Причина травматизма у спортсменов


Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок: перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся средней школы.

Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

Хотя причины спортивного травматизма очень разнообразны, их можно свести к 5 основным группам:

1) неправильная организация учебно-тренировочных занятий и соревнований и недостатки в методике их проведения;

2) неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия проведения занятий;

3) неудовлетворительное состояние оборудования, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсмена;

4) нарушение правил врачебного контроля;

5) нарушение спортсменами дисциплины во время тренировок и занятий.

работающих в различных областях спорта, научных работников, врачей, тренеров, спортсменов. Однако чаще всего этот вопрос задает спортивный травматолог. Ведь, к сожалению, вопрос, почему возникает травма, интересует специалистов, у кабинета травматолога всегда очередь. И это результат не только слабой организационно-методической работы или следствие недочетов в работе врача. Просто тенденция роста обращений к травматологу связана в первую очередь с увеличением числа занимающихся физической культурой и спортом, значительно возросшими требованиями к спортивным результатам.

Трудность осуществления оздоровительной направленности спортивной тренировки состоит в том, что занятия спортом помимо решения основной задачи - физического совершенствования решают и задачи сложного специализированного приспособления и совершенствования организма человека к максимальным нагрузкам в условиях, приближенных к экстремальным. Кроме того, следует отметить, что профилактике травм в спорте уделяется еще мало внимания и отсутствует активная пропаганда необходимости профилактических мероприятий как составной части тренировочного процесса. Поэтому спортсмены негативно относятся к мерам профилактики и вспоминают о них только получив травму.

Повышая эффективность учебно-тренировочного процесса, тренер не должен забывать о раннем выявлении и устранении причин, вызывающих то или иное патологическое состояние спортсмена.

Согласно принятой классификации (М. В. Волков, 1973; З.С.Миронова, 1976), имеется 5 групп причин, которые приводят к травмам и заболеваниям у спортсменов:

1. Недостатки в организации и методике учебно-тренировочных занятий и соревнований.

2. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсменов.

3. Неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.

4. Нарушение правил врачебного контроля.

5. Нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.

В основе происхождения спортивной травмы, так же как и в любой другой форме патологии, лежат объективные и субъективные факторы, каждый из которых в одном случае может быть причиной повреждения, а в другом - условием его возникновения. Здесь следует учитывать, кроме того, характер и локализацию травмы, находящиеся в зависимости от квалификации и возраста спортсмена. Так, у новичков и спортсменов низших разрядов преобладают легкие травмы, не требующие длительного лечения (ушибы мягких тканей, ссадины, явления, связанные с перегрузкой опорно-двигательного аппарата, и т. п.).

У высококвалифицированных спортсменов отмечается уменьшение количества травм. Спортивная квалификация, стаж и спортивный опыт позволяют им избежать многих повреждений. Для спортсменов высокой квалификации характерны специфические травмы, связанные с особенностями их спортивной деятельности и вызванные чрезмерной, многократно повторяющейся нагрузкой.

Кроме того, для определения направлений и мер профилактики травматизма в спорте необходимо учитывать организационные и методические недостатки в построении учебно-тренировочного процесса, а именно:

- отсутствие достаточно продолжительного периода предварительной общефизической, психической и двигательной подготовки, во время которой соответствующие способности спортсмена доводятся до уровня, позволяющего приступить к обучению двигательным действиям;

- неправильное формирование двигательного навыка при начальном обучении, т. е. формирование ошибочной техники, присущей избранному виду спорта;

- неправильная структура процесса обучения, т. е. отсутствие последовательности в постановке задач, выборе методов и средств обучения и т. п.;

- погрешности в проведении тренировки отдельных микро- и мезоциклов, всего годичного цикла, многолетней подготовке, т. е. неправильный выбор упражнений и нагрузок, чрезмерные нагрузки при недостаточном восстановлении, стремление продлить пребывание в состоянии пика спортивной формы, сокращение времени отдыха для увеличения общего времени тренировки, недостаточный для восстановления перерыв между соревнованиями и др.;

- отсутствие индивидуального подхода к спортсмену без учета его возраста, состояния здоровья, степени подготовленности и тренированности, уровня и особенностей развития (типологические особенности нервной деятельности, темперамент, психологические особенности), условий жизни, труда и учебы, мотивации.

