы его нужно совершенствовать.

Вместе с тем мама зачитывалась религиозными книгами на арабском языке, шедеврами древности в подлиннике. Идеи гуманизма и каноны религии удивительно переплетались в ее мировоззрении. В течение всей жизни ее не покидало чувство Прекрасного. Она была похожа на свои песни.

Было в жизни артистки нечто неизменное – это любовь зрителя, которая зажглась в дни ее молодости, когда народ называл ее «татарский соловей». От Кронштадта до Камчатки, от Москвы и до Ташкента народ знает Сару Садыкову, у нее много друзей и почитателей ее таланта разных национальностей и профессий – в Америке Финляндии, Корее Китае. Где только нет наших соотечественников!

Феноменальный талант, помноженный на титанический труд, плюс признание своего народа протяженностью в 65 лет – вот что такое Сара Садыкова Сегодня любителям музыки она известна как композитор, автор песен, музыкальных драм и комедий. Продолжая добрые традиции С.Сайдашева, Л Музаффарова, народной песни, она создавала свои, такие близкие сердцу ее современников. Восторженная, открытая людям, мама умела радоваться успехам коллег, высоко ценила профессионализм – замечательное качество истинного художника!

Татарская певица и композитор. Заслуженная артистка Республики Татарстан (1939). В 1977 г. была удостоена звания Народная артистка Республики Татарстан. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат государственной премии им. Г. Тукая.

Училась в знаменитой женской школе, после ее окончания продолжила учебу в педагогическом техникуме. Уже в годы учебы она стала проявлять свои музыкальные способности. В 1921 г. в благотворительном спектакле «Холостяк» исполнила свою первую музыкальную роль и по настоянию преподавателя техникума, композитора Солтана Гобаши, была направлена на учебу в Москву. В 1922-1928 гг. училась в Московской консерватории имени Чайковского, а в 1934-1938 гг. там же закончила студию татарской оперы.

Первое ее танго «Жду тебя» на стихи А. Ерикеева было написано в 1942 г. и имело огромный успех и распространение. Песни ее богаты по тематике. Здесь и протяжные, лирические, шуточные, героико-патриотические, песни о любви, дружбе, веселые вальсы, марши, танцевальные ритмы и т. д.

Внесла большой вклад в становление татарской оперы. За свою творческую деятельность сочинила около четырехсот песен, музыку к тридцати спектаклям, множество инструментальных произведений, две музыкальные комедии. В 30-е гг. на сцене театра «Рабочий» в Москве, а также на сцене Казанского драматического театра ею было создано немало женских музыкальных образов.

Наши рекомендации