Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Курсовая работа По дисциплине: педагогика

Тема: «Особенности развития игровой деятельности детей
старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Сальбо Анна Сергеевна
Студентка 1 курса 13 группы
Заочной формы обучения

Проверил: ст. преподаватель
Выбиванцева Татьяна Ивановна

Тверь 2017г.

Оглавление

Введение 3

Глава 1Теоретические аспекты развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

1.1Психолого-педагогоческие особенности развития детей старшего
дошкольного возраста

1.2Игра и ее значение для развития личности ребенка

1.3Характеристика и классификация детских игр

1.4Особенности организации сюжетно ролевой игры, творческих игр и игр с правилами…….

Заключение.....……………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………

Введение.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что игра занимает весьма
важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь
преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

В связи с этим основным направлением педагогической работы в
дошкольных учреждениях является руководство игрой. В отечественной
психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая
очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней
развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между
людьми, первоначальные навыки кооперации.

Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе
которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить
обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.п.). При этом цели не являются
постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются,
перестают быть подражательными и становятся более глубоко
мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность
и отношения взрослых людей.

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой
игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: знания детей об
окружающем мире (в соответствующей содержанию игры области), включая
знания о деятельности взрослых; понимание взаимоотношений людей и их
действий; умение применить накопленные знания в условиях игры; умение
строить и регулировать собственное поведение в соответствии с
содержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с
учетом своей роли и их ролей. В игре проявляется также эмоциональное
отношение детей к собственной деятельности и к действиям партнеров.

Таким образом, в игре проявляются особенности познавательной, волевой и
эмоциональной сфер психической деятельности ребенка.

Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей старшего
дошкольного возраста.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников.

Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста выявляют
достаточную сформированность умения взаимодействовать в игре,
принимать роли и следовать сюжету игры.

Цель исследования: изучить теоретические аспекты развития игровой
деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1)Дать характеристику игры как ведущего вида деятельности
дошкольников; 2)Рассмотреть классификации детских игр;
3) Проанализировать развитие сюжетно-ролевой игры в старшем
дошкольном возрасте; 4) Проанализировать развитие творческих игр и игр с
правилами; 5) Сделать выводы по теме исследования; 6) Разработать
рекомендации для педагогов и родителей.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, одну главу,
заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей

Старший дошкольный возраст (6-ти - 7 лет) характеризуется как период
существенных изменений в организме ребенка и является определенным
этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и
совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем
организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных
отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие
познавательных и мыслительных психических процессов: внимания,
мышления, воображения, памяти, речи.

Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная
на познание окружающей действительности с помощью таких психических
процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С.
Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что
выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и
переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень
развития по линии произвольности и осознанности .

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так
как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность,
в процессе которой происходят существенные изменения в психической
сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов
начинает занимать мышление.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа,
дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и
обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства
проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к
абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в
гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного
возраста содержит следующие компоненты:

1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.

2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать,
программировать и контролировать психическую деятельность.

3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций
анализа и синтеза.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой
стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность
совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем
дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи: речь из
ситуативной становится контекстной; развивается регулирующая функция
речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
складываются планирующая и инструктивные функции речи,
проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;
совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются
дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в
собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;
совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается
словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется
связность речи, дети овладевают монологом.

В активный словарь детей данного периода развития входят 2500-3000 слов.
В речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия,
существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и
др.).

Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций.
Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас
производных слов. На основе понимания и активного использования этого
словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации
предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и
домашних, птицы - на зимующих и перелётных.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным
переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое
заключается в формировании регулятивных компонентов психической
деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии
с операциями мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного
освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием
регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения
и деятельности.

Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных
характеристиках внимания. Характерной особенностью внимания детей
дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой
сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана.
В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания:
значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы
произвольности. Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного
возраста, следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем
(способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3-4 объектов);
распределение (в связи с автоматизацией ребенка); устойчивость
(способность удерживать внимание на одном объекте 10-15 минут). Развитие
произвольного внимания старшего дошкольника связано с развитием всех
сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей
деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения.

