Тема: Ребенок – дошкольник как объект научного исследования

И субъект воспитания.

Психолого-педагогический портрет дошкольника представлен в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, М.И.Лисиной, Л.А.Парамоновой, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, Р.С.Буре, Т.А.Репиной и др.

Общая характеристика возрастных особенностей заключается в следующем:

- Ребенок – дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера;

- Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;

- Это период начальной специализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром;

- Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С.Выготский), т.е. отвечать его интересам и потребностям;

- Неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляется в своеобразии способов форм познания и деятельности дошкольника;

- Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм создает условия для эмоционально – практического познания мира и самого себя;

- Зависимость от взрослого, потребности в общении с ним, сопричастность к миру взрослых;

- Важнейшими психическими новообразованиями дошкольника является произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка, формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Более подробную содержательную характеристику ребенка дошкольного возраста дает С.А.Кулова, и Т.А.Куликова в учебном пособии «Дошкольная педагогика»,М. «Академия», 2000, с.78-85.

Профессионально ориентированному педагогу важно не только знать общие возрастные и половые индивидуальные особенности ребенка. Гуманизация дошкольного образования предполагает формирование самобытной творческой, активной личности, когда в центре внимания педагога стоит конкретный ребенок, имеющий такую личностную характеристику, как психический пол.

Учеными отмечается целый ряд психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся уже в дошкольном возрасте (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Т.П.Хризман и др.).

В педагогическом словаре «субъект» рассматривается как «носитель предметно – практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании». (см. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. уч. заведений.-М: Изд.ц «Академия», 2000, с. 144).

Учитывая, что ребенок на протяжении дошкольного периода нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке, имеет небольшой жизненный опыт, социализируется путем подражания и заимствования идентификации себя с другими, многие исследователи рассматривают ребенка с позиции развития субъектности, как социально-целостного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия (Т.И.Бабаева, Е.О.Смирнова, Т.А.Куликова, Л.А.Парамонова и др.).

На этапе младшего дошкольного возраста ребенок выступает перед взрослым как объект. Задача педагога создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентность, эмоциональность, креативность (творчество), самостоятельность, активность, инициативность, свобода поведения, произвольность (волевое регулирование). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество, педагогическую поддержку. Общими педагогическими условиями развития субъектности ребенка младшего возраста будут:

- формирование уверенности ребенка в своих возможностях, способностях;

- развитие положительного самоизучения (фиксация успеха, создание ситуации успеха, преодоления трудностей);

- создание положительно-заинтересованного отношения к играм, занятиям сверстников;

- корректировка неблагоприятных форм развития ребенка (застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности и т.п.);

- организация предметно-развивающей среды для самодеятельных игр, разных видов продуктивной деятельности;

- создание доверия к взрослым, проявление стремлений совершать независимые поступки: выбирать интересную и привлекательную деятельность, ее средства, партнеры, защищать свою позицию.

В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок, как субъект, начинает предъявлять правила поведения не только к другим, но и себе, возрастает уровень самосознания. Роль взрослого меняется – из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.

Личностно-ориентированный подход предполагает психолого-педагогическую последовательность (как стилевое, демократичное поведение) содержания и методов воспитания ребенка как личности.

Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включает

- стимулирование субъектности ребенка;

- построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;

- понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;

- признание ребенка «саморазвивающейся» личностью;

- построение «субъектно-объектных» отношений в различных видах деятельности (природа, социальный, «рукотворный» мир);

- задействование технологии проектирования, как активно – поисковой деятельности в условиях выбора;

- использование идей педагогики ненасилия, конструктивный подход к вопросам взаимоотношений мира взрослых и мира детей;

- создание центров интересов, лабораторий познания и творчества для развития самоопределения, самореализации, самодвижения.

Таким образом, объект дошкольной педагогики – ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. «Экологическое», бережное отношение к ребенку – главный принцип изучения ребенка как объекта.

Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.

Тема: Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста.

Отличительными особенностями младенческого возраста являются:

· Наблюдается быстрый темп физического и психического развития;

· Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация;

· Интеллект формируется на основе действий с предметами;

· Появляются первые слова, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям

· Интенсивно развивается общение со взрослым. Первая форма общения – эмоциональная – непосредственная (ситуативно – личностная). Вторая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно – деловая);

· Начинает формироваться образ «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»);

· Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм;

· Развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, пение.

Тип отличительных особенностей младенческого возраста позволяет определить содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует уравновешенность, чувство защищенности, познавательной активности.

После года ведущая деятельность – предметная, где происходит усвоение способов действий с предметами. В исследованиях Н.М.Щелованова, Н.Л.Фигурина, Н.М.Аксариной, Д.А.Фонарева, О.Л.Печора, С.Л.Новоселовой, Л.П.Павловой, Э.Г.Пилюгиной, Г.Г.Филипповой и др. психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого в предметной деятельности. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

Отличительными особенностями раннего возраста является:

- темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижается;

- интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно – психического развития;

- увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;

- увеличивается период активного бодрствования (до 4 – 4,5 часов);

- организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;

- овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);

- овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

- активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много и активно экспериментирует, наблюдает; закладываются основы наглядно – образного и символического мышления.

- овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и словарь разговорной речи.

- проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

- осознает свою половую принадлежность («Я - мальчик», «Я - девочка»).

- ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;

- появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;

- у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3–х лет, в котором выражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса является негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности, у взрослого остается важнейшая функция, которую ребенок еще не освоил сам и ждет ее от взрослого. Это функция ценителя достигнутых ребенком результатов. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности – признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию «Системы Я», потребность в одобрении, признании, поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок. Отрицательные оценки влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.

Таким образом, становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Дошкольный возраст начинается с изменения ведущей деятельности – появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.

В исследованиях В.С.Мухиной, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Е.О. Смирновой, С.Г.Якобсон, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамоновой и др. отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:

- возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни – выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения.

- происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;

- интенсивно развиваются моторные функции. Возрастает двигательная активность (на протяжении пребывания в ДОУ объем двигательной активности составляет 10 -14 тысяч условных шагов, интенсивность – до 40-55 движений в минуту;

- движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер;

- отмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей;

- увеличивается работоспособность детей;

- совершенствуются основные виды движений, физические качества развиты слабо;

- большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);

- расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире;

- наиболее интенсивно в этом возрасