Организация коррекционных занятий
Неоднородность состава учащихся ярко проявляется в разных уровнях усвоения программного материала (особенно по математике, русскому языку, труду). Коррекционные занятия призваны создать основу для возможно более полного овладения ребенком школьными знаниями.
Прежде чем определить степень и содержание конкретной помощи ученику в рамках дополнительных коррекционных занятий, следует провести полноценное обследование с позиций системного подхода: вычленить специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями и навыками; установить причинность, структуру, выявить особенности познавательной деятельности, определить потенциальные возможности. Многолетние педагогические (В. В. Воронкова, С. А. Мирский, Н. П. Павлова, В. В. Эк и др.) и психологические (И. В. Белякова, И. Ю. Левченко, В. Г. Петрова, У. В. Ульенкова и др.) исследования подтвердили результативность коррекционной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью при разделении их на группы по общей способности к обучению.
В начале учебного года в каждом классе в соответствии с предлагаемой программой курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» отводится 1—2 часа на обследование детей.
Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями развития дошкольного и младшего школьного возраста (диагностические комплексы Л. А. Венгера, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича и др.). Примерная схема обследования детей представлена в Приложении 1.
Беседа с учителем, психолого-педагогическое наблюдение за детьми на уроке и в других видах деятельности, несомненно, дополнят полученные сведения.
Особое внимание в процессе диагностики следует уделить тем детям, у которых значительно нарушено чувственное познание мира, минимизирован сенсорный опыт, а именно: выявляются нарушения мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, ослаблены процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, наблюдается недоразвитие осязательного анализатора, характерны затруднения ориентировки в пространстве.
Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам:
— развитие моторики и зрительно-моторных координаций(манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.);
— зрительно-пространственное восприятие(нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения);
— слуховое восприятие(различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение);
— восприятие формы, величины, цвета(узнавание и называние основных сенсорных эталонов);
— пространственно-временные понятия(называние частей суток, дней недели, месяцев; определение длительности временных интервалов, последовательности событий; ориентировка на собственном теле и в пространстве);
— тактильно-двигательные ощущения(определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).
Используемые педагогом-психологом методические приемы должны быть по возможности краткими, удобными для быстрого выявления сенсорного недоразвития ребенка.
В процессе диагностики необходимо применять разные модификации методик в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами. Для этого требуются соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки или логический куб, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, необходимые игрушки, иллюстративный материал, альбом, карандаши и др., которые предъявляются ребенку постепенно, по мере необходимости. Обследование должно проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.
В процессе обследования педагог-психолог выявляет не только достигнутый уровень развития, но и зону ближайшего развития. Одновременно оценивается уровень овладения компонентами учебной деятельности: мотивационно-ориентировочным, операциональным, контрольно-оценочным.
Результаты обследования являются определяющими при формировании подгрупп, которые создаются на основе выявленной зоны актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.
В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Педагог-психолог планирует индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций (пространственный гнозис, внимание, мелкая моторика, тактильно-двигательное восприятие и др.) и коррекцию выявленных нарушений у детей.
Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.
Органическое единство практической и мыслительной деятельности, характерное для занятий, обеспечивает решение названных выше задач. Одновременно подчеркнем, что коррекционно-развивающие занятия должны способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).
Коррекционные индивидуальные и подгрупповые (2—4 человека) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня; продолжительность занятий 15—25 мин.
Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей в каждом классе.
Занятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в психике ребенка, его познавательных способностях. По мере исправления типичных недостатков и затруднений у учащихся, с которыми проводилась индивидуальная коррекция, они включаются в групповую работу, тем самым обеспечивая подвижный состав подгрупп.
Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:
— принцип деятельностного подхода,обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;
— индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средствс учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;
— интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;
— активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;
— преемственность в работе учителя и педагога-психолога: решение в объеме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика.
При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.
Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. Этому способствуют квалифицированная педагогическая помощь ребенку различными средствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на постепенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаемым для каждого ребенка. В одних ситуациях это совершается под руководством взрослого, а в других — самостоятельно, что будет означать возможность переноса усвоенных способов действия в учебную ситуацию на уроке и в повседневную жизнь.
Результативность занятийобеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:
— учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;
— оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;
— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;
— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;
— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.
Особо подчеркнем, что в целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.
Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.
Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. на основе полноценного восприятия предметов и понимания отношений между ними объективно оценивать действительность в пространственных, количественных, качественных и временных отношениях.
Именно в русле предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения. Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря учащихся, овладению грамматическим строем речи, развитию связной речи, формированию умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее.
