Государственно-правовые основы социальной политики России по защите прав инвалидов
Анализируя законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что за последние годы на государственном уровне были приняты определенные меры по ратификации и реализации ряда международных правовых документов, касающихся защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями.
В иерархии законодательных актов высшую ступень занимает Конституция страны, в которой определены те органы, которым
предоставлены права законотворческой деятельности, — статья 104. Приоритетная роль в правовом поле РФ принадлежит законам, принимаемым Федеральным собранием или его палатами (Государственной думой, Советом Федерации). Это — федеральные законы. Они имеют силу прямого действия на всей территории России. Именно федеральные законы призваны обеспечить устранение негативных последствий правового неравенства, сохраняя или предоставляя каждому человеку возможность занять достойное место в обществе.
Субъекты Федерации также обладают правом принятия нормативно правовых актов, однако таковые носят локальный характер, ограниченный определенной территорией, имеют более конкретное содержание, обозначающее гарантии для людей с ограниченными возможностями с учетом особенностей и специфических условий той или иной территории РФ.
Система федеральных законов наделена абсолютным приоритетом перед нормативно правовыми актами, принимаемыми органами исполнительной власти (постановления Правительства РФ, акты и положения министерств и ведомств). Последние обладают силой подзаконных нормативно-правовых документов, т.е. документов более низкого порядка, и не могут противоречить федеральным законам. Выполняя роль правового регулирования механизма реализации конституционных гарантий, федеральные законы определяют приоритеты целевых групп населения и содержат нормы их социальной защиты. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут изменять приоритеты и нормативы федеральных законов. Они имеют право устанавливать нормативные льготы, дополнительные к государственным, уточнять механизм реализации системы социальной защиты в границах своей территории.
Изменение социально-экономических условий в обществе находит отражение в реформировании содержания государственной политики и неизбежно влечет за собой изменения и дополнения в законодательной базе. Соответственно изменяются целевые группы населения, нуждающиеся в помощи, меняются нормативы и механизмы их социальной защиты.
Конституция как основной закон страны, имеющий продолжительный срок действия и не подлежащий локальным изменениям, не может и не должна определять конкретную реализацию тех или иных содержащихся в ней постулатов. Для развития конституционных гарантий существует система федеральных законов. Эти законы рассчитываются на менее продолжительное время по сравнению с Конституцией.
По мере накопления изменений в социально-экономической базе государства в законы могут вноситься изменения и дополнения, а в ряде случаев возникает необходимость принятия новых
■йсонов, регламентирующих ту или иную конституционную гарантию.
Предпосылкой принятия или корректировки законодательных Яров следует считать их финансовое обеспечение, т.е. расчет средств и финансовых возможностей для реализации устанавливаемых в законе норм. Финансовое обеспечение, закрепленное в ■ОДжете, служит гарантией выделения необходимых средств, а i |едовательно, и материальной гарантией выполнения федеральных законов.
Важнейшее требование в области законотворчества — четкость формулировок законодательного акта, исключающая необходимость дополнительных разъяснений, инструкций и доступная для понимания каждым гражданином.
Особенностью формирования современной законодательной t)iiзы Российской Федерации является перенос приоритетов в сфере социальной поддержки незащищенных слоев населения, куда входят дети-инвалиды, с денежных выплат на оказание прямых (адресных) социальных услуг. Причем именно благополучие отдельного человека становится критерием оценки всех общественных явлений и преобразований.
С момента организации Комитета по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РФ (1990) возникла необходимость создания системы социальной защиты наиболее извимых слоев населения. В 1991 г. вышел ряд правительственных документов, которые предусматривали оформление правовой и нормативной базы системы социальной защиты населения Российской Федерации. Действовавшая до того времени советская модель социального обеспечения была реорганизована в современную модель социальной защиты населения, которая предпо-магает новый для нашей страны вид социальной помощи — социальное обслуживание. В этот период произошли глобальные изменения в законодательной политике государства. Созданы новые законы, ориентированные на социальную защиту уязвимых слоев населения, к которым относятся люди с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
В связи с этим важно разграничить понятия «социальная защита» и «социальное обслуживание».