Как видно из сказанного выше, основная и решающая роль во всем этом принадлежит тренеру.

Очень хорошо сказал об особенностях профессии тренера заслуженный тренер СССР по волейболу В. А. Платонов: "Настоящий тренер не тот, кто умеет думать за других, а тот, кто умеет думать о других. Настоящий тренер видит в спортсмене очень близкого для себя человека - цель всех усилий подвижнического труда". Тренер должен любить своего ученика, так как на тренировках и соревнованиях нередко возникают ситуации, в которых отношение тренера к воспитаннику является единственной гарантией не только достижения желаемого результата, но и сохранения его здоровья.


Профилактика травматизма

В независимости от вида спорта, существует общая профилактика травматизма, т.е. правила, не соблюдение которых значительно повышает риск получить травму

1. Внимательность и собранность. На тренировке необходимо думать только о ней, и ни о чем другом. Быть сосредоточенным на своих действиях, выполнении правильной техники и не отвлекаться на посторонние разговоры и мысли.

2. Знание Техники Безопасности. В каждом виде спорта есть свои правила техники безопасности, с которыми вы должны ознакомиться в первую очередь. Например, в борцовском зале нельзя сидеть спиной к ковру, в тренажерном зале тяжелые веса должны подстраховываться партнером и т.д..

3. Качественный инвентарь и покрытия зала. Плохо висящий мешок может при падении нанести травму любому из тренирующихся.

4. Правильная форма и обувь. Длинные, не по размеру штаны могут зацепиться за пальцы ног. Неправильная или некачественная обувь для бега может привести к болям в голеностопном суставе и колене.

5. Соблюдение правил личной гигиены. Ногти надо стричь и на руках и на ногах. Одежду (форму) после тренировки сушить и почаще стирать. Использовать шлепанцы в общем душе и т.д.

6. Хорошая разминка и разогрев мышц. Плохая разминка приводит к растяжениям связочного аппарата, уменьшает подвижность и амплитуду.

7. Правильное выполнение техники движений и приемов. При освоении нового упражнения обязательно начинайте с изучения правильной техники выполнения движения, не торопитесь увеличивать амплитуду, скорость удара или рабочий вес штанги. Пусть ваш организм освоит новое движение, его правильную биомеханику. Именно в силу несложившегося механизма межмышечной координации при освоении новых упражнений могут происходить растяжения и разрывы мышц, связок и сухожилий.

8. Адекватный расчет своих сил и возможностей организма, а также соблюдение режима дня. Из-за переоценки возможностей своего организма и чрезмерном упорстве в занятиях спортом может возникнуть перетренированность. Также же чрезмерное упорство при растягивании очень часто оборачивается растяжением мышц и др.

9. Старые травмы нужно долечивать до конца. После получения травм снижайте нагрузку до полного излечения, иначе на фоне имеющейся может возникнуть новая (зачастую более серьезная) травма в силу ослабленности ослабленного, еще неокрепшего организма.

10. Профессионально подготовленный тренерский состав. Дает не только руководство при занятиях физической культурой и спортом, но и обеспечивает создание благоприятных и безопасных условий при проведения занятий.

11. Нарушение методики тренировок. Если вы не соблюдаете принцип последовательности и постепенности наращивания тренировочных нагрузок, то неизбежно столкнетесь с травмами. Нельзя бросаться из одной крайности в другую при планировании тренировочного процесса. Все изменения программы должны логично вытекать одно из другого. Необходимо также учитывать особенности телосложения, состояния здоровья, возрастные особенности, физическую подготовленность. Травмы возникают при внезапном увеличении частоты, продолжительности или интенсивности тренировки. Безопасным считается увеличение одного из компонентов на 5% без внесения дополнительных изменений. Если один из компонентов увеличивается более резко, то возникает необходимость временных корректировок в одном или обоих оставшихся компонентах.

