Тема № 6. Адаптация студента в вузе как педагогическая проблема

План:

1. Понятие об адаптации студента к условиям обучения в

вузе, ее общая характеристика.

2. Содержание и проблемы дидактической адаптации

студента.

3. Содержание и трудности социально-психологической

адаптации студента.

4. Характеристика проблем профессиональной адаптации

студента.

Вопрос № 1

С.М.Годник, один из известных исследователей проблемы

преемственности средней и высшей школы, справедливо обратил внимание на принципиальное

различие понятия «студент» в социологической и психолого-педагогической

литературе: « Для социолога студент – это представитель определенной социальной

группы, для педагога – это объект (субъект) учебно-воспитательного процесса

вуза и прежде всего конкретного курса. Поэтому вузовскому педагогу важно знать

не только общие характеристики студента, но и его особенности на каждом курсе».

Характерной особенностью жизнедеятельности студентов 1-2 курсов вузов является

процесс адаптации к вузу, представляющей собой психолого-педагогическую

проблему, требующую эффективного решения.

Под адаптацией
студента следует понимать процесс

приобщения студента к условиям вузовского образовательного процесса, в

результате чего он становится субъектом новых видов деятельности и отношений и,

следовательно, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций.

Это приобщение студента к новым условиям вузовской среды, к новым видам деятельности.

В ее основе лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями

новой среды и готовность личности к ним на основе предшествующего опыта.

Разрешение данных противоречий путем перестройки деятельности и поведения

личности, а также регулирующего влияния объективных факторов обусловливает

динамику процесса обучения, показателями которой выступают качественные изменения

в структуре личности и моделях ее поведения в новой ситуации. Речь идет о

приспособлении студента к условиям учебного процесса и окружения «без ощущения

внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».

Чем порождена адаптивная ситуация? Во-первых, новизной

самой деятельности и условий, в которых она протекает, новизной цели обучения.

Во-вторых, новизной среды ближайшего социального окружения. В-третьих, для

сельских школьников новизной более широкой социальной среды. Адаптация

первокурсников главным образом сводится к преодолению трудностей, связанных с

новой организацией обучения, большим объемом самостоятельной работы, с

вузовской общественной деятельностью и бытовыми условиями. Чтобы выполнить

уверенно требования, предъявляемые новой средой, обретая при этом жизненную

устойчивость, личности необходимо осмыслить возможные ответы на вопросы:

- что от меня требуется и что я должен делать?

- для чего я должен это делать и как это соотносится с

моими жизненными перспективами?

- как я должен действовать, чтобы достичь цели?

Взаимосвязанная суть этих ответов есть логический,

ценностный фундамент образования новой личностной позиции.

Адаптация – не есть простое приспособление к новым

условиям, а сложный, противоречивый процесс, включающий момент активности личности

и сопровождается определенными сдвигами в ее структуре. Важнейшим педагогическим

условием эффективной адаптации личности является формирование определенных

способов поведения, позволяющих ей справляться с адаптационными трудностями и

успешно овладевать новой деятельностью.

В психолого-педагогической научной литературе

существуют различные точки зрения относительно видов адаптации студентов

(А.Г.Мороз, Н.В.Бачманова, С.М.Годник, П.А.Просецкий, Д.А.Андреева,

В.Т.Хорошко, Л.С.Шубина и др.). Анализ многочисленных исследований проблемы адаптации

студентов вузов позволил выделить три ведущих вида адаптации, а именно:

1)

социально-психологическая

адаптация;

2)

дидактическая

адаптация;

3)

профессиональная

адаптация.

Для современного студента адаптация к вузу продолжается

в основном 2 года. Полно судить о преодолении адаптационного барьера можно по

характеру деятельности студентов и ее результатам. Если к 3 курсу мы наблюдаем

активную деятельность студента, выраженную в целеустремленном, систематическом

труде при достаточно высоких показателях – налицо полное преодоление

адаптационного барьера.