Социальная защита — это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.
Социальное обслуживание носит нематериальный характер и предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-педа-югических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через систему социальных служб.
Законодательная политика РФ в области социальной защиты населения теперь ориентирована на создание долгосрочных мер
социального обслуживания тех слоев населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолевать объективные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 г., является основным правовым актом нашей страны. Она регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан.
В главе «Права человека» обозначены отвечающие духу международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения.
Социальное равенство, равноправие, закрепленные в Конституции, еще не являются фактически полным равенством в силу естественного различия между индивидами. Так, инвалид или больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих способностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему создаваемые на основе Конституции другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан. В основе данного положения лежит идея социальной справедливости.
Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями можно выделить следующие:
«О социальной защите инвалидов»,
«Об образовании»,
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,
«Об основных гарантиях прав ребенка»,
«Семейный кодекс Российской Федерации».
Названные законы имеют основополагающее значение для наполнения конкретным содержанием социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности. Знание нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты детей с отклонениями в развитии является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы в сфере образования.
Остановимся более подробно на рассмотрении федеральных законов, имеющих важное значение для специалистов, занимающихся проблемами защиты и реализации личностных прав на образование детей и взрослых с особыми потребностями.
Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» — его основные статьи вступили в силу с 1 января 1996 г.
Чтобы понять суть закона, необходимо указать, что ранее дей-ii ковавшее законодательство об инвалидах не содержало ни одною кодифицированного, единого правового акта. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным правовым ис-iочникам, принимались в разное время, касались различных ка-кторий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью, что очень затрудняло их применение. Инвалидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При i;iкой трактовке дети в возрасте до 16 лет не могли быть признаны инвалидами (возрастные изменения — до 18 лет — введены в закон с января 2000 г.). Лишь с выходом приказа Министерства здра-иоохранения СССР №1265 от 14.12.1979 г. в нашей стране официально появился термин «дети-инвалиды».
Новый закон ввел правовое понятие «инвалид» — лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное
1) заболеванием;
2) последствиями травм;
3) анатомическими дефектами.
В развитие данного определения этот же закон вводит еще один признак инвалидности — нуждаемость такого лица в социальной 1ащите. Особый правовой статус был установлен в отношении инвалидов, не достигших 18-летнего возраста. Эта категория ин-иалидов называется «дети-инвалиды». Порядок признания граждан, в том числе и не достигших 18 лет, инвалидами определен постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965, в соответствии с которым человек (ребенок) признается инвалидом при наличии следующих условий:
1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;
2) ограничение жизнедеятельности;
3) необходимость мер социальной защиты.
Признание гражданина инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании его заявления, либо заявления его законного представителя, либо по направлению медицинского учреждения.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
по возрасту — дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;
по причинам происхождения инвалидности — инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
по степени трудоспособности — инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные: инвалиды 1-й группы — нетрудоспособные, инвалиды 2-й группы — временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, инвалиды 3-й группы — трудоспособные в щадящих условиях труда.
ПО
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4.07.1991 г. № 117 содержит исчерпывающий перечень заболеваний, при которых ребенок признается инвалидом. Для экспертизы в случае решения вопроса о детской инвалидности используются также Инструктивные и методические материалы по установлению инвалидности у детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1996 г. Из статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» следует, что понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» тождественны и граждане, обладающие этим юридическим статусом, имеют права на все льготы, обозначенные в законах.
Назначение ребенку инвалидности является юридическим актом и осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы в соответствии с приказом Министерства здравоохранения № 117 от 4.07.1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (в связи с введенными возрастными изменениями — до 18 лет)». Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма.
К категории инвалидов относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов, которая определяется статьей 2 как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества.