Наибольший эффект предметно-практическая деятельность приносит в том случае, если педагог-психолог одновременно организует двигательную активность детей: упражнения в пространстве комнаты, здания, улицы (моделирование, ориентирование); использование игр средней подвижности с мячом, скакалкой, другим спортивным инвентарем («Поймай свой цвет», «Мы — гимнасты», «Море волнуется» и др.); упражнения с ходьбой и бегом («Сенсорная тропа», «Дорожка следов» и др.); графические упражнения (на тетрадном, альбомном листе, на ватмане). Мышечные ощущения, которые возникают у ребенка, вызывают чувство удовлетворения, создают положительный эмоциональный фон, а значит, усвоение любого материала идет более эффективно.
За основу коррекционного занятия берется один, ведущий, раздел изучаемой программы, например «Ориентировка в пространстве», но при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее из других разделов, прямо или косвенно связанные с основной темой: «Развитие крупной и мелкой моторики», «Восприятие формы, величины, цвета». Например:
1. Упражнения на развитие крупной моторики (игры «Дартс», «Кольцеброс»).
2. Дидактическая игра на зрительное восприятие пространства комнаты (например, «Определи местоположение игрушек»).
3. Задания на развитие зрительно-двигательных координаций и ориентировку в пространстве комнаты (например, расположить предметы в комнате по инструкции педагога), в качестве предметов используются геометрические фигуры разной величины и разного цвета.
При знакомстве с разделом «Восприятие времени» в качестве сопутствующих идет работа по разделам «Развитие моторики», «Тактильное восприятие», «Восприятие особых свойств». Например:
1. Упражнения на развитие мелкой моторики (графические упражнения).
2. Упражнения на тактильное определение особых свойств предметов (с завязанными глазами определить поверхность предмета).
3. Упражнения в определении времени по индивидуальным моделям часов.
4. Задания на определение возраста людей (по фотографиям и иллюстрациям).
От того как сумеет педагог-психолог организовать коррекционные занятия, использовать различные виды деятельности, в значительной степени зависит их эффективность.
Приведем дополнительно некоторые варианты структуры занятий.
Вариант 1
1. Выполнение движений по сигналу.
2. Дидактические игры на зрительное восприятие пространства комнаты.
3. Задания на развитие зрительно-двигательных координаций и ориентировку в пространстве комнаты.
4. Графические упражнения.
Вариант 2
1. Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики.
2. Дидактические игры на формирование ощущений от различных поз своего тела.
3. Упражнения на восприятие формы и цвета предметов.
4. Задания на развитие тонкой моторики (закрашивание геометрических фигур разным цветом).
Педагог-психолог вправе самостоятельно определить круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии, и выделить из них приоритетную (или приоритетные). При этом всегда структура и содержание занятия определяются основной из двух возможных его целей:
— подготовить ребенка к усвоению учебного материала;
— восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях.
В зависимости от целей курса занятий и конкретных условий (уровень подготовленности детей, их индивидуальные особенности, условия проведения занятий и др.) будет выстраиваться календарно-тематический план: последовательность и сроки прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяться формы и содержание разных видов деятельности на занятии и их соотношение. Допускается наличие нескольких планов (3—4) на один класс, основанных на разных разделах программы или их совокупности; возможно перспективное планирование на группу. Таким образом, календарно-тематический план курса занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.
При этом необходимо учитывать темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, музыка, физическая культура) и соответственно отбирать содержание и методические приемы работы с учащимися для индивидуальной коррекции. Осуществление межпредметных связей должно быть предусмотрено при изучении каждой темы программы. Так, при изучении тем «Форма», «Величина предметов» устанавливается взаимосвязь с уроками математики; закрепление умений различать цвета и их оттенки предполагает учет сформированных знаний на уроках рисования; упражнения на крупную моторику (согласованность движений различных частей тела) требует знания основных правил, предъявляемых к детям на уроках физической культуры. Акцент при этом должен быть сделан на формирование умений и навыков применения сенсорных эталонов, а не на факт прохождения программного материала по разным предметам.
Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Но педагогу-психологу следует помнить, что интегративность курса достигается не только за счет межпредметных связей, а главным образом, за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.
При этом отметим, что развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих заданий. Так, развитие памяти предполагает любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий выполнения или отсроченностью выполнения инструкции. Развитию внимания способствуют специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности, внесение различных видов наглядности. Воображение развивается при выполнении любого задания, даже минимально имеющего творческий характер: имитационные упражнения, составление узоров из геометрических фигур, придумывание поз своего тела и др.
Итак, каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работуна уроке, а дополняет ее.
Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, как показала наша практика, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Рассмотрим основные из них:
1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3. Начинать занятие следует с разминки, далее организовать повторение (более легкое задание), затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать не на скорость, а на качество.
6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки, положением ручки и тетради.
9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.
Из всего сказанного становится ясно, что дети с пониженными способностями к обучению требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций, наиважнейшим из которых мы считаем обеспечение целенаправленного и квалифицированного психолого-педагогического руководства. Только в этом случае будет достигнута конечная цель занятий: обеспечить каждому ребенку возможность для усвоения программных требований на уроках, создать условия, соответствующие возрасту, для продвижения в психическом развитии, в формировании способности учиться.