Воображение детей старшего дошкольного возраста - это психический
познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании
новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого
материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского
воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что
обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от
непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает
выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием
практических навыков познания окружающего мира, и познавательную,
позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую
психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой
от реальности.

Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая
произвольный характер, что предполагает планирование и
программирование деятельности.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка
познавательных процессов. Развитие восприятия характеризуется
формированием перцептивно-интеллектуальных действий. Дети старшего
дошкольного возраста осваивают фонетику, их словарный запас составляет
5-6 тысяч слов, что позволяет им овладеть сложными формами речевой
деятельности. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит
постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной
деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является
периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

В дошкольный период происходит становление способности детей к
произвольной регуляции эмоций, которая в сравнении с движением еще
менее развита: им трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить
страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены
давлению социального окружения - самое удобное время учить понимать их,
принимать и полноценно выражать. Дошкольный период является
сензитивным для развития способности детей к произвольной регуляции
эмоций. Для этого ребенку необходимо научится произвольно направлять
свое внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать
эмоциональные ощущения; воспроизводить эмоции по заданному образцу
или произвольно; использовать паралингвистические средства для активации
эмоций.

Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие
эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами.

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность
улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период
развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к
эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального
состояния детей.

Следующей ступенью совершенствования эмоциональной регуляции будет
развитие у ребенка навыков произвольного поведения. У старших
дошкольников активно формируются нравственно-этические или личностные
категории. Ими различаются понятия «хороший - плохой», «добро - зло»,
«красивый - некрасивый», «правда - неправда». Достаточно хорошо ими
понимаются нормы и правила поведения, но не всегда еще достаточна
эмоциональная регуляция.

Дети непосредственно выражают собственные чувства, их настроение
зависит от конкретных ситуаций, а выражение настолько разно полярно, что
эмоции легко узнаваемы по мимике, модальности и выразительности.

Период дошкольного детства можно назвать периодом аффективных
переживаний, так как эмоции носят нестойкий характер. Условно можно
выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных
детей», имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

. Агрессивные дети. Неуравновешенные, в конфликтных ситуациях эмоции
выражают очень бурно, что проявляется в аффективном поведении,
направленных на сверстников.

. Эмоционально расторможенные дети. На все реагируют слишком быстро.
Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к
негативному эмоциональному состоянию, что нарушает целенаправленность
и произвольность деятельности и поведения.

. Эмоционально заторможенные дети. Замкнутые, робкие, ранимые, избегают
общения, переживают свои эмоциональные проблемы в одиночестве. Их
характеризует не выраженность, «бедность» эмоциональных реакций.

Таким образом, можно выделить основные направления эмоционального
развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных
проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; формирование
моральных и социальных эмоций, происходит становление эмоционального
фона психического развития детей; дети овладевают навыками
эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения
чувств и перепадов настроения.

1.2 Игра и ее значение для развития личности ребенка

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего
времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи
лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-
манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра
конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное
и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний
труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам
деятельности добавляется еще один - учебная деятельность.

В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр,
которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально
закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах
науки и культуры.

Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника.
Этот непринужденный характер игры выражается не только в том, что
ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с
предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления
предметов значительной независимостью от конкретного значения этих
предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придает
им в игре.

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит
этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами .
Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С
помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть
исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать:
бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры
ребенок развивает координацию движений.

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить
целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий.

На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения
взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми
«играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе
ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру,
врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не
чувствителен.

В среднем дошкольном возрасте - ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-
7 лет. Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на
себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме (в специально
создаваемых игровых условиях) воспроизводят деятельность взрослых и
отношения между ними. Для этих условий характерно использование
разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы
деятельности взрослых.

Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на
задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет
возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни
взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Возникшая на границе раннего и детского возраста ролевая игра получает
свое дальнейшее развитие, достигает расцвета уже в дошкольные годы.
Развитие игры проявляется прежде всего в изменении ее сюжета и
содержания. Сюжет игры - это сфера действительности, которую дети
отражают в своих играх. Если для самых младших наиболее типичны игры с
бытовым сюжетом («дочки-матери» и т. п.), то у средних детей наряду с этим
часты игры с производственным сюжетом («железная дорога»,
«строительство», «больница», «летчики», «поликлиника», «детсад»). У
старших детей нередко возникают игры и с общественно-политическим
сюжетом («космос», «война» и т. п.).

Меняется в дошкольный период и содержание детских игр - то, что
воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента
деятельности взрослых. Главное содержание ролевых игр в младшем детском
возрасте заключается в максимально развернутом воспроизведении действий
с предметами («трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду» и т. п.), в
среднем детском возрасте - воспроизведение отношений между взрослыми, в
старшем главным становится выполнение правил, вытекающих из взятой на
себя роли. И ссоры соответственно возникают по разным причинам: из-за
игрушек, из-за ролей, по поводу того, «бывает так или не бывает».

Сюжет и содержание игры воплощаются в ролях: их выполнение и является
главным моментом творческой игры.

Как ни фантастичен на первый взгляд тот мир, в который вступает ребенок в
игре, он все же не является миром абсолютной свободы и произвольности. В
играх действуют не менее жесткие, чем в действительности, законы и
правила, которым ребенок охотно подчиняется. У каждой роли свои правила.
Но все они взяты из окружающей жизни, заимствованы из отношений в мире
взрослых.

Игра - критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно
многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих
тестов, например, сценотеста.

Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным
образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, то есть
умение подчиниться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои
сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать
свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре
развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция,
как умение замещать один предмет другим, например, скакать на палочке,
как на коне.

Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она
помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими
ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в
больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль. В
ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его
отношение к действительности.

В каждой игре есть правила. Постепенно они начинают выделяться
дошкольником как ее центральный момент. От победы сиюминутного
желания над правилом ребенок идет к победе правила над желанием.
Изменяется осознание правила: от его слитности с ролью или отношения к
нему как к простому требованию взрослого - к полному его осознанию и
выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры.

Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет,
пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда.
Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети
всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок
приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в «отдых».
1.3Характеристика и классификация детских игр.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий
вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры
определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,
что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры
зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей
степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому,
какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве
воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие
игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не
просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и
воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал,
мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма
интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим одну из таких (классификация С. Л. Новоселовой).

Классификация игр
(по С. Л. Новоселовой)

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая
классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет
самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности,
которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые
игры подразделяются на:

• Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения»
(большое место уделяется кукле).

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается
труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет,
корабль).

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги
нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в
«моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по
содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры:

• в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

• в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

• в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент
деятельности и отношениями между взрослыми.

предметная отношения

деятельность поведение между людьми

людей

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок
проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют
собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1
год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша,
используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется
отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление
специфических свойств предмета и на достижение с его помощью
определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и
обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года
жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети
начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной
жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет
деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в
общественной форме в специально создаваемых игровых условиях
воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих
условий характерно использование разнообразных игровых предметов,
замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том,
что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и
своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей,
понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей,
наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок
как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в
правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и
огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям,
животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок
удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами
изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более
широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого
воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни
огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения
создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность
сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре
привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический,
жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда
заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь
штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает
больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует
явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым
содержанием, оставляя след на долгие годы.

• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять
разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

• Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного
литературного произведения и отображение с помощью выразительных
способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

игры – игры на темы

драматизации литературных произведений

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного
возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное
произведение.

Последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется
текстом литературного произведения.

Детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий,
образ героев сказки, или пересказа.

Помогает глубже понять идею произведения, ощутить художественную
ценность, искренне выразить свои чувства

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены
сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки
и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других
условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и
т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций
заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют
определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание
произведения, логику и последовательность событий, их развитие и
причинную обусловленность.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает
произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям
нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные
выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных
черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его
умение пользоваться средствами художественной выразительности при
чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации,
паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям,
возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё
меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать
самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать
только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети
поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы,
желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо
некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у
сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель
использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям,
уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение
детей к игре.