Важнейшим правовым аспектом данного закона является обоснование функций Государственной службы медико-социальной экспертизы. В ее задачи входят не только признание человека (ребенка) инвалидом и определение группы инвалидности, но и разработка индивидуальных программ реабилитации на основе базовой федеральной программы.
Закон вводит понятие «реабилитация» — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация — статья 9. Это положение законодательно закрепляет необходимость интеграции инвалида в общество и ока-
нише в этом максимальной помощи. Реабилитация инвалидов осуществляется на основе федеральной базовой программы — гаран-■эованного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых бесплатно за счет средств федерального бюджета, — статья К).
Воспитанию и обучению детей-инвалидов посвящена статья IS. Согласно ее установлению образовательные учреждения со-иместно с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование летей-инвалидов, получение общего среднего, среднего профес-i иоиального и высшего профессионального образования в соот-нетствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации этого права государство гарантирует необходимые усло-ипя. Общее образование осуществляется бесплатно как в обще-п(>разовательных, так и в специальных образовательных учреждениях.
Закон предусматривает специальные условия пребывания де-11-й-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют им посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, обучение организуется на дому.
Статья 19 гарантирует права инвалидов на образование. Положения закона, касающиеся защиты прав на образование детей-инвалидов, предполагают создание таких условий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к учебной дея-нмп.ности посредством предоставления дополнительных услуг, в юм числе образовательных. Особые условия в сфере образования летей-инвалидов оговорены в законе следующим образом:
1) органы управления образованием обязаны обеспечить непрерывность процесса воспитания и образования детей-инвали-лов — статья 18;
2) в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы особые условия для получения образования инвалидами — ( i атьи 8, 9;
3) в соответствии с типовыми положениями о специальных образовательных (коррекционных) учреждениях для воспитанников I ограниченными возможностями создана сеть специализированных школ по профилю нарушений развития — статьи 18, 19;
4) при невозможности обучения ребенка-инвалида в условиях образовательного учреждения его обучение осуществляется на дому — статья 18.
Закон закрепляет особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортные, жилищные и имущественные льготы.
Гарантированные права инвалидов и особые условия их реали-ищии законодательно подкреплены положениями нормативных
документов более низкого порядка — постановлений, приказов, положений. Такие документы, как указ Президента РФ № 543 от 01.06.1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; постановление Правительства РФ № 848 от 23.08.1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года», принятый постановлением Правительства № 69 от 31.01.1994 г., являются единой законодательной базой для реализации прав детей России, и в, том числе детей с ограниченными возможностями, на достойную жизнь, охрану здоровья, получение образования, а также на все виды реабилитации.
Право на реабилитацию включает обеспечение комплексом мероприятий, основанных на индивидуально-дифференцированном подходе к проблемам и возможностям отдельного ребенка и его семьи.
Закон Российской Федерации «Об образовании», который после внесения изменений и дополнений вступил в силу 5.01.1996 г., напрямую связан с процессами реабилитации детей, имеющих инвалидность.
В нем нашло отражение законодательное закрепление положений, направленных на обеспечение надлежащих условий для воспитания и обучения подрастающего поколения. Этот закон утверждает государственные гарантии на получение образования всеми детьми, и в том числе детьми сотклонениями в развитии. В частности, статья 50 (п. 10) предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
Направление детей и подростков в такие учебные заведения производится только с согласия родителей (и лиц, их заменяющих) по заключению специальных психолого-медико-педагогических консультаций.
На основании Федерального закона «Об образовании» Правительством Российской Федерации разработаны типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвали-
дов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, и другие нормативно-правовые акты ведомственного и межведомственного характера.
