Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения
Незрячий ребенок имеет вес возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими вкомпенсаторной перестройке восприятия.
Проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения являются предметом тифлопедагогики (от греч. typhlos - слепой). Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноцен-I ным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-| трудовой реабилитации.
В середине XVIII в. Д. Дидро опубликовал «Письмо о слепых в |назидание зрячим», и через 34 года после выхода первого письма |«Прибавление к письму о слепых». Д. Дидро писал о глубоком личностном своеобразии людей с нарушениями зрения, возможности компенсации нарушения, воспринимая дефект как стимул для раз-рития отдельных способностей и качеств личности. Автор был уверен, что обучение и воспитание слепых детей должно начинаться в рамомраннем возрасте.
Выдающейся фигурой тифлопедагогики является Луи Брайль 1(1809-1852),потерявший зрение в трехлетнем возрасте воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института аепых, автор изобретения, изменившего систему обучения слепых, снованная на комбинациях шеститочия, его система рельефного ЯИсьма охватывает буквенные, математические и иные сим полы,
позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.
Первое учебное заведение для слепых в России (училище слепых) было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.
Как отмечает Н.Н. Малофеев, предложенная парижанином В. Га юн модель специальной школы для слепых в российскую жизнь не вписалась. По мнению исследователя, подлинное рождение в России школы для слепых случилось уже в последней четверти XIX в. В Санкт-Петербурге и Москве нашлись люди, готовые взяться за это дело и увлечь других своим примером. Всего за два десятилетия (1881-1900 гг.) на территории империи получила бурное развитие практика специального обучения детей с нарушениямизрения, в результате чего открылось 24 таких учебных заведения.
Первым российским городом, где начали создавать школу нового типа для слепых детей, стала Москва. Инициатором создания учреждения явился обер-пастор Евангелическо-лютеранского храма апостолов Петра и Павла Г. фон Дикгоф. В 1882 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей открылось, приняв двадцать воспитанников. Пока тянулась бюрократическая волокита, Москва уступила пальму первенства своему извечному сопернику Санкт-Петербургу. Там школу для слепых удалось открыть годом раньше (1881) стараниями Константина Карловича Грота. Все эти школы существовали на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.).
Самым главным достижением Попечительства о слепых и деятельности специальных учебных заведений стало изменение отношения общества и государства к слепым к концу XIX в. По свидетельству Н.Н. Малофеева, набрала силу светская благотворительность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование. Еще одним важным событием и этой области стал выход в свет журнала «Русский слепец» (1886). Его издателем был соратник К.К. Грота, делопроизводитель Совета Попечительства о слепых O.K. Адеракс.
После Октябрьской революции школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.
В начале 30-х годов XX в. появились первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразова-
тельных школ, а с конца 30-х годов открылись и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.
Задачей тифлопедагогикикак науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при нарушениях зрения; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.
Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушениях зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Среди основных особенностей домашнего воспитания и обучения ребенка с нарушениями зрения можно назвать следующие положения:
• квалифицированная регулярная консультативная помощь спе
циалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.);
• «комментированное» общение взрослого с ребенком («видеть
с помощью слуха»): слово фиксирует какой-либо предмет, его свой
ства, признаки, действия, состояние и т.д.;
• оптимальная организация предметно-окружающей среды для
сенсорного развития ребенка;
• организация разнообразных видов деятельности - общения,
игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.;
• демократический стиль родителей в отношениях с ребенком:
прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать са
мостоятельность суждений;
• создание условий, соответствующих возможностям слепого
или слабовидящего ребенка, атмосферы любви и взаимного уваже
ния;
• знание родителями особенностей развития ребенка с наруше
ниями зрения, влияния первичного нарушения на формирование-
психических функций, двигательных, социальных, учебных и дру
гих умений, способов и приемов формирования и развития навы
ков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений
окружающего мира, умения общаться и контактировать со свер
стниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать
окружающий мир при помощи сохранных чувств;
• гармоничное развитие всех способностей ребенка.
Коррекционно-компенсирующая направленность специального образования детей с нарушениями зрения способствует их полноценному развитию и социальной адаптации.
В результате систематического организованного общения с действительностью, как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия. Чувственный уровень представлений о звучащем мире у детей с дефектами зрения близок к уровню нормально видящих детей.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения воспитываются незрячие и слабовидящие дети, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель этих учреждений - воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения и подготовка детей к обучению в школе.
Образовательная составляющая направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей, развитие всей компенсирующей системы (слух, осязание, мобильность и ориентировка в пространстве), формирование навыков самообслуживания.
Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих направленно на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Основными функциямишколы для слепых и слабовидящих детей являются: учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, санитарно-гигиеническая, лечебно-восстановительная, социально-адаптационная и профориентационная. Реализация этих фунций обеспечивает нормализацию развития детей с нарушениями зрения, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).