• Стоительно – конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в
которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно
возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая
деятельность детей, основным содержанием которой является отражение
окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они
объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и
являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре
прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются
взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является
ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой
техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-
ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе
сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение
длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически
постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в
идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми
способами строительства, в развитие их конструктивного мышления,
обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние
на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании
строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение
которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен
материал, в какой последовательности должно идти строительство.
Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует
развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать,
сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и
воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на
последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают
точным словарём, выражающим название геометрических тел,
пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз,
длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-
образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина,
песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

• Творческие игры

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в
себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и
исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями
после окончания игры.

• Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные
для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение
которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения
осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии,
формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают
возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным
способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом
их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания,
развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия,
которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение,
быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

• Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная
деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным
выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих
правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они
дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется
в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние
подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие
ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают
положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям
приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от
движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность,
смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают
детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения
успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для
которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и
занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В
программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей
предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных
видов: бег, прыжки, лазанье и т. д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими
определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения
играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться
цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных
условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу
игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в
помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.
Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все
требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной
активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры
самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм,
предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга,
на праздниках и т. д.

Хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность,
эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и
удовольствие уже самим своим процессом.

1.4Особенности организации сюжетно ролевой игры, творческих игр и игр с правилами.

Необходимо выделить три вида игр:

Сюжетно-ролевые;

Творческие игры;

Игры с правилами.

И так рассмотрим особенности организации сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного
возраста. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в
ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-
ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из
следующих компонентов: целевого, потребностно - мотивациоиного,
содержательного, операционного, результативного.

Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они
в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и
общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и
выработки навыков формального и неформального общения.

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий
взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир
взрослых, их взаимоотношения. «Присмотритесь и прислушайтесь, как
обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и
лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности,
окружающей его жизни - отражение часто отрывочное, странное, подобное
тому, как отражается верностью своих подробностей. У одной девочки кукла
стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает
гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у
которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки.

...Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него
тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит
их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его
сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по
их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из
окружающей жизни», - отмечал К.Д.Ушинский.

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более
усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение
объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных
действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием
детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные
праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с
общественной тематикой.

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится
познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать
окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных
интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об
окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих
играх.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда
взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются
через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном
возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр,
развитию их содержания на основе углубления знаний старших
дошкольников о жизни советских людей.

Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей
жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре.
Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка.
Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить
ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой
игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми,
содержание которых отражает характерные общественные явления
(длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли
взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей
(желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление
нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых
результатов).

Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства
игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям
свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых
людей.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему
игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть
ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в
этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь
воспитателя.

Обсуждения содержания игры, хода развития, распределение ролей - первый
этап игры (предварительное обсуждение). Так, дети хотят играть в
«путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш теплоход?»
Дети начинают спорить: одни говорят - в Москву, другие - на север. Сережа
предлагает - по Днепру в Киев. Дети соглашаются с ним. Своевременно
поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.

В старший группах не может быть единого способа распределения ролей. Он
зависит прежде всего от содержания игры, от состава играющих детей. Это
может быть и коллективное обсуждение с участием воспитателя, и избрание
организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет
каждый участник.

В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на
развитие игры: «маме» посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник»,
«матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей.
Такие советы обогащают содержание игры. Воспитатель может быть и
участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли
дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие
сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их
поведением.

Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-
воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала
лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение
педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное
формирование нравственных представлений и перенос их в опыт игровой
деятельности. В этом процессе используются различные формы занятий:
экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание
картин, иллюстраций, лепка, рисование, оформление тематических альбомов.

Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным
увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и
общественным: «колхоз», «завод», «поликлиника», «железная дорога»,
«строительство».