В соответствии с «Типовым положением о специальном (кор-рекционном) образовательном учреждении для обучения воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением № 288 Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. деятельность по обучению и реабилитации воспитанников организуется в рамках образовательных программ, реализуемых в учреждениях различных видов:
I вид — специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) детей;
II вид —- специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабослышащих детей;
IIIвид — специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучения и воспитания незрячих (слепых) де
тей;
IV в и д — специальное (коррекционное) образовательное уч
реждение для обучения и воспитания слабовидящих детей;
V вид — специальное (коррекционное) образовательное уч
реждение для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой
патологией;
VIвид —- специальное (коррекционное) образовательное уч
реждение для обучения и воспитания детей с нарушениями опор
но-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями раз
личной этиологии и степени выраженности);
VIIвид — специальное (коррекционное) образовательное уч
реждение для обучения и воспитания детей с задержкой психо
физического развития;
VIIIвид — специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучения и воспитания детей с умственной от
сталостью.
Указ Президента Российской Федерации № 543 от 1 июня 1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» послужил основой для создания сети учреждений нового типа. Положение о таких учреждениях было утверждено постановлением № 867 Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Этот правовой акт положил начало формированию инновационной стратегии в организации социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями, в преодолении межведомственных барьеров в дея-
тельности государственных и общественных структур, занимающихся проблемами инвалидности, явился законодательным обоснованием для образования принципиально новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и медико-психолого-социальные центры.
Закон РФ «Об образовании» признан одним из самых демократичных в мире. Однако необходимо констатировать, что он затрагивает лишь некоторые аспекты специального образования детей с отклонениями в развитии. Группой российских правоведов и ученых-дефектологов при участии европейских консультантов был подготовлен проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», в котором предусмотрена широкая вариативность образовательных возможностей для детей и взрослых, включая интегрированное обучение.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принят Государственной думой 3 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.
Появление этого документа стало существенным шагом вперед в развитии законодательной базы РФ в сфере социальной поддержки детей. Фактически это первый российский закон, направленный на защиту прав ребенка и призванный регулировать «отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации» — статья 2.
Отметим, что этот закон касается гарантий только социальных прав детей. В то время как международная Конвенция о правах ребенка (вступившая в силу 2 сентября 1990 г.) предусматривает более широкий спектр прав, который включает в себя как социальные, так и личные права (на жизнь, на гражданство, имя, семейное окружение, свободу мысли, совести, религии, слова, свободу ассоциаций, мирных собраний и др.). Тем не менее значение закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» для нашей страны очень велико, так как он впервые декларирует законодательную защиту прав ребенка и в нем указаны основные механизмы реализации этой защиты. Закон не только и не столько закрепляет права детей, сколько устанавливает гарантии их защищенности. В частности оговаривается необходимость обеспечения следующих прав:
• охрана здоровья — статья 10;
• профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и занятость —статья 11;
• отдых и оздоровление — статья 12;
• создание социальной инфраструктуры — статья 13;
• защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих пред здоровью, нравственному и физическому развитию, — статья 14;
• защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации — статья 15.
Гарантии обеспечения перечисленных прав, в свою очередь, опираются на государственные минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей — статья 18. Конечно, практическая реализация положений этой статьи вызывает сомнения, так как в настоящее время она не может иметь соответствующего материального обеспечения. Например, государственные минимальные стандарты включают в себя минимальный объем социальных услуг, в которые среди прочего входят:
бесплатное медицинское обслуживание;
гарантированное обеспечение детей по достижении 15 лет правом на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
оказание квалифицированной юридической помощи.
Подобная практика законотворчества, к сожалению, характерна для современного периода социальной политики РФ. Как и во многих других социальных законах, в которых закреплены права отдельных уязвимых категорий населения, положения этого закона, касающиеся гарантий защиты прав и интересов ребенка, носят, скорее, декларативный характер.
Семейный кодекс Российской Федерации вступил в действие с 1 марта 1996 г.
Коренные изменения в политической и социально-экономической жизни страны не могли не отразиться на функционировании таких важных социальных институтов общества, какими являются брак и семья. Новый кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений.
