Управление учреждениями дополнительного образования детей, программа развития. Модель управления учреждением
Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
УДОд— социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спект образовательных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющуеся индивидуальные, социокультурные, образоваельные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам, осовение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщение к культурным ценностям.
Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, педагогический совет, общее собрание, попечительский совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения (п. 39 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).
Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).
Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
Функции директора учреждения: планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы учреждения; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом образовательного учреждения и обеспечивает рациональное использование финансовых средств; представляет учреждение в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.
Программа развития учрежденияпредставляет собой документ, где излагаются основные положения, цели, содержание и порядок деятельности по переходу в новое качественное состояние организации .
Структуры программы развития:
· - определение исходных способов осмысления настоящей и будущей ситуации в учреждении;
· - констатация положения дел в учреждении, с указанием сильных и слабых сторон (может быть проблем),
· - выделение приоритетов в развитии (направлений в которых развитие будет стимулироваться)
· - обозначение путей и способов развития, промежуточных состояний - результатов действий на тех или иных этапах развития.
Исходные положения для анализа настоящей и будущей ситуации в учреждении представляют собой теоретические основы (системный или деятельностный или личностный подход), идейные приоритеты (своего рода кредо педагогического коллектива), наиболее важные нормативные документы, определяющие перспективы развития.
Содержательные компоненты программы развития:
· - состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития (контингент обучающихся, педагогический коллектив, дополнительные образовательные программы - эти составляющие и будут объектами анализа и программирования развития),
· - состояние и перспективы взаимодействия учреждения с окружающей средой (взаимооценка и взаимодействия. К разряду взаимооценки относятся формальный (официальный) и неформальный (имидж) статус учреждения, а к взаимодействию получение ресурсов из вне и деятельность направленная на внешние объекты),
· - состояние и перспективы управления деятельностью учреждения (основополагающим источником развития любой организации можно считать состояние управленческой команды: квалификации, возраст, настроенность на развитие. И хотя, авторами документа, и являются управленцы, тем не менее, оценить свои возможности и амбиции на ближайшие пять лет также необходимо как спрогнозировать продвижение всей организации в целом).
Модель - это разработанный на основе теории вариант практической деятельности, являющийся системой.
Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников управленческого процесса: директор, его заместители, общественные органы управления, руководители структурных подразделений, участники методических служб, органы детского самоуправления.
Структура этих отношений весьма показательна: Дом творчества - внешняя среда - администрация - общественность (советы, службы) - педагог - родители - ребенок. Именно такая структура позволяет осмыслить стратегию развития учреждения, своевременно найти наиболее оптимальные для управления "точки роста".