После тренировки обязательно необходимо выполнить заминку. Заминка - это переходный этап от активной спортивной деятельности к состоянию покоя. Постепенное охлаждение призвано способствовать восстановлению нормального кровообращения. Растягивания, выполняемые во время заключительного этапа тренировки, способствуют развитию гибкости, а также могут предотвратить возникновение мышечной боли и усталости.

12. Врачебный контроль. При некоторых заболеваниях (если нет запрета на тренировки) должен быть набор ограничений на упражнения и интенсивность тренировок. Например, при головных болях, внутреннем черепном давлении, смещении мозга и т.п. нежелательны резкие наклоны головы, стойка на руках и акробатика и, разумеется, спарринги в контакт. Неверный подбор упражнений без учета состояния здоровья или поспешный допуск к тренировкам после перенесенных травм - верный путь к травме или ее рецидиву на более серьезном уровне. Например, подбор комплекса силовых упражнений без учета здоровья и гибкости позвоночника может спровоцировать ухудшение его состояния. Первое время необходимо уделять внимание исправлению осанки и увеличению гибкости, а затем уже включать в программу более сложные движения. Грубые нарушения спортивного режима (употребление спиртного накануне тренировки) также вносят свой вклад в возникновение травм.

13. Баланс между силой и гибкостью. Регулярная тренировка гибкости позволит уменьшить туго подвижность мышц, улучшить координацию, увеличить амплитуду движения в суставах. Тренировка силы может снизить риск небольших мышечных травм, поскольку более сильные мышцы лучше противостоят нагрузкам. Помимо укрепления мягких тканей (мышц, сухожилий, связок), тренировка силы повышает прочность костей, связок и суставов, тем самым повышая сопротивляемость механическим повреждениям.

Физическое воспитание, несомненно, играет важнейшую роль в профилактике и лечении многих детских болезней. Однако его осуществление требует разумного подхода и целого ряда предупредительных мер.

В общей структуре травматизма у детей удельный вес травм, полученных в школах на уроках физической культуры, сравнительно невелик: 1/3 от всех повреждений, полученных в школе. По данным Киевского института ортопедии, наибольшее количество травм возникает при занятиях гимнастикой, легкой атлетикой и спортивными играми. Среди пострадавших на первом месте стоят дети в возрасте 12—14 лет, на втором 7—11 лет, на третьем подростки 15—17 лет. Мальчики травмируются в два раза чаще, чем девочки.

Гимнастика — основное средство физического воспитания в школе. Программа подготовки школьников по этому виду разнообразна и построена по принципу постепенного совершенствования двигательных навыков и координации движений. С четвертого класса подбор гимнастических упражнений значительно расширяется и усложняется. Усложнение программы требует точной организации урока, индивидуального, подхода к каждому учащемуся с учетом его физической подготовленности и функциональных возможностей.

Между тем среди причин повреждений, полученных при занятиях гимнастикой, на первом месте стоят недостатки организации и методики проведения занятий.
До 30% травм вызваны неудовлетворительным состоянием снарядов или несоответствием их размеров возрасту и антропометрическим данным учащихся. Неправильно уложены или в плохом состоянии находятся маты. Травматизму способствуют также плохое освещение места проведения занятий, отсутствие вентиляции, несоответствующая температура и влажность воздуха и т. д.

Одной из важнейших причин травм является отсутствие медицинского контроля, особенно после перенесенных заболеваний.
Чтобы предупредить травматизм на уроках гимнастики, необходимо выполнять следующие, довольно простые правила:

1.Строго соблюдать порядок и дисциплину во время занятий.
2.Требовать неукоснительного выполнения всех распоряжений и команд учителя.
3.Добиваться понимания учащимися упражнения перед его выполнением.
4.Проверять техническую исправность и правильную установку гимнастических снарядов перед выполнением упражнений на них.
5.Обеспечить знание учащимися основ самоконтроля.

