Тема 8. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ
1. Укажите наиболее эффективный путь индивидуализации обучения на уроке:
а) дополнительные занятия с отстающими;
б) прикрепление сильных учеников к слабым;
в) дифференцированные самостоятельные работы для слабых, средних и сильных учащихся;
г) ориентировка в обучении на средних учеников.
2. Индивидуализация обучения - это:
а) организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
б) личностно-ориентированное обучение;
в) программированное обучение;
г) фронтальная форма обучения;
д) групповая форма обучения.
3. Технологии индивидуализации обучения представляют:
а) проектный метод;
б) технология В.Ф. Шаталова;
в) технология Инге Унт;
г) адаптивная система А.С. Границкой;
д) технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева;
е) технология В.Д. Шадрикова;
ж) план Трампа;
з) программированное обучение.
4. Технология саморазвивающего обучения предусматривает удовлетворение таких познавательных потребностей личности, как:
а) самоутверждение;
б) самовыражение;
в) защищенность;
г) самоактуализации.
5. Обучение отдельных групп учащихся по различным планам и программам различными методами:
а) дифференцированное обучение;
б) интегрированное обучение;
в) программированное обучение.
6. Дифференциация означает:
а) распределение по группам;
б) объединение по категориям.
7. Дифференциация обучения - это:
а) форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся;
б) индивидуальное обучение;
в) личностно-ориентированное обучение;
г) дистанционное обучение;
д) программированное обучение.
8. Технология уровневой дифференциации - это форма организации учебного процесса с учетом:
а) индивидуальных особенностей учащихся;
б) возможностей учебного заведения;
в) возможностей педагога;
г) учебной программы.
9. Дифференцированный подход это:
а) учебно-воспитательный процесс, при котором постановка целей любого урока заключается не только в определении новых знаний, но и в определении действий, которые адекватны этим знаниям и выполнению которых предстоит научиться учащимся;
б) учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных особенностей учащихся;
в) творческий познавательный процесс, первый этап которого характеризуется возникновением у субъекта познания чувства затруднения, первоначальным его анализом и формулировкой противоречия, задачи.
10. Что является характерными признаками коллективного способа обучения?
а) взаимообучение;
б) динамические пары;
в) одновременное диалогическое общение всех учащихся класса;
г) смена рабочих мест;
д) ученик является объектом обучения;
е) жёсткая последовательность освоения материала предмета;
ж) самоконтроль.
11. Технология коллективного обучения включает:
а) взаимообучение;
б) взаимозачет;
в) взаимопомощь;
г) взаимопроверку.
12. Что предполагает групповой способ обучения?
а) деление класса на группы со своими заданиями;
б) систематический характер содержания обучения;
в) усредненный темп усвоения;
г) повышенную групповую активность;
д) групповую ответственность;
е) выделение лидеров;
ж) игровые методики.
13. На основе эффективности организации и управления процессом обучения созданы:
а) технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова;
б) групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин);
в) вальдорфская педагогика;
г) укрупнение дидактических единиц.
14. Диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки вопросов подводит учеников к пониманию материала – это:
а) учебная беседа;
б) метод проблемного обучения;
в) исследовательский метод обучения;
г) иллюстративный метод;
д) метод контроля.
15. Какие утверждения справедливы в технологии «Диалог культур»?
а) принцип систематичности и последовательности содержания обучения;
б) обучение идет по коренным, реальным текстам данных эпох;
в) программы для каждого класса создает сам учитель;
г) учебных предметов как единых смысловых систем нет;
д) основу дидактической структуры содержания обучения представляет диалог.
16. Самостоятельная учебная работа учащихся – это:
а) учебная деятельность школьника по заданию учителя;
б) внеклассная учебная работа;
в) форма учебной деятельности, осуществляемой без учителя;
г) индивидуальная учебная деятельность;
д) выполнение индивидуальных заданий учителя.
17. К какому типу управления (по В.П. Беспалько) относится технология С.Н. Лысенковой?
а) разомкнутому;
б) циклическому;
в) рассеянному;
г) направленному;
д) ручному;
е) автоматизированному.
18. Какие из положений и целевых ориентации характерны для технологий Н.А. Зайцева и В.Н. Зайцева:
а) одновременное введение букв и цифр;
б) повторение — мать ученья;
в) параллельное становление речи и обучение чтению;
г) изучение букв алфавита до начала обучения чтению;
д) складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа;
е) перевод 90% двоечников на нормативный уровень;
ж) обучение с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок);
з) использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объёмной, моторной, кинестетической;
и) сохранить учебные умения (3-й, 5-й классы) в период каникул;
к) читать и считать к 5 годам;
л) чтение через письмо;
м) оптимальное чтение во 2-3-м классах — 120 слов в минуту.
Тема 9. ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ[/b]
[b]1. Педагогика сотрудничества – это:
а) направление в советской педагогике 2-ой половины 20 в.;
б) форма коллективной работы учащихся;
в) объект деятельности учителя;
г) научная теория Я.А. Коменского;
д) метод обучения;
е) управление педагогическим процессом.
2. Стиль деятельности, основанный на содружестве участников педагогического процесса, получил название:
а) авторитарное руководство;
б) коммунарская методика;
в) самоуправление;
г) педагогика сотрудничества;
д) либеральное руководство.
3. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и учеником складываются отношения:
а) объект-объектные;
б) субъект-субъектные;
в) объект-субъектные;
г) субъект-объектные.
4. Субъект-объектные отношения педагога и ученика характерны для технологии:
а) педагогики сотрудничества;
б) дидактоцентрической;
в) авторитарной;
г) программированного обучения.
5. Субъект – субъектные отношения предполагают:
а) отношение к ученику как к равноправному участнику образовательного процесса;
б) субъективизм оценки учителя;
в) отношение к ученику как к испытателю.
6. Построение учебного сотрудничества со сверстниками требует:
а) организации действий детей, при которой стороны имеют единую цель, распределение функции и позитивные межличностные отношения;
б) эмоционального и интеллектуального сопереживания, сомышления и содействия детей;
в) совместной развивающей деятельности ребят;
г) общей заинтересованности детей в достижении цели.
7. По позиции ребенка и отношению к нему выделяется тип технологий:
а) авторитарные;
б) дидактоцентрические;
в) личностно-ориентированные;
г) гуманно-личностные;
д) сотрудничества;
е) свободного воспитания;
ж) локальные;
з) общепедагогические;
и) материалистические.
8. Технологии гуманно-ориентированного обучения преследуют следующие цели:
а) спартанское воспитание,
б) развитие и становление познавательных сил ребенка,
в) саморазвитие ребенка,
г) облагораживание души и сердца ребенка.
9. Представителем гуманной педагогики является:
а) М.П. Щетинин;
б) И.П. Иванов;
в) С.И. Лысенкова;
г) И.П. Волков,
д) Л.А. и Б.П. Никитины;
10. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили построена на основе:
а) личностной ориентации педагогического процесса;
б) активизации и интенсификации деятельности учащихся;
в) теории поэтапного формирования знаний.