Содержательнее становятся и игры в «семью», «детский сад» и другие, в
которые играют дети средней группы. Однако сюжеты их значительно
усложняются.

Для обогащения игровых действий используются беседы и рассказы детей об
играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления,
усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы,
совершенствуется речь детей. Установление связи между занятиями, где дети
рассказывали о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащает
игровую и познавательную деятельность дошкольников.

Рассмотрим особенности организации творческих игр или игр со строительным материалом.

При руководстве творческими играми задача заключается в том, чтобы:

помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;

помочь сделать нужную для игры постройку;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Основные приёмы, которые используют для игры с детьми старшего
дошкольного возраста:

советы, вопросы;

непосредственное участие в игре;

У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он
сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно
замыслу игры. Назначение материала в игре видоизменяется: он становится
не только средством для выполнения различных операций, но и опорой для
сюжетных игр.

Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих
игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от
содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным
материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка
творческой фантазии, изобретательности. Руководя строительными играми,
необходимо:

обогащать содержание игры;

развивать конструктивные способности детей;

научить их строить из разного материала;

При работе с детьми старшего дошкольного возраста руководствоваться
следующими основными приемами:

постройка по замыслу;

по условиям;

по предложенной теме.

В группе основной акцент при руководстве строительными играми делают в
основном на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать
постройку более устойчивой, высокой и т. д. Не забываю о таких моментах,
как помощь в организации постройки (помогаю детям договориться о том,
как и что они будут строить, распределить между собой работу) .

Особенности организации игры с правилами.

Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия,
которые необходимо учитывать при руководстве ими. В старшей группе,
наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры
без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их
движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко
является соревнование (например, кто быстрее добежит до. ). Игры детей
старшей группы по преимуществу коллективные.

Большое место в старшей группе занимают словесные игры.

При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они
отображают окружающую действительность и основываются на
самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и
доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства,
испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного
творчества, привлекательностью игровых действий.

Дидактическая игра - это обучающие игры. Их основное назначение-
способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков развитию
умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую
задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются
и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

В руководстве играми с правилами следует выделить три этапа:

Подготовка

Проведение

Анализ результатов

1. Подготовка: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
конкретной возрастной группы с учетом времени проведения игры в
свободное время или на занятии. Определение количества участников, отбор
необходимого дидактического материала, пособий.

2. Проведение игры: пред началом игры знакомлю детей с правилами игры, с
ее содержанием и игровыми действиями. При необходимости участвую в
игре, направляемо действия детей советами, напоминаниями,
непосредственным показом.

3. Анализ игры. Это самый ответственный момент. Отмечаю самых активных
детей, кто четко выполнял правила игры, помогал своим товарищам, был
честен при выполнении правил игры. Анализ помогает выявить
индивидуальные особенности в поведении и характер детей, а значит,
правильно организовывать работу с ними.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста направлены
на обогащение и систематизирование знаний детей о природе, явлениях
общественной жизни, предметах окружающего мира. Развивают память,
внимание воображение мышление, речь.

В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра направлена на
закрепление пройденного материала. Формируется умение организовывать
игры, исполнять роль ведущего. Развивать в игре сообразительность, умение
самостоятельно решать поставленную задачу. Игры направлены на
подготовку ребенка к школе.

Заключение.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии
ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте
закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая
структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности
(потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные
для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании
сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к
коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и
других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность
поступать в соответствии с установленными правилами и этическими
нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа
произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему
социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в
некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные
желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего
времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи
лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-
манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра
конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное
и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний
труд. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая
идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто
игровыми.

Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его
общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра
представляет собой сложное образование, состоящее из следующих
компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного,
операционного, результативного. Ведущим мотивом игры в старшем
дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в
стремлении познать окружающую действительность. Содержанием игры
старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из
взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к
выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят,
насколько соответствуют их действия и действия их партнёров
общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: «Мамы так
не делают», «Суп после второго не подают». Это высший уровень развития
игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои
действия и свои отношения с партнёрами по игре.


Наши рекомендации