При групповом выполнении упражнений (гимнастические стенки, скамейки, бревна, турник и др.): спортивные снаряды рекомендуется размещать так, чтобы упражнения могли одновременно выполнять несколько учащихся без скопления их вокруг снарядов.

Во многих случаях единственным способом предупреждения травм в момент неудачного выполнения упражнения является самостраховка. Знакомство с правилами самостраховки и освоение специальных приемов при выполнений гимнастических и акробатических упражнений включены в программу уроков шестого класса, однако обучение некоторым элементам самостраховки должно проводиться уже в младших классах.

На занятиях легкой атлетикой травмы чаще всего вызываются неудовлетворительным состоянием мест занятий: дефектами грунта, наличием посторонних предметов на беговой дорожке и в секторе для прыжков, недостаточным ограждением и малой площадью мест, отведенных для метания гранат и диска, неправильным размещением финиша (вблизи ограждений, стен) и т. д. Несоответствие спортивного инвентаря, оборудования, одежды, обуви возрасту занимающихся также может стать причиной повреждений, а недостаточная подготовленность учащихся к занятиям приводит к разрывам мышц.

В целях профилактики повреждений на занятиях легкой атлетикой необходимо: строго соблюдать дисциплину метания снаряда, заблаговременно подготавливать инвентарь и места для проведения занятий, особенно полосы препятствий, тщательно взрыхлять песок в ямах и т. д. В начале урока обязательно проводить разминку. Упражнения, включаемые в разминку, помимо подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящей нагрузке, должны быть направлены на повторение и закрепление отдельных упражнений и движений, входящих в предстоящую тренировку или соревнование. Подготовленные таким образом мышцы приобретают способность совершать работу с большой амплитудой и скоростью, что снижает возможность получения травмы.


Элементы игры в баскетбол доступны для младших школьников. Поэтому правильная техника игры должна осваиваться уже в младших классах. Перед началом урока определяется физическое состояние каждого ученика, проверяется одежда, состояние ногтей. Очень важно, чтобы у играющих ногти были коротко острижены, а одежда не имела металлических крючков, пряжек, пуговиц; не должно быть также колец, медальонов, сережек, поясов с металлическими пряжками.
Для игры в зале кожаная обувь не подходит. Лучше всего использовать кеды, предохраняющие от травмы голеностопный сустав и исключающие скольжение.

Недостаточная площадь, загроможденность зала, плохой, скользкий или неровный пол - одни из основных причин возникновения травм при игре в баскетбол. Еще одна причина - недостаточная техническая подготовленность игроков, которая приводит их к столкновениям и падениям. Для нейтрализации этого фактора ребят надо учить умению контролировать свои действия и координировать движения относительно движений противника.

Твердое знание и соблюдение правил игры также способствует снижению спортивного травматизма,
Необходимо обратить внимание на опасность игры в баскетбол ребят, носящих очки. Тех, кто не может играть без очков, к двусторонней игре лучше не допускать.

При проведении двусторонних тренировочных игр или соревнований по волейболу опасность травматизма увеличивается, если встречаются команды разного класса или в одной и той же команде есть игроки, более высокой квалификации, чем остальные. Неопытность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары у других могут стать причиной повреждений рук, лица, головы. Стремление игроков нанести сильный нападающий удар или выполнить сильную подачу приводит иногда к серьезным травмам плечевого сустава,(вывих,растяжение). Это результат не только технической неподготовленности, но и пренебрежения разминкой, которая должна подготовить связки и мышцы к выполнению движений с широкой амплитудой. Снижает количество травм использование специальных надколенников,налокотников,голеностопников.

Футбол и хоккей, хотя и не входят в школьную программу, пользуются, однако большой популярностью среди детей и подростков. Причинами травм, здесь чаще всего являются неудовлетворительное состояние мест проведения игр, применение грубых приемов игры, недостаточный врачебный контроль. Очень важно перед началом игр проверить состояние футбольного поля или льда.

