Цель как категория педагогики. Виды педагогических целей
Сущность педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса. Цель, принципы, содержание, методы, средства, формы, результат, рефлексия.
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Педагогический процесс целесообразно рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности — образование человека. Общим качеством всех компонентов системы является взаимодействие педагога и учеников, в котором реализуются задачи обучения, воспитания и развития личности в их единстве и взаимосвязи. Сущность педагогического процесса состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия. Основными компонентами педагогического процессаявляются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный компоненты. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности. Содержательный компонент предполагает определение содержания педагогического процесса на основе поставленных целей. Операционно-деятельностный компонент предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач. Педагогический процесс представляют как систему из 8 элементов: цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся. Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру: Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы –результат – рефлексия Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся; Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели; Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям; Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание; Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами; Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность; Результат – итог деятельности и рефлексия осознание деятельности.
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур:педагогической; методической; психологической. Для создания методической структуры цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащегося. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Психологическая структура педагогического процесса: процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, работоспособности и утомления.
Цель как категория педагогики. Виды педагогических целей.
Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. При этом у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения. Цель – категория философская, представляет собой идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека. Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это цели, непосредственно разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:
1)цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;
2) цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.;
3) цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции (например, цель – использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся).
Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся (например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса). Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы: сравнить, обобщить определенную информацию; сделать выбор наиболее значимой информации; на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия. Объект педагогической цели – конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях. Предмет педагогической цели – это та сторона личности воспитанника, которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;
4) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.