Физическое развитие детей с нарушениями слуха
Как известно, подвижный образ жизни благоприятно сказывается на всех системах и органах ребенка. Подвижные игры и физкультура укрепляют сердечно-сосудистую систему, мышцы, стимулируют обмен веществ. Дети меньше болеют, легче переносят вирусные инфекции.
Специальные дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха решают следующие задачи:
1. создать охранительный режим для укрепления здоровья детей;
2. закалить растущий организм;
3. привить культурно-гигиенические навыки;
4. развить основные движения;
5. способствовать физическому развитию детей;
6. предупредить вторичные отклонения и заболевания
В качестве средств физического воспитания можно назвать режим жизни детей, правильное питание, физические упражнения, подвижные игры.
В специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха предусмотрено круглосуточное пребывание ребенка. С 2-3-летнего возраста жизнь детей подчинена специальному режиму, который обеспечивает благоприятное протекание всех физиологических процессов в организме ребенка. Четкая смена отдыха и деятельности формирует динамические стереотипы жизнедеятельности.
Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, учитывающий психофизиологические особенности детей. Для профилактики переутомления нервной системы ребенка на сон детей отводится 11 часов в ночное время и 1,5-2 часа в дневное. Предусмотрено четырехразовое питание, ежедневные прогулки в течение 3-4 часов.
Сравнительно с обычными детскими садами, в специальных учреждениях для детей с нарушениями слуха значительно увеличены количество и длительность организованных занятий. На дополнительных занятиях проводится коррекционная работа по развитию восприятия, речи, мышления.
Одной из важнейших задач физического воспитания является закаливание. Оно поднимает иммунитет к простудным, инфекционным заболеваниям, повышает устойчивость к температурным раздражителям, тренирует нервную и сердечно-сосудистую системы организма. Закаливание эффективно начинать с первых лет жизни ребенка, поскольку детский организм значительно легче приспосабливается к новым условиям. В детском саду для ребенка регулярно проводятся воздушные и водные процедуры. От обтирания дети постепенно переходят к обливанию ног водой. Помещения, в которых спят и занимаются дети, должны регулярно проветриваться как в теплое, так и в холодное время. При занятиях физкультурой дети должны быть в легкой удобной одежде.
В процессе закаливания детей педагогам необходимо принимать во внимание состояние здоровья, индивидуальные особенности, поведение воспитанника. К ослабленным детям нужен более осторожный подход. Здесь требуется медленнее изменять силу и длительность воздействия.
В соответствии с программными требованиями и индивидуальными особенностями детей с нарушениями слуха, в каждой возрастной группе формируются культурно-гигиенические навыки. В процессе коррекционной работы глухие и слабослышащие способны овладеть теми же культурно-гигиеническими навыками, что и обычные дети.
Для нормального физического и психического развития ребенку необходима двигательная активность. Развитие основных движений очень важно для детей с нарушениями слуха. Оно осуществляется как на занятиях, так и в самостоятельной повседневной жизни. Основными формами физического воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха являются:
утренняя гимнастика благоприятно воздействует на весь организм, повышает его работоспособность, формирует правильную осанку, походку, осуществляет профилактику плоскостопия. В утреннюю гимнастику включаются простые упражнения, построения, ходьба, бег, подскоки, подвижные игры от 4 до 12 минут, в зависимости от возрастной группы детей;
занятия по физической культуре проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале: в младшей группе15-20 минут, в средней — 25 минут, в старшей и подготовительной — 35 мин. Программа включает перечень основных видов движения: построение, ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, перелазание, упражнения с различными предметами и без них, корригирующие упражнения (развитие равновесия, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия);
подвижные игры стимулируют активную деятельность детей во время занятий. В младшем дошкольном возрасте проводятся игры по подражанию животным, птицам, воспроизведению движения машины, самолета. Старшие дошкольники принимают участие в играх, включающих элемент соревнования. Это активирует детей, побуждает прилагать волевые усилия. В процессе проведения подвижных игр у детей с нарушением слуха развивается и совершенствуется точность движений, формируется реакция на словесный или звуковой сигнал, появляется умение действовать в группе сверстников с учетом игровых правил;
физкультурные минутки прекрасно снимают напряжение во время занятий, предупреждают появление утомления, повышают работоспособность. Упражнения организовываются педагогом и могут выполняться как вместе с ним, так и самостоятельно. В старших группах выполнение определенных упражнений сопровождается речевками.
Помимо специально организованных занятий имеет место и самостоятельная двигательная активность детей. Она осуществляется перед завтраком, между занятиями, на прогулках, в часы игр, перед сном. Педагоги не должны постоянно гасить эту подвижность в целях наведения порядка и тишины в группах. Дети должны двигаться. Очень важно правильно организовать и направить эту двигательную деятельность. Методика и содержание занятий по физической культуре в детских садах для детей с, нарушениями слуха разработана Г. В. Трофимовой. Здесь учитываются особенности как физического, так и моторного развития таких детей.
На занятиях по физическому воспитанию детей с нарушениями слуха широко проводится и коррекционная работа, направленная на устранение недостатков в двигательном развитии детей и на формирование словесной речи детей. Правильная осанка отрабатывается в процессе выполнения упражнений из положения лежа на животе и на гимнастической стенке. Задания на развитие равновесия характеризуются уменьшением площади опоры. Ребенок, к примеру, должен пройти по скамейке, доске, наклонной доске, дорожке из канатов и др.
В специальных дошкольных учреждениях применяется целый комплекс двигательных гимнастических упражнений, способствующих нормальному развитию у детей с нарушением слуха грудной клетки и органов дыхания. Сюда входят голосовые и двигательные упражнения, фонетическая ритмика.
Ученые давно заметили зависимость развития устной речи от развития в целом общей моторики ребенка. Точность движений предплечья и пальцев руки, координация движений обеих рук играют значительную роль в восприятии ритма. Именно поэтому в программу специальных детских садов в целях формирования устной речи включена фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика — это выполнение ребенком определенных движений в сочетании с проговариванием различных составляющих речи: звуков, слогов, слов и фраз. То есть, ребенок регулярно выполняет тренировочные упражнения для развития речедвигательного анализатора, учится правильно воспринимать и воспроизводить ритмико-интонационную и слоговую структуры слова.
Одновременно с развитием движений осуществляется работа по развитию слухового восприятия. Ребенок учится различать звуковые сигналы и соотносить их с движениями. К примеру, аккорд или удар барабана может служить сигналом к началу выполнения упражнений. Многие гимнастические упражнения обязательно выполняются под музыку. Дети учатся танцевать, петь песни, играть под музыку.
Во время занятий по физической культуре дети обязательно должны общаться посредством словесной речи. Каждое новое движение сначала показывается детям без словесного сопровождения, упражнение воспроизводится детьми по подражанию. После того как дошкольники хорошо усвоят движение, педагог вновь показывает знакомое движение, но уже проговаривая словесную инструкцию. Далее сначала педагог проговаривает движение и только потом повторяет его. В дальнейшем все разученные детьми движения выполняются исключительно по словесной инструкции. Речь воспитателя также должна подчиняться определенным требованиям. Она должна быть немногословной и включать в себя минимум слов и фраз, который нужен для точного выполнения упражнений.
Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха
Трудности в развитии речи у детей с нарушениями слуха обуславливаются следующими причинами:
1. отсутствие или ослабление звуковой стимуляции речевых зон мозга;
2. более медленное и своеобразное развитие речи, обусловленное дефектом слуховой информации.
Тяжесть нарушений речевого развития напрямую связана со временем появления нарушений слуха и со степенью его нарушения.
Недостаточное развитие звуковой дифференцировки приводит к снижению смыслового различения.
Нарушения фонематического развития способствуют возникновению нарушений слухоречевой памяти.
Недоразвитие речи обусловливает изменение развития других познавательных процессов, замедление психического развития ребенка.
Для глухих детей создаются специальные общеобразовательные школы-интернаты. Такие заведения решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, коррекции и компенсации недостатков в их развитии. В состав школы входит 12 классов, помимо этого, подготовительный класс для детей 6 лет. Глухие дети получают образование в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Обычно в одном классе может находиться не более 12 человек. Особое внимание в коррекционной и учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи и словесно-логического мышления, расширению активной речевой практики, развитию остаточного слуха.
Основой дидактической системы обучения глухих и слабослышащих детей является предметно-практическая деятельность, которая выступает в качестве базы для общего и речевого развития, формирования познавательной активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков.
Главное требование к процессу образования — это организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
Специализированные школы и школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей осуществляют воспитание, образовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития детей. Применяются методы, максимально стимулирующие детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, с лица. Школы-интернаты принимают детей с 7 лет.
Трудовое обучение детей с нарушениями слуха начинается с 12-летнего возраста и занимает основное место в образовательной программе. С глухими и слабослышащими детьми проводится лечебно-реабилитационная, санитарно-гигиеническая, консультационная работа. Все действия направлены на максимальное сохранение остаточного слуха.
Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха является нарушение развития речи.
Проблема заключается в следующем: ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии. На эти аспекты и работают принципы дифференцированного обучения.
Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха достаточно часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами. В большинстве случаев такие дети замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Речь глухого или слабослышащего ребенка характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звукобуквенного состава слов, потому что некоторые звуки ребенок может не уловить, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Все эти обстоятельства обусловливают необходимость предельно раннего начала учебно-воспитательной работы.
В настоящее время разработаны программы и методы ранней комплексной коррекции.
Ранней называется коррекция детей в возрасте до 3 лет. Разработанные программы ранней коррекции недостатков слуха у детей способствуют достижению следующих результатов: часть детей даже с глухотой уже к 3-5 годам максимально сближается по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими детьми, что позволяет организовать их интегрированное обучение в среде слышащих без постоянной специализированной помощи; некоторые дети получают возможность обучаться в массовой школе при постоянной помощи сурдопедагога; большинство детей впоследствии могут обучаться в школах для слабослышащих.
Дети с нарушениями слуха могут быть включены в систему интегрированного обучения.
Виды интеграции
1. Комбинированная интеграция — дети с высоким уровнем психофизического и речевого развития на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога.
2. Частичная интеграция — неслышащие дети, еще не способные на равных со слышащими сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня;
3. Временная интеграция — все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения различных мероприятий.
Наиболее комфортной моделью совместного обучения для ребенка с нарушениями слуха является включение его в коллектив слышащих сверстников с первых дней пребывания в учреждении. В ином случае может возникнуть психологический дискомфорт: ребенок воспитывался в специальной группе, где сложился свой коллектив, в котором ребенок занимал свое, особое место. При попадании в новое детское сообщество ребенок испытывает значительные трудности как в связи с особенностями его развития, так и в связи со статусом «чужака», пришедшего из другой группы.
Если неслышащий ребенок имеет достаточно высокий уровень психофизического развития и в дальнейшем постоянно воспитывается в группе слышащих детей, то этот дискомфорт постепенно преодолевается. Но большинство воспитанников группы для детей с нарушениями слуха посещают массовую группу лишь на часть дня, и в этом случае достаточно сложно ввести ребенка в коллектив слышащих сверстников. В данном случае замечательна новая модель интеграции — модель смешанной группы, где дети с нормальным и нарушенным слухом воспитываются вместе, независимо от уровня речевого развития детей с нарушением слуха.