Строгое соблюдение правил игры, пресечение попыток применения запрещенных приемов, грубости, обязательный врачебный контроль за каждым игроком (в играх не должны участвовать слабые, не имеющие соответствующей подготовки дети, а также больные или недавно переболевшие) - вот основные условия предупреждения травм при игре в футбол или хоккей. Помимо этого, в футболе обязательно использование специальных защитных средств, как бинтование голеностопных суставов эластичными бинтами; наложение специальных щитков на переднюю область голени для защиты от возможных ушибов и переломов; надевание под трусы суспензория для предохранения от ушибов половых органов, а вратарям дополнительно - ватных трусов под обычные и налокотников на область суставов.

В хоккее нужно использовать особые перчатки для кистей рук, щитки: на голени и на области предплечья, надколенники и налокотники, шлем на голову, вратарям- дополнительно специальные защитные приспособления в виде масок, меховые щитки и др.

1.3.Требования к местам проведения занятий

Подготовка мест занятий, качество спортивного инвентаря и оборудования имеют важное значение для повышения мастерства гимнастов и обеспечения их безопасности в процессе учебных за­нятий и соревнований. Размеры гимнастического зала должны соответствовать установленным стандартам, пол быть гладким и нескользким, естественное освещение, определяемое отношени­ем площади окон к площади пола, составлять 1:5-1:6, искусст­венное освещение - не менее 80 люксов на уровне пола, темпе­ратура в помещении - не менее 15 -16 С. В процессе проведения занятий нужен постоянный приток свежего воздуха (нагнетатель-но-вытяжная вентиляция). До и после занятий помещения тща­тельно проветриваются и содержатся в чистоте.

Безопасность занятий зависит от правильности установки сна­рядов и другого подсобного инвентаря. Перед установкой снаря­дов проверяется технический паспорт завода-изготовителя. Раз в год испытываются на прочность установка снаряда и все его дета­ли. Это особенно важно, так как многие залы не являются специ­ализированными (особенно в школе), что приводит к более ран­нему износу и порче снарядов и другого оборудования. В зале сна­ряды располагают на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Их ставят так, чтобы при выполнении упражнений свет не падал в глаза занимающимся. Гимнаст должен хорошо видеть сна­ряд и место приземления при соскоках. Установка и проверка со­стояния различных снарядов имеют свою специфику.

При установке коня с ручкаминеобходимо соблюдать следую­щие правила: он должен стоять устойчиво на полу без малейших колебаний; ручки должны быть тщательно прикреплены к телу коня и иметь гладкую, очищенную от магнезии поверхность; по­крытие коня - без порезов и различных неровностей.

При установке перекладиныобеспечиваются: вертикальное по­ложение стоек и горизонтальное положение грифа, прочное при­крепление грифа к стойкам; нормальное натяжение растяжек и Удержание перекладины в устойчивом и прочном положении; на­личие запасной глубины вкручивания тандеров; надежность креп­ления пластинок в полу и его исправное состояние. Для быстрой установки перекладины на нужную высоту рекомендуется сделать постоянные разметки на стойках.

При установке брусьевнеобходимо: следить за параллельным расположением жердей (они поднимаются и опускаются с обеих сторон путем удержания одной рукой жерди, другой - отвинчи­вания или завинчивания винта; нельзя стоять под жердью при ее опускании или поднимании); следить за соединением жердей со стойками; проверить исправность крепящих винтов и зажимов, а также вращение стержней в стойках; передвигать брусья с помощью специальной тележки или приподнимая их над полом; про­верить устойчивость снаряда.

При установке брусьев разной высотысоблюдаются правила, установленные для брусьев и перекладины.

При подвеске колецвысоту устанавливают в соответствии с ро­стом занимающихся; проверяют состояние тросов, ремней и пря­жек, а также надежность крепления цепи в металлическом стерж­не, наличие трещин на кольцах. Периодически проверяют проч­ность крепления блоков к потолку. Если установка колец состоит из специальной рамы, прикрепленной тросами к полу, то обес­печение прочности ее крепления аналогично требованиям к уста­новке перекладины.

