Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения
Критерии сравните-льного анализа | Основные современные концепции обучения | |||||
Програм-мированное обучение | Проблемное обучение | Теория содержатель-ного обобщения (рефлексивного обучения) | Концепция развивающего обучения | Теория поэтапного формирования умственных действий | Когнитивная теория | |
Методологическая основа (цель, объект изменения) | В основе лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Главным элементом програмированного обучения является обучающая программа. Представляющая собой упорядоченную последовтельность задач. | Организовать такой педагогический процесс, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем | В основу концепции положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта. | Цели обучения: общее психическое развитие личности; создание основы для всестороннего гармоничного развития. | Цель: определение исходного уровня познавательной деятельности обучающихся; определение новых формируемых познавательных действий; определение содержания обучения, как системы умственных действий; определение средств,т.е. действий как обобщенных средств усвоения широкого круга знаний; определение пяти основных этапов усвоения, на каждом из которых к действиям предъявляются свои требования; разработка алгоритма действий; обратная связь и обеспечение на её основе регуляции процесса научения. | Когнитивная психология видит свою задачу в обобщении получаемого фактического материала и в установлении законов. |
Авторы концепции | Б.Ф. Скиннер | Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952) | В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин | Л.В. Занков | П.Я. Гальперин | Основные представители: Найссер. Фестгинер. |
Основные идеи | Программированное обучение в конце 60-х и начале 70-х годов получило новое развитие в работах Л.Н. Ланды, который предложил алгоритмизировать этот процесс. Алгоритм, есть правило предписывающее последовательность элементарных действий, которые в силу их простоты однозначно понимаются, исполня-ются всеми. | Проблемное обучение основывается на аналитико –синтетичес-кой деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении.Это эвристичес-кий, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом. | Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом (построение его содержания) организует усвоение ребенком содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. | Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника. Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития. | -всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризированное внешнее; сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л.С. Выготский); -психика (сознание) и деятельность суть единство, а не тождество (С.Л. Рубинштейн): психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом); -психическая, внутренняя деятельность имеет же структуру, что и внешняя, предметная (А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина); -психическое развитие имеет социальную природу; -деятельностная природа психического образа. | Одной из важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое распространение в этот период компьютерной техники. Операции выполняемые самой электронно-вычислительной машиной, в некоторых отношениях аналогичны когнитивным процессам. |
Тип концепции (по классификации) | Три основные формы: линейное, разветвленное и смешанное. | Проблемное обучения включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. | четыре стадии: -знакомство с предлагаемой учителем ситуацией математической, лингвистической или иной задачи, ориентирование в ней; -овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида; -фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели; -выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи. | Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности. | По форме (материальная, внешнеречевая, речь «про себя», умственная); по степени обобщенности; мере развернутости; мере освоения действия и по тому, даётся ли оно в готовом виде или осваивается самостоятельно. | 1)это была психология «лабораторного человека» 2)человек поступал больше как –думатель, а не как деятель, т.е. практически исключалась активность субъекта. 3)опять возрождались постулаты элемента-ризма. 4)отдельные концепции и частные теории оказались плохо согласованными друг с другом и не имеющими единой, объединяющей их основы. |
Сильные стороны | Одним из преимущества алгоритмизации обучения является возможность формализации и модельного представления этого процесса. | Проблемная ситуация включает несколько этапов:1)структуры действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы (нахождение способа действия); 2)уровня развития этих действий у человека, решающего проблему; 3)трудности проблемной ситуации в зависимости от интелеллек-туальных возможностей. | Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом (построение его содержания) организует усвоение ребенком содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. | Дидактические принципы системы: обучение на высоком уровне трудности; изучение программного материала быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание школьниками процесса учения; общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых. | Центральным звеном формирования умственных действий является его ориентировочная основа, характеризуемая полнотой, обобщенностью и степенью самостоятельного освоения действий. | Вместе с ЭВМ появился новый словарь и новый набор понятий относящихся к когнитивной деятельности, такие термины как, информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма, стали обычным делом. |
Ограниче- ния данного подхода | ПО может быть разного уровня трудности для обучающее-гося в зависимости от того, какие и сколько действий для решения проблемы он осуществляет | Принятая в традиционной системе обучения методика использования наглядного материала, утверждают В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин, способствует лишь формированию обобщений эмпирического характера, так как наглядный образ не является наиболее удачной формой ознакомления с существенными признаками того или иного явления. Таким образом, отрицается универсальное использование на начальных ступенях обучения принципа наглядности. | Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. | В рамках когнитивной психологии была разработана теория когнитивного диссонанса, которая утверждает, что индивидом, если в его сознании сталкиваются логически-противоречивые знания об одном и том же объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и он стремится от него избавиться |
Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебные действия. Результаты представьте в таблице.
