Дисциплина: Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
1. Общение дошкольника со взрослыми, сверстниками и его влияние на развитие личности. Содержание:
Общение — это специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Виды общения:
-Межличностное общение-связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
-Массовое общение --это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
- межперсональноеи ролевое общение.- участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и Организации совместных действий
доверительное и конфликтное. -Доверительность -- существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Личное общение--это обмен неофициальной информацией, аделовое-- процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Прямое-(непосредственное) общение -- исторически первая форма общения людей друг с другом. Опосредованное общение -- это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
Средства общения:
1.Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.
2.Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Функции общения:
1.нормативная- усвоение норм и правил поведения,принятых в данном обществе.
2.позновательная-приобретение соц.опыта.
З.эмоциональная-выражение эмоций и чувств
4.актуализирующая-реализация своих индивидуальных особенностей и возможность самоутверждения.
Психическоеразвитие ребенка невозможно без общения со взрослыми. Благодаря особенностям общения детей со взрослыми, формируется личность ребенка, происходит его понимание самого себя, возникает его сознание и самосознание. Без любви, понимания и внимания взрослых людей малыш не может стать полноценным человеком. Такое внимание ему способна дать только семья. Именно в семье закладываются основы общения, которые ребенок в будущем будет развивать. Для ребенка важен доброжелательныйконтроль и положительная оценка взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого человека – это первый этап морального развития поведения малыша.
Ребенок в группе сверстников дружит, играет ссорится, мирятся, обижается, они помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым.
Особое место в отношении детей занимает общение мальчиков и девочек. Общение мальчиков и девочек в четыре-пять лет носит особенный характер: с одной стороны, это общение по поводу игры, в которой строго распределены роли в зависимости от пола, с другой — это непосредственное общение. Нередко дети играют друг с другом просто как сверстники. Но все таки общение девочек более лассковое а у мальчиков более грубоватое.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Игрушка неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Они помогают и общению, и развитию действий, и психическому развитию, и общему эмоциональному состоянию малыша. Помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Практический вопрос