Одной из важнейших отраженных в нем тенденций является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права. Нормативно-правовые положения кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с позиций интересов самого ребенка и включает следующие основные права:
- жить и воспитываться в семье;
- знать своих родителей (насколько это возможно);
- получать заботу и воспитание от своих родителей (а при их отсутствии — от других ответственных за это лиц);
- обеспечивать реализацию интересов ребенка, его всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
- право общаться с обоими родителями и другими родствен-
никами;
- защищенность прав и законных интересов ребенка, в том числе права самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд;
- выражать свое мнение по вопросам, касающимся своей жизни;
- иметь имя и фамилию;
- получать содержание и иметь право собственности на принадлежащее ему имущество.
Впервые сказано о правовой защите детей от насилия в семье. В этой связи подчеркивается, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уничижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию — статья 65. В кодексе усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав, — статьи 69 — 72; подробно регламентированы права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов —статьи 61—69.
* * *
Итак, анализ государственно-правовых основ современной социальной политики Российской Федерации позволяет считать, что права людей с ограниченными возможностями в нашей стране приведены в соответствие с нормами международного права. Однако на практике реализация отдельных положений нормативно-правовых документов сопряжена с определенными трудностями, обусловленными прежде всего финансовой необеспеченностью мероприятий, декларируемых законами.
К недостаткам отечественной законодательной базы относится отсутствие самостоятельного правового акта на уровне федерального закона, касающегося исключительно детей-инвалидов. Связанные с ними отдельные положения и правовые нормы, содержащиеся в различных юридических текстах, характеризуются непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняет их практическое применение. Имеющиеся проекты федеральных законов «О специальном образовании», «О дополнительных социальных гарантиях по защите детей-инвалидов и инвалидов с детства», регламентирующие механизмы взаимоотношений семьи особого ребенка, общественных организаций и государства в сфере защиты прав детей, уже в течение ряда лет находятся на стадии принятия в высших государственных структурах.
Наряду с законодательством важное место в формировании современной государственной социальной политики РФ отводится целевым программам, федеральным и региональным, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся люди с ограниченными возможностями. Наиболее эффективно реализуются федеральные про-
фаммы: «Социальная поддержка инвалидов на 2000 — 2005 годы» и «Дети России» (подпрограмма «Дети-инвалиды»).
Целями первой из них («Социальная поддержка инвалидов на ,'000 — 2005 годы») являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необходимых условий для их полноценной жизни в обществе, для доступности пользованием элементами сложившейся социальной инфраструктуры.
Подпрограмма «Дети-инвалиды» направлена на разработку эффективной системы профилактики детской инвалидности, а гакже действенной системы реабилитации детей с ограниченными возможностями; на оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются такие дети; создание равных возможностей для получения медицинской помощи, образования, для беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; на интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации детей с ограниченными возможностями и успешной их интеграции в общество.
Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к решению комплекса самых различных проблем, что скажется на качественном изменении положения людей с ограниченными возможностями в структуре современного российского общества.
Конституция как основной закон государства, важнейшие федеральные законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует механизм социальной защиты инвалидов и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с профессиональной деятельностью многих специалистов — социальных педагогов, учите-лей-дефектологов, воспитателей, социальных и медицинских работников, практических психологов и представителей управленческого звена. Юридическая компетентность всех профессионалов в области специального образования является надежной гарантией в защите прав самой уязвимой категории детского населения России — детей с особыми образовательными потребностями.
Контрольные вопросы и задание
1.Назовите важнейшие правовые документы, отечественные и международные, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов).
2. Какие основные права и свободы закреплены в международных правовых документах, касающихся инвалидов и умственно отсталых людей?
3. Какие права и гарантии даст закон «О социальной защите инвалидов»?
4. Какие права и гарантии дает закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии?
5. Подготовьте реферат или обзор по проблеме защиты прав инвалидов (по материалам периодической печати).
Литературадля самостоятельной работы
Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и соци альной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -1997.-№ 1.
Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. — Нью Йорк, 1983.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».
«Защити меня!»: Материалы, иллюстрирующие положение Конвенции ООН о правах ребенка. — М., 1995.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
Саломатина И. В. Международный форум слепоглухих правозащитников // Дефектология. — 2005. — № 4.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.
Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. — Тарту, 1995.
Глава 5