№ | Параметр анализа компонентов УД | Характеристика компонента УД | Источник литературы |
Определение | учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия | (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html) | |
Классифика-ция (с указанием основания) | - По уровню применения: общепедагогическая. - По философской основе: сциентистская, антропоцентрическая. - По основному фактору развития: психогенная. - По концепции усвоения: развивающая. - По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая. - По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп. - По организационным формам: классно-урочная, групповая, дифференцированная. - По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества + дидактоцентрическая. - По преобладающему методу: развивающая. - По направлению модернизации: альтернативная. - По категории обучающихся: продвинутые классы, школы. - Акцент целей - Формировать теоретическое сознание и мышление. - Передать детям не столько знания, умения, навыки, сколько способы умственных действий; - Воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания. | Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. | |
Структура | - учебные ситуации (или задачи); - учебные действия; - действия контроля и оценки. | (Давыдов, 1986; аннотация) | |
Методы и методики диагностики | *Концепция целенаправленной учебной деятельности (ЦУД) * Проблематизация * Метод учебных задач * Коллективно-распределенная деятельность * Оценивание | Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. | |
Возрастные особенности -в мл.шк. возрасте -в ср. шк. возрасте -в ст. шк. возрасте | Знаменуется введением учащегося в УД, овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение. Идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками. Характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности. | Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. | |
Методы и условия формирова-ния в образовательной среде | Формирование УД есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника. Полноценное управление процессом учения всегда предполагает: - отработку у школьника каждого компонента УД; - взаимосвязь компонентов УД; - постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя. При переходе от этапа к этапу видоизменяются её основные характеристики: - конкретное содержание; - формы организации взаимодействия между её участниками; - особенности их общения; - характер психологических новообразований. | Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. |
5. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «Профессионально значимые качества личности педагога. Направленность личности и социальная перцепция. Проблемы в области профессионального и личностного развития педагога и пути их решения».
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 236 с.
2. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. – 272 с.
3.Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996. – 400 с.
4.Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. – 98 с.
5.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. –
215 с.
6.Халяпина Л. Н. Социализация учителя.- Кузбассвузиздат, 1995. –
128 с.
7.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1994. - С. 169-175.
6. Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы:
Взаимодействие субъектов образовательного процесса – характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон — учеников (ученика) — учителя, выступающих в позиции субъектов, где согласованное действие результируется и предпосылается психическим состоянием контакта.
Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов.
Воздействие – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.
Управление – процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменение режима деятельности, реализацию программ и целей.
Оценка – (assesment) - процесс сбора и интерпретации релевантной информации о клиенте или предмете.
Отметка – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.
Инновации – это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Самовоспитание – систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.
Трудновоспитуемость – обозначает отклонения в поведении и психике ребенка, учащегося, требующие усиленного внимания педагогов, индивидуализации средств воздействия для их преодоления.
Активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
Воспитанность – это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.
Наказание – любая реакция, следующая за определенным событием и уменьшающая вероятность возникновения этого события в будущем.
Поощрение – вид моральной санкции; положит, воздействие авторитетного лица, к.-л. обществ, органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т. п.) и засвидетельствования их одобрения.
Социальная зрелость – социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности
Коллектив – (от лат. collectivus- собирательный), социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.
Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности.
Семья – 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. 2. Группа высших животных, состоящая из самца и одной или нескольких самок (зоол.).
Список использованной литературы
1. Головин С.Ю.. Словарь практического психолога.
2. Мацумото Д. Психология и культура: глоссарий к книге.
3. Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности".
4. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002.
5. М. Кордуэлл. Психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.
6. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.