Задача управления процессом адаптации студентов

младших курсов заключается в том, чтобы помочь последним адаптироваться в новых

условиях, выработать активно-положительное отношение к будущей профессии,

скорее войти в ритм учебной и учебно-профессиональной деятельности. Следовательно,

для эффективного управления процессом адаптации преподавателю необходимо

владение комплексом знаний о сущности и механизмах адаптационных процессов; факторах,

способствующих или препятствующих адаптации; особенностях проведения

учебно-воспитательной работы со студентами младших курсов.

Вопрос № 2

Дидактическая адаптация представляет собой процесс

приспособления студента к новой системе обучения, его содержанию, методам и

формам.

Адаптивная дидактическая ситуация вызвана новизной

содержания и условий обучения в вузе, необходимостью освоить новые формы,

методы и приемы учебной деятельности студента, в основном носящих

самостоятельный характер. К основным дидактическим трудностям первого года

обучения, по мнению студентов, относятся: «большая учебная нагрузка»; «неумение

планировать рабочий день»; «сложность учебного материала»; «неумение конспектировать

научную литературу»; «контакт с преподавателями» и др.

В содержание работы преподавателей по содействию

скорейшей дидактической адаптации студентов первого курса входит: организация

встреч студентов с преподавателями

факультета и кафедры, студентами-активистами старших курсов; работа кураторов

студенческих групп по ознакомлению студентов с системой обучения в вузе;

включение в лекционные курсы по всем дисциплинам вводной темы по ознакомлению с

особенностями учебной работы студента; обмен опытом работы преподавателей

младших курсов по дидактической адаптации студентов; четкая организация СРС и ее контроль и др.

Вопрос № 3

Социально-психологическая адаптация студента

представляет собой процесс вхождения в новый коллектив, принятие установок,

норм и ценностей. Для первокурсников, впервые приехавших из сельской местности

в большой город, данный вид адаптации усугубляется необходимостью

приспособления к городскому образу жизни, к проживанию в общежитии и

выстраивания отношений со студентами не только своей группы, но и студентами,

проживающими совместно с ними в общежитии. Трудности социально-психологической

адаптации студентов обусловлены новизной социального окружения, потерей привычного

коллектива, родных и друзей, отсутствием дружного и сплоченного коллектива

студенческой группы. Результатами влияния этих проблем и трудностей могут

служить негативные переживания (растерянность, чувство одиночества, ощущение

ненужности, покинутости, тоска по дому) и настроения.

В качестве мер

по ускорению социально-психологической адаптации студентов младших курсов

используются мероприятия по сплочению группы; экскурсии по городу и учебному заведению;

содействие в организации быта студентов 1 курса, проживающих в общежитии;

шефство старшекурсников; установление со студенческими группами по вертикали и горизонтали; вовлечение

первокурсников в общественную жизнь факультета, университета и др.

Вопрос № 4

Профессиональная адаптация студента представляет собой

вхождение в профессию, овладение ценностями и нормами будущей профессиональной

деятельности.

Юность – пора профессионального самоанализа и

самооценки, которая осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным

«Я». Но первое – не выверено, а второе – всесторонне не оценено. Данное

неразрешенное противоречие часто ведет к внутренней неуверенности личности,

которая выражается в чувстве непонятости или комплекса неполноценности, а у

других – в форме внешней развязности и напускного равнодушия к происходящему.

К трудностям профессиональной адаптации студента

относятся: неясное представление о своем профессиональном будущем; неумение

провести правильную профессиональную самооценку; непонимание логики

профессионального становления; неумение видеть профессиональную направленность

учебного процесса.

Формами и методами управления процессом

профессиональной адаптации студентов младших курсов служат: разъяснительное знакомство студентов с целью и

содержанием основной образовательной программы, учебным планом; ознакомление

студентов с целью, содержанием и организацией учебного и воспитательного

процессов в вузе; усиление профессиональной направленности читаемых дисциплин; индивидуальная

работа по разъяснению личной значимости учения на факультете по данной

специальности; коррекция и совершенствование представлений студента о будущей

профессии; развитие нового для студентов самосознания, основанного на осознании

себя субъектом профессиональной деятельности; формирование устойчивого

положительного отношения к профессии.

Наши рекомендации