Функциональные характеристики родного языка

Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека 1.,Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)
2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции 4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач
3. «Личностные» характеристики языка 9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10. Средство выражения себя (самовыражения] и саморегуляции

В этих функциях язык выступает с самого раннего воз­раста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Наряду с общими элементами общественно-историчес­кого опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка — национально-куль­турная. Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосозна­ния.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку — это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются при­рода, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно вос­питываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усво­ения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает вни­мание детей к образным средствам выразительности, звуч­ности и мелодичности, уместности использования язы­ковых средств и тем самым закладывает основы эстети­ческого отношения к языку. Особое значение для эстети­ческого развития имеют художественное слово, словес­ное творчество и художественно-речевая деятельность са­мих детей.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, дей­ствительно решающая роль, однако язык не является де­миургом человеческого в человеке»1. Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятель­ность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступа­ют в различные формы общения.

§ 4. Методы исследования в методике развития речи*

Научные исследования в области методики направлены на определение педагогических условий эффективного раз­вития речи детей, на обогащение методической теории и практики. Они обеспечивают обоснованность и надежность методических рекомендаций.

Характер исследования определяется его целью. В этой связи различают три вида исследований: историко-методическае с целью изучения педагогических систем прошлого, их анали­за; осмысления и использования в современных условиях: исследования по изучению и обобщению лучшего опыта работы воспитателей детских садов; экспериментальные исследования, имеющие разные цели — изучение особенностей развития разных сторон речи детей, проверка доступности программ, эффективности отдельных методических приемов, построе­ния педагогического процесса в целом и др.

Как педагогическая наука, методика использует все многообразие психолого-педагогических методов исследо­вания. Принято делить методы исследования на теорети­ческие и эмпирические (практические).

К теоретическим методамотносятся: изучение и ана­лиз теоретической литературыпо проблеме исследования; моделирование, анализ и обобщение материа­ла, полученного в наблюдениях, беседах, экс­перименте, т. е. эмпирическим путем.

Эмпирические методы:наблюдение, беседа, рей­тинг (оценки компетентных судей), изучение опыта работы воспитателей, опытно-педаго­гическая работа, педагогический эксперимент.

Дадим краткую характеристику методов.

Для любого исследования по проблемам формирования речи характерно сочетание психологического, психолинг­вистического, лингвистического, дидактического и соб­ственно методического подходов. В связи с этим изучается литература, в которой раскрываются методологические, психологические, лингвистические основы развития речи. Особое значение имеют изучение и анализ педагоги­ческой литературы (отечественной и зарубежной, совре­менной и наследия прошлых лет), в результате которых выясняется степень изученности, состояние интересующего исследователя вопроса в теории (кем и какие исследова­ния выполнены по данной теме, где опубликованы их результаты, в чем они состоят, что нового вносит автор каждой работы). Важно выделить основные подходы и точ­ки зрения авторов, мало разработанные и дискуссионные положения, выразить свое отношение к авторским пози­циям и выводам.

Метод моделирования — воспроизведение харак­теристик некоторого объекта на другом объекте, специ­ально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип аналогии. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при проектировании учеб­но-воспитательного процесса или его фрагментов. При по­мощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между эле­ментами учебно-воспитательного процесса, создаются ре­комендации по совершенствованию последнего.

Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.

Наблюдение проводится за речью детей, за деятель­ностью воспитателей. Оно помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень владения речевыми умениями и навыками.

Изучение и анализ педагогической докумен­тации дошкольных учреждений, анкетирование воспита­телей и родителей позволяют определить состояние рабо­ты по интересующей проблеме в массовой практике.

Беседы (с детьми, педагогами, родителями) исполь­зуются для изучения постановки процесса обучения и вы­яснения проблем по ходу исследования. К беседе примы­кают методы анкетирования и интервью.

Опытно-педагогическая работа — метод внесе­ния преднамеренных изменений в учебный и воспитатель­ный процесс, рассчитанных на получение воспитательно­го и образовательного эффекта, с их последующей провер­кой. Данный метод является разновидностью эксперимен­та. В отличие от последнего он дает только общие, суммар­ные представления об эффективности той или иной систе­мы работы.

Эксперимент направлен не только на проверку ги­потезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей, т. е. на более глубокое проникновение в сущ­ность учебно-воспитательного процесса.

В исследовании всегда используется совокупность раз­ных теоретических и практических методов. Критерии вы бора методов: адекватность объекту, предмету и задачам исследования; научная обоснованность: соответствие ло­гике исследования; направленность на всестороннее и гар­моничное развитие испытуемых; взаимосвязь с другими методами в единой методической системе. Особенности применения названных выше методов педагогического ис­следования в методике определяются прежде всего содер­жанием изучаемых ею закономерностей.

Важным моментом является определение темы и пробле­мы исследования. Оно осуществляется на основе изучения состояния вопросов развития речи в теории и практике. Актуальность исследования определяется социальной зна­чимостью, степенью разработанности проблемы в теории и практике.

