Основные требования к сценарию

Успешный сценарий удовлетворяет двум важнейшим требованиям:

Он должен соответствовать основной цели программы: развлекать, информировать, заинтриговывать, убеждать, и так далее.

Он должен быть практичным. Сценарий должен быть работающим двигателем для производственной команды.

Текст на русском языке, исполненный грамотно и профессионально, со всеми знаками препинания, с расстановкой ударЕний в именАх сОбственных и проблЕмных словАх, с корректной расшифровкой аббревиатур, с понятной трактовкой чисел, телефонных номеров, адресов вэб-сайтов и электронной почты, без орфографических, синтаксических, грамматических, стилистических и иных ошибок.

Точные указания на голос, предполагаемый для озвучания текста – пол, диапазон, возраст, темперамент, скорость, настроение и так далее.

Музыкальное сопровождение – стиль, направление, темп, настроение и др.

Спецэффекты звуковые – какие именно и в каком месте они должны звучать.

Если имеется в наличии, предоставить ролик для образца – послушать, на что ориентироваться и от чего плясать.

Внятные комментарии – чем больше, тем лучше;

7. основные этапы работы над сценарием.

Сценарист театрализованного представления, работающий в основном на местном документальном материале, не может начинать творческую работу, не познакомившись с конкретным материалом, не изучив его. Всё начинается с поисков материала для сценария и его изучения.

Только в процессе изучения фактов, событий, документов, биографий людей можно очертить тему будущего представления. Материал нужно увидеть своими глазами, вжиться в него.

При трактовке темы как осмысленного, отобранного художественного материала тема непрерывно связана с его идеей, так как в самом отборе фактов неизбежно сказывается мировоззрение автора, его общественная позиция. Само понятие тема происходит от греческого слова, буквально означающего: «то, что положено в основу». В некоторых произведениях проблемный характер темы подчёркнут писателем в самом заголовке: «Горе от Ума»…»Шторм»…

Выделяют такие этапы работы над сценарием:

1. Концепция (тема, идея)

2. Сценарный план.Это ни что иное как обобщённое выражение композиционной структуры празднества. Определение основных эпизодов и характер их чередования, создающий тот или иной ритмический рисунок будущего сценария – вот главное, что даёт в процессе создания празднества работа над сценарным планом. В конкретно-графическом изображении сценарный или рабочий план – это запись по порядку наименований эпизодов и номеров внутри эпизодов, а также краткая характеристика пролога и эпилога празднества.

3. Композиция. Понятие «композиция» (от лат. – складывать, строить). Реальная жизненная модель, как правило служит лишь первоначальной наметкой плана любого художественного произведения, окончательное его оформление зависит от художника. (пролог, экспозиция, развязка, эпилог)

4. Решение сценического хода. (через что мы будем нести идею)

5. Технические ср-ва.

6. Подбор актёров.

7. Литературный сценарий.В нём даётся общее описание всех эпизодов празднества, разрабатываются тексты, характер передвижения групп людей, и т.д. На этом этапе работы устанавливается и необходимый темп всего праздненства в целом, динамика его единого драматического действия.

8. Рабочий сценарий (монтажный лист).Этот документ включает в себя всё то, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия.

10. Монтаж, приемы монтажа.

Понятие монтаж достаточно подробно разработано в применении к кинематографу. Но как заметил Эйзенштейн – монтаж можно обнаружить и в литературе, и в живописи, и в др. искусствах.

При создании сценария театрализованного представления нужно раскрыть образы людей путём отбора важнейших фактов их биографии, продуманно и выразительно связать эти факты, создав непрерывность действия. Отбор материала должен быть особенно острым и целенаправленным, мы можем отбрасывать всё промежуточное, всё незначительное из неизбежной реальности и оставлять лишь яркие, ударные, узловые моменты.

Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия.

К наиболее распространённым приёмам монтажа относится контрастность.

Контрастность как приём монтажа основана на сближении противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. В сценарии театрализованного представления можно сопоставлять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды, как бы заставляя зрителя беспрерывно сравнивать два факта, два действия, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность.

Параллельный – два тематически не связанных действия соединены вместе и идут параллельно.

Одновременный – в современных театрализованных представлениях действие часто происходит одновременно на сценической площадке и на экране, или на нескольких экранах, или в разных частях сцены или зала.

Лейтмотив – (напоминание), чаще всего л. бывает комплексным, в нём принимают участие все средства художественной выразительности.

Наши рекомендации