Обучение детей с нарушениями зрения опирается на следующие основные принципы:
• широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям
восприятия (зрительного или осязательного);
• использование оптических средств коррекции зрительного
восприятия;
• проведение специальной работы по ознакомлению с окружаю
щим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи
как средства компенсации слепоты и слабовидения;
• развитие предметно-практических действий на основе поэтап
ного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, констру
ирование, лепка, аппликация и др.);
• организация преемственности между обучением в детском
саду и школах-интернатах для детей с нарушениями зрения, между
общественным и семейным воспитанием;
• создание оптимальных условий для зрительного восприятия
(достаточная освещенность, удобное размещение детей, доступ
ное расположение наглядного материала, регулирование зри
тельных нагрузок, организация коррекционных упражнений для
зрения).
Программы обучения детей с нарушениями зрения построены с учетом особенностей их развития: учтена необходимость коррекционио-компенсаториой работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов; увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.
Среди особенностей организации и содержания учебио-воспита-тельпого процесса в школе для детей с нарушениями зрения исследователи выделяют:
• учет общих закономерностей и специфики развития детей в
опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
• увеличение сроков обучения, перераспределение учебного ма
териала и изменение темпа его прохождения;
• дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняе
мости классов, применение специальных форм и методов работы,
оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
• специальное оформление учебных классов и кабинетов, соз
дание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-
восстановительной работы;
• развитие зрительного восприятия и формирование предмет
ных представлений;
• социальная адаптация;
• ориентировка в пространстве;
• развитие осязания и слухового восприятия;
• лечебная физкультура и ритмика;
• коррекция нарушений речи.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).
Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифло-приборов, рельефно-графических пособий (для незрячих), плоскопечатных (для слабовидящих).
Учебно-воспитательный процесс в специальной школе предполагает использование специфических средств обучения и коррекции незрячих и слабовидящих:
• учебники, учебные пособия, социально-экономическая, поли
тическая, художественная, научно-популярная, музыкальная лите
ратура, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируемые рельеф
ными рисунками, чертежами, схемами;
• для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются посо
бия, сочетающие рельефную и цветную печать;
• для слабовидящих широко используются специальные учеб
ники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными ил
люстрациями;
• тифлотехнические средства компенсации нарушенных функ
ций зрительного анализатора, в основе которых лежит преобразова
ние (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступ
ные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными
анализаторами);
• оптические средства коррекции: лупы (ручные, опорные, ста
ционарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперо
кулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличива
ющие аппараты (эпи- и диапроекторы);
• специальные замкнутые телевизионные системы, позволя
ющие осуществлять фронтальные методы обучения;
• светотехнические средства в виде светозащитных корригиру
ющих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием;
• различные по сложности технические устройства и при
способления: простые приспособления для вдевания нитки в
иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного
передвижения, грифели и приборы для ручного письма по систе-
ме Брайля, специальные пишущие машинки для незрячих программистов, специальные приборы для рельефного черчения п рисования;
• «говорящие» книги - тиражированные на звуковоспроизводя
щих носителях записи книг;
• специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие
мячи и т.п.
Специфичными являются условия эффективного использования наглядности в учебном процессе. При ее применении необходимо соблюдать определенные условия (Е.Н. Подколзина).
1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким
образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо осве
щенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на доста
точном для их зрительного восприятия расстоянии).
2. Для обследования наглядности детям с нарушениями зрения
должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально ви
дящим.
3. Некоторым детям необходимо предоставить возможность
приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рас
смотреть се, обследовать с помощью осязания.
4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с много
плановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной
формы) наглядность следует внести в группу (класс) до начала за
нятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее.
После окончания занятия эта наглядность некоторое время может
оставаться в группе или классе.
5. Использование рельефной наглядности должно сопровож-
• даться соотнесением ее с реальными предметами.
; 6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, пред- метов педагог должен обращать внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качества- ми, формировать у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.
7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности |четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием. ' Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психо.лого-педагогическое сопровождение детей специалистами — тиф.ш>иг-
дагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушениями зрения должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.
Сегодня предметом пристального изучения являются различные модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения (В. Гудонис, М. Баркаускайте). В этой связи исследователи отмечают необходимость решения целого ряда проблем:
1) проблема специальной подготовки педагогов массовой школы
для работы в условиях образовательной интеграции;
2) организация качественной консультативной помощи тифло
педагога детям с нарушениями зрения, педагогам и родителям;
3) формирование адекватного отношения к детям с ОПФР со
стороны педагогов, родителей нормально развивающихся детей,
общества в целом;
4) обеспечение общеобразовательных школ необходимыми сред
ствами обучения для детей с нарушениями зрения.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Перечислите группы нарушений зрения в зависимости от времени пора
жения и степени тяжести нарушения.
2. Почему премя наступления нарушения зрения имеет важное значение
для дальнейшего психического развития ребенка и организации коррекцион-
ной работы? «j
3. Данте сравнительную характеристику детей с различной степенью нару
шения зрительной функции.
4. Какие особенности имеет домашнее воспитание ребенка с нарушениями
зрения?
5. Какую роль для незрячих и слабовидящих играют осязание, слух и речь?
Почему?
(). Перечислите основные принципы обучения детей с нарушениями зрения. В чем их специфика?
7. Назовите основные особенности организации и содержания обучения де
тей с нарушениями зрения.
8. Какие специфические средства обучения и коррекции незрячих и слабо
видящих используются в учебно-воспитательном процессе?