При установке бревнанеобходимо следить, чтобы его поверх­ность была в горизонтальном положении, без царапин и других повреждений; основание стоек плотно прилегало к полу; винты и другие виды крепления были исправны и удерживали бревно на соответствующей высоте.

При установке прыжковых снарядовобеспечивается: исправное состояние снаряда и его прочное крепление к полу; исправное состояние мостика, покрытого специальным синтетическим ма­териалом, и его установка на специальную синтетическую дорожку для разбега гимнаста. При отсутствии последних используют мос­тики с покрытием ребристой резиной и резиновую дорожку для разбега.

Канаты, шесты, лестницы, гимнастические скамейки и стенкидолжны быть крепкими, надежно прикрепленными к потолку, стене или полу. На канатах не допускается завязывания узлов. Шесты, рейки гимнастической стенки и лестницы должны иметь гладкую поверхность, прочно прикрепляться к боковым плоско­стям. Гимнастическая лестница устанавливается в наклонное по­ложение с помощью двух крюков. Гимнастическая скамейка дол­жна плотно стоять на полу, иметь гладкую поверхность. Необхо­димо следить за исправностью металлических креплений, кото­рые часто выходят из строя.

Во всех случаях тщательно проверяется правильность установ­ки и крепления снарядов, укладка матов и дорожек.
Матыкладут без промежутков и с таким расчетом, чтобы при­земление приходилось на середину одного из них, при этом учи­тывается и возможность падения занимающихся. При выполне­нии относительно сложных соскоков с большой высоты маты ук­ладывают в несколько слоев. Они должны быть целыми, ровны­ми, без бугристостей.

Надо постоянно следить за тем, чтобы рабочая поверхность снарядов (гриф перекладины, жерди брусьев, ручки на коне, кольца) была гладкой, очищенной от магнезии и не имела рако­вин и трещин. В гимнастическом зале обязательно должны быть (в специальных ящиках) магнезия и канифоль, а также весь не­обходимый для учебно-тренировочного процесса подсобный ин­вентарь и оборудование.

Установка и уборка снарядов осуществляются организованно.
Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале.

Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) должны быть надежно завинчены.

Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещины жердь необходимо заменить.

Гриф перекладины необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой. Пластины для крепления крюков, растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.

Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусенцев на брусе, заметного искривления.

Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробах корпуса. Ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении.

Футбольные ворота должны располагаться по центру каждой из линий ворот. Они состоят из двух вертикальных стоек, находящихся на равном расстоянии от угловых флагштоков и соединённых вверху горизонтальной перекладиной. Футбольные ворота должны быть надёжно закреплены на футбольном поле; использование переносных футбольных ворот возможно лишь в случае соответствия их данному требованию. Расстояние между стойками футбольных ворот - 7,32 м , а расстояние от нижнего контура перекладины ворот до поверхности футбольного поля - 2,44 м . Установка футбольных ворот должна соответствовать ГОСТ Р 52024 – 2003 раздел «Требования безопасности», а также ГОСТ Р ИСО/МЭК 50-2002 «Безопасность детей и стандарты».

Гимнастические маты не должны иметь порывов.

Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.

Канат для лазанья должен быть изготовлен из пенькового или хлопчатобумажного трех - или четырёхрядного волокна диаметром 35–40 мм. Щеки, сдавливающиеся двумя болтами, должны плотно, без зазоров, обхватывать канат по всей площади прилегания. Нижний конец каната должен быть туго обмотан шпагатом на длину 100 мм и обтянут кожаным или матерчатым чехлом. Канат не должен иметь порывов и узлов.

Шведская стенка должна надежно крепиться к стене, а поперечины не должны иметь трещин и люфтов в местах крепления.

Гимнастическая скамейка должна иметь хорошую устойчивость. В узлах креплений гайки и болты должны быть надежно завинчены.

Гимнастическая палка должна иметь ровную поверхность без трещин, заусениц и закругленные концы.

Мячи набивные должны использоваться по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.

Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.

Наши рекомендации