Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци

Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор систе­мы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия ме­стной фабрики «Вальдорф-Астория", при которой была организована школа.

Р. Штейнер воплотил в своей школе разработанноеим философское учение -антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит че­ловека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.

Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее по­мимо физического тела еще и душу - божественное начало.

Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвобо­дить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.

Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть оха­рактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору развития: биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.

По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразова­тельная, гуманистическая.

По типу управления: система «репетитор» + система малых групп

По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивиду­альные + групповые, дифференциация.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидер­ством педагога.

По преобладающему методу: игра + диалог + творчество.

По категории обучаемых: все категории, без селекции.

Целевые ориентации

- Воспитание призвано сформировать целостную личность:

- стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализа­ция, самоактуализация);

- открытую для восприятия нового опыта;

- способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизнен­ных ситуациях.

• Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН + ЗУН + СДП).

• Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

Концептуальные положения

• Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетичес­ки детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спон­танность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», созда­ние максимально благоприятных условий для выявления природных способнос­тей ребенка.

• Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духов­ного и телесного.

• Свобода как средство воспитания.

• Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.

• Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать разви­тие раньше времени.

• Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.

• Экология здоровья, культ здоровья.

• Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности сред­ствами искусства.

• Подражание как средство обучения.

• Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представле­ние о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.

• Единство развития ума, сердца и руки.

• Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).

• Школа длявсех.

• Единая жизнь педагогов и учеников.

Особенности содержания

• Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования.

• Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др. ).

• Межпредметные связи.

• Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази­тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).

• Большая роль отводится трудовому воспитанию. Особенности содержания по классам — обучение «по эпохам»:

Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;

I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;

II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;

III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;

IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;

V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;

VI: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание;

VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;

VIII: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;

IX: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело;

X: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;

XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

XII: история культуры, импровизация во всех сферах.

Особенности методики

- Педагогика отношений, а не требований.

- Метод погружения, «эпохальная» методика.

- Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).

- Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

- Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.

- Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).

- Коллективное познавательное творчество на уроке.

- Обучение самостоятельности, самоконтролю.

- Много игры (учеба должна приносить радость).

- Отрицание отметки.

Позиция ученика.

- Ребенок в центре педагогической системы.

- Право выбора всего: от формы урока до его плана.

- Право ребенка на ошибки.

- Свобода выбора.

- Право на свободный творческий поиск.

- Отношения ответственной зависимости с коллективом.

Позиция учителя.

- Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.

- Учитель - старший товарищ.

- С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

- Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.

- Ожидание созревания сил, заложенных природой.

- Не говорить ребенку «нет», «нельзя».

- Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).

- Не ставить плохих отметок.

- Не оставлять на второй год.

- Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы). Позиция Р. Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как част­ное обучение в ее рамках.

Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

Примечания. Современные аналоги «Свободной педагогики».

В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».

Московская свободная вальдорфская школа (научный руководитель А. А. Пинский) ра­ботает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисцип­лины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

Школа Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л. Н. Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:

• воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам,неплодотворно, незаконно, невозможно;

' воспитание портит, а не исправляет людей;

• чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.

В последний период жизни Л. Н. Толстой перешел к другой крайности - педагогическому мора­лизму с религиозным оттенком.

Л. Н. Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.

В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную наидеях Л. Н. Толстого.

Школа свободного воспитания З. М. Агишевой (Зоя Михайловна Агишева - учитель на­чальных классов, г. Йошкар-Ола). Приоритеты - забота о здоровье, свобода выбора для ребенка, проживание вместе с детьми их детства, дети - лучшие учителя.

Литература

1. Ахмаваора У. Обучение письму и чтению в штайнеровских школах // Частная школа. 1995. - №6.

2. Вентцель К, Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М. , 1995.

3. Гейдебранд К. Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы // Частная школа. - 1997. №2.

4. Иена-план профессора Петерсона // Частная школа. - 1994. - № 4, 1995 — № 1.

5. Черкасова О. В. Педагогические основы вальдорфской школы. - Самара: СГУ, 1995

6. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. — М. : Арсифаль, 1994.

Наши рекомендации