Психологическое сопровождение управленческих процессов
Цель — содействие повышению эффективности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Задачи:
исследование социально-психологического климата в коллективе, взаимопонимания и взаимодействия в системах «администрация — педагоги», «педагоги — педагоги»; поиск и апробация новых форм эффективного делового и досугового взаимодействия; разработка мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе.
Обязательная документация педагога-психолога:
план работы на год, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;
результаты индивидуальных психодиагностических исследований;
график работы, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;
аналитический отчёт о работе за год, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;
отчёты и аналитические материалы по результатам психодиагностических исследований и психологической поддержки отдельных категорий воспитанников;
журнал учёта работы по разделам, отражающим основные направления деятельности;
перечень психологических методик и программ, используемых в работе.
При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счёт собственных средств.
Примерное распределение рабочего времени педагога-психолога.
В пределах 40 часов рабочего времени в неделю педагог-психолог самостоятельно планирует свою работу для выполнения должностной инструкции, утверждаемой руководителем дошкольного учреждения на основании квалификационной характеристики педагога-психолога (утверждена постановлением Министерства труда 28.04.01 г., № 53). Профессиональное совершенствование в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений входит в рабочее время специалистов, которое согласовывается с руководителем дошкольного учреждения.
Литература, рекомендуемая для использования при организации коррекционно-развиваюшей работы.
Башлакова, Л.Н., Мартынова Л.А. Психологические занятия-тренинги в детском саду: Пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /Л.Н. Башлакова, Л.А. Мартынова — Мн.: УП «Технопринт», 2004. — 208 с.
Белинская, Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В. Белинская. — СПб.: Речь, 2006. — 125 с.
Горбатова, Е.В. Графические игры: подготовка руки к письму: Пособие для детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Горбатова. — Мн.: Беларусь, 2004. — 35 с.: ил.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. — СПб.: Речь, 2001. — 160 с.
Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. — М.: Генезис, 2000. — 208 с.
Ксёнда, О.Г. Комплексы развивающих игр для дошкольников: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О.Г. Ксёнда, О.Д. Нечай. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 86, [2] с.: ил.
Кушнир, Н.Я. Игровые комплексы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.Я. Кушнир. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 118 [2] с.: ил.
Набойкина, Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребёнком / Е.Л. Набойкина. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
Пралеска: Программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. — Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. — 312 с.
Панько, Е.А. и др Работаем по программе “Пралеска”: Пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Панько и др. — Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. — 304с.
Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии /Н.А. Сакович. — СПб.: Речь, 2005. — 224 с.
Социальная одарённость и коммуникативные способности: выявление и развитие в дошкольном возрасте: Пособие для педагогов и педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, Н.С. Старжинская и др./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 161, с.: ил.
Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. — 143 с.
Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. — 120 с.
Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе / В.Л. Шарохина. — М: «Прометей», «Книголюб», 2001. — 77 с.
Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе / В.Л. Шарохина. — М: «Прометей», «Книголюб», 2001. — 72 с.
Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе / В.Л. Шарохина. — М: «Прометей», «Книголюб», 2001. — 63 с.
Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Г. Яковлева. — СПб.: «Валерии СПД», 2001. — 112 с.
Примерная форма плана работы педагога-психолога дошкольного учреждения
Утверждаю
Заведующий ДУ______
«___»__________200__г.
План работы педагога-психолога дошкольного учреждения
___________________________/Наименование учреждения образования/
на______учебный год
Цель:______________________________________________________________
Задачи:_____________________________________________________________
Месяц | Психолого- педагогическая диагностика | Коррекционно-развивающая работа | Здоровьесберегающая деятельность | Психолого-педагогическое консультирование | Психологическая профилактика и просвещение | Методическая работа | Психологическое сопровождение управленческих процессов |
Сентябрь | Мероприятия: Дети Родители Педагоги | ||||||
Педагог-психолог ______________________________ /Ф.И.О./ (подпись) |