Покажем особенности применения разных методов на примере конкретного исследования на тему «Обучение де­тей шестого года жизни связным высказываниям типа рас­суждений». Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования связных высказываний типа рас­суждений у детей шестого года жизни. Задачи исследования: 1. Выявить особенности высказываний типа рассуждений у детей шестого года жизни. 2. Разработать и экспериментально проверить методику обучения детей монологам-рассужде­ниям.

Представим в самом общем виде этапы исследования.

1. Изучение лингвистической литературы и определение на ее основе сущности связного текста, особенностей фун­кций, структуры, языковых средств, способов связей меж­ду фразами и частями монологов-рассуждений.

Изучение психологических основ формирования у де­тей монологических высказываний типа рассуждений.

Изучение педагогической литературы (в историческом аспекте) по проблеме исследования.

Обоснование выбранной темы, цели, задач и методов исследования.

2. Определение рабочей гипотезы: «Дети шестого года жизни овладевают связными высказываниями типа рассуж­дений:

если организовано содержательное общение педагога с детьми в разных видах деятельности, в ходе которого со­здаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отношений между объектами реального мира и их вербального выражения;

если на обучающих занятиях дети знакомятся со струк­турой высказывания-рассуждения и способами связи его частей».

В разработке гипотезы используются сведения из линг­вистики, психологии, других наук, а также данные пред­варительного изучения состояния вопроса в теории и прак­тике дошкольного воспитания.

3. Составление общего плана исследования: разработка методики экспериментальной работы — констатирующий этап (методика выявления особенностей высказываний до обучения, выполняющая роль тестов), формирующий этап (моделирование содержания и методики эксперименталь­ного обучения) и контрольный эксперимент (методика изучения результатов работы); выбор дошкольных учреж­дений, контрольных и экспериментальных групп; подго­товка дидактического материала, подготовка воспитате­лей (и при необходимости родителей); разработка пока­зателей и критериев, по которым будет оцениваться речь детей.

4. Констатирующий этап исследования. Его цель — оп­ределить особенности высказываний типа рассуждений в речи детей контрольных и экспериментальных групп. Для этого можно предложить следующую методику: а) много­кратные 30-минутные наблюдения за речевым общением педагогов и детей, а также детей друг с другом. Содержа­ние и формы общения тщательно протоколируются (маг­нитофонные записи, видеосъемка, стенографирование и др.); б) беседы с детьми о любимой игрушке (какая твоя любимая игрушка? почему она любимая?); в) отгадывание загадок (доступная загадка, например, о луке). Беседы и отгадывание загадок проводятся индивидуально с каждым ребенком в отдельности.

Собранные материалы анализируются и обобщаются с учетом принятых показателей и критериев (предметно-ло­гическое содержание высказываний, их аргументирован­ность, доказательность; связность, структурное оформле­ние, развернутость высказываний, плавность и др.). Резуль­таты используются при уточнении содержания следующе­го этапа исследования.

5. Формирующий эксперимент — экспериментальное обучение детей. В контрольных и экспериментальных груп­пах уравнивают все условия, но в контрольной не исполь­зуется экспериментальная методика обучения. Обучение детей проводится с учетом положений гипотезы. Все материалы тщательно фиксируются и подвергаются анализу, результаты которого сразу же используют для корректи­ровки ранее разработанной методики. Формулирование некоторых предварительных выводов.

6. Контрольный этап исследования: изучение резуль­татов экспериментальной работы — кроме методики, ис­пользованной на констатирующем этапе и позволяющей сравнивать получаемые данные, можно разработать за­дания на проверку переноса умений в новые условия, а также задания, выявляющие влияние проведенной ра­боты на общее речевое и умственное развитие детей. Срав­нение результатов работы, применение методов их мате­матической обработки, определение достоверности вы­водов.

Формулирование выводов, в которых должны подтвер­ждаться или опровергаться гипотеза, содержаться ответы на поставленные в исследовании вопросы. Разработка ме­тодических рекомендаций.

7. Апробация полученных данных в массовой практике: публикация материалов исследования в печати, обсужде­ние их на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях; сбор отзывов о предложен­ных методических рекомендациях и др.

Методический эксперимент продолжается в течение 1—3 лет и позволяет получить объективные результаты. Кроме длительного эксперимента могут проводиться и кратковременные, выборочные. Они могут предварять раз­работку экспериментального обучения или сопровождать последнее. В первом случае они носят поисковый харак­тер, для того чтобы при моделировании формирующего эксперимента можно было использовать результаты это­го поиска. Например, с целью отбора наглядного и худо­жественного материала для детей при закреплении и ак­тивизации словаря по разным темам можно провести пе­рекрестные эксперименты, выясняющие доступность ли­тературных произведений, картин. Аналогично поступа­ют в случаях проверки эффективности отдельных при­емов обучения, например таких, как привлечение вни­мания детей к слову, участие в экскурсиях представите­лей той профессии, с которой знакомятся дети (в сло­варной работе), и др.

Методикой научного исследования студенты начинают овладевать в учебной работе, выполняя различные задания исследовательского характера (анализ литературы, изучение речи детей, разработка программ индивидуального развития детей и др.). Элементы эксперимента, опытно-педагогическая работа становятся основными методами выполнения курсовых и дипломных работ.

Вопросы

Наши рекомендации