Общая характеристика самостоятельной музыкальной деятельности. Руководств СМД
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными уме ниями и навыками, способностью переносить разнообразные му зыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятель ной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей- деятельность по инициативе самих детей.
Самостоятельная деятельность детей ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах.
Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной ини циативе.
Ветлугина определила формы проявления самостоятельной музыкальной деятельности детей:
- сюжетно-ролевые игры (напевание);
- самообучающие упражнения (один ребенок показывает другому как надо играть на музыкальных инструментах);
- в виде художественной самодеятельности, когда дети демонстрируют свои умения в исполнении знакомых попевочек.
В самостоятельной деятельности качество исполнения произ ведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она сви детельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состояв шемся развитии музыкальных способностей.
Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некото рой степени могут быть показателем работы музыкального руко водителя на занятиях.
К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:
- музыкальные занятия;
- праздники и вечера развлечений;
- театральные постановки и концерты;
- телевидение, видео, мультфильмы;
- окружение (семья).
Условия возникновения самостоятельной деятельности
Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие ме лодии на детских музыкальных инструментах. Но подобное про исходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музы кальными умениями и навыками.
И, ко нечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реали зации своих замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь - руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответ ствующей ситуации для выполнения замысла).
Руководство педагога (или родителей) здесь носит косвен ный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, также является умение педагога исполь зовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения дол жен быть доступен и привлекателен для ребенка.
Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели долж ны не только продумывать репертуар и предоставлять детям му зыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить спосо бам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях необходимо приучать дошкольни ков к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на триоле и т. д.
Создание определенной ма териальной среды - «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей.
В таком «музыкальном уголке» уже в средней группе должен быть набор следу ющих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т.е. макеты, изготовленные воспитателями), кро ме того, различные пособия-самоделки для проведения дидакти ческих упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следу ет вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.
В младших группах необхо димые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, моло точки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.
Пособия для старших детей, по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозити вы, грампластинки, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться са мостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музы кально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).
На основании многолетних исследований, проводимых под руководством НА. Ветлутиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье.
В его организации реко мендуется придерживаться следующих положений:
- обучение - средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;
- музыкальные занятия - основная форма организации обу чения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;
- содержание обучения должно соответствовать целям музы кального воспитания, обеспечивая перенесение полученных уме ний и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;
- руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается веду щим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.
При планировании работы по музыкальной деятельности самостоятельная музыкальная деятельность также должна быть запланирована(планируется то, что может быть стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности - внесение пособий, книг, создание уголка наблюдений за самостоятельной музыкальной деятельностью детей, косвенное руководство)
30. Праздники: значение, содержание, организация. Роль музыки на праздниках.