Словарная работа на уроках чтения
Словарная работа на уроках чтения — это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие лексики литературного произведения, уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.
Основная цель словарной работы — помочь учащимся осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения — реализуется исходя из принципа ее органического сочетания с изучением самого произведения.
Важность словарной работы предопределяется ограниченностью речевого развития слабослышащих и глухих школьников, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешение слов, неточность и недеффиренцированность значений. От качества словарной работы зависит понимание читаемого литературного произведения. Задачи словарной работы на уроке чтения следующие:
• раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на учеников;
• расширить словарь слабослышащих и глухих учеников и путем организации речевой практики ввести новые понятия в их активный фонд речи;
• ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь слабослышащих и глухих, сделав ее более выразительной и эмоциональной;
• развить связную устную и письменную речь школьников.
Рассмотрим, как реализуются эти задачи в школьной практике. Например, читается рассказ А. Чехова «Лошадиная фамилия». Без понимания таких слов и выражений, как приказчик, акцизный, отставной генерал-майор, ваше превосходительство, школьники не поймут обстановку, в которой написан рассказ. При чтении рассказа М. Пришвина «Времена года» ученики познают образные выражения, рисующие красоту зимней природы: хрусткая пленочка с узорами тропических водорослей, сосновые вилочки, наузорил неведомые цветы, хвоинки, сидящие верхом на сучках.
Таким образом, на уроках чтения школьники пополняют свой словарный запас новыми понятиями, выразительными средствами, опираясь на этот словарь, более глубоко и полно воспринимают содержание читаемого произведения.
В школьной практике еще встречается неправильное! понимание термина «словарная работа», сужение его до объяснения непонятных слов. Это приводит к бедности и ограниченности форм и методов работы. Не оправдано также ограничение словарной работы во времени и месте ее проведения на уроках чтения. Словарная работа должна пронизывать все этапы работы с текстом (и вводные занятия, и чтение, и анализ содержания вплоть до завершающего урока). Выделение так называемого этапа «словарная работа» не оправдано и не правомерно.
На каждом этапе работы с литературным произведением словарная работа имеет свои конкретные задачи и формы реализации. На подготовительном к чтению этапе задачи словарной работы включают: выяснение знаний слабослышащих и глухих учеников о той или иной лексике (в зависимости от темы изучаемого произведения), расширение лексики, уточнение значения некоторых слов, закрепление известных детям слов. Например, до чтения рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело» педагог выясняет знания детей о названиях профессий, трудовых действиях, орудиях и предметах труда. В беседу вводятся слова, с которыми ученики встретятся при чтении (например, врач, лекарство, рецепт, латинские буквы, чертеж и др.).
На этапе первоначального знакомства с произведением задача словарной работы иная: помочь ученикам осмыслить художественное произведение, с помощью оценочной лексики выразить свое отношение к нему. На этом этапе лексика вводится педагогом в свой рассказ, а в беседу — рассматривание иллюстративного материала. С помощью записанных на доске слов, словосочетаний, предложений учащиеся рассказывают о своем жизненном опыте, мотивируют свое отношение к тексту, его персонажам.
Углубленное изучение произведения (каким бы ни был его объем) предполагает закрепление новой лексики при чтении и при ответах на вопросы педагога. Лексика, помимо уточнения значения, включается в речь учащихся при оформлении связных высказываний: развернутых ответов, пересказов, описаний, аналитических или оценочных суждений. Для оформления суждений о персонаже (персонажах) вводится морально-оценочная лексика, позволяющая охарактеризовать персонаж, выразить к нему свое отношение. Работа с текстом сопровождается систематическими словарно-стилистическими упражнениями типа: «Дополни...», «Скажи по-другому», «Подбери слова с...», «Замени слово ... другим, сходным по значению» и т. п.
Содержание словарной работы еще более усложняется на этапе обобщения, так как решается задача развития связной речи учащихся. Основной путь реализации этой задачи — создание условий для стимулирования связных высказываний слабослышащих и глухих школьников: включение собственных рассказов учащихся, различных пересказов, устных характеристик, описаний, рассуждений и пр. Однако и на этом этапе возможно расширение лексики (знакомство с общественно-политической, морально-этической и оценочной лексикой ): это позволяет ученикам сформулировать проблематику произведения и определить свою позицию по отношению к прочитанному.
К недостаткам словарной работы следует отнести ограничение числа приемов объяснения слов, отсутствие нарастания трудности в выборе приемов для объяснения слов в 4—5-х классах, преобладание в этих классах приемов, имевших место в 1—3-х классах. Так, наиболее часто используется прием наглядного объяснения значения слова и словотолкование. Значительно реже применяется объяснение слова синонимом, подведение под родовое или видовое понятие и др.
Имеют место случаи недостаточного внимания к изучению языка литературного произведения. Хотя в 4—6-х классах изучается не систематический курс литературы, а
отдельные произведения различных писателей, тем не менее эти произведения — плод художественного творчества, и замысел автора воплощен в художественных образах. Изучение языка писателя не только обогатит собственную речь слабослышащих и глухих, но и поможет понять литературный образ, персонаж, увидеть неповторимое своеобразие каждого мастера слова.
Трудности словарной работы для детей с нарушенным слухом связаны с особенностями их речевого развития. Можно выделить несколько групп ошибок, которые допускают дети с нарушенным слухом в понимании слов.
Первая группа — ошибки на смешение слов по сходству в звуковом составе (землянка — земляника).
Вторая — неправильное восприятие слова в связи с непониманием его грамматического оформления (бросился — бросил).
Третья — понимание переносного значения слова в буквальном смысле (оборвалось в груди).
Четвертая — непонимание предложения в связи с непониманием синтаксического оформления текста.
Пятая — понимание слова лишь в одном значении, которое было известно ранее.
Знание этих ошибок поможет учителю продумать некоторую систему в работе по развитию речи на уроках чтения и поможет более целенаправленно построить словарную работу в школе для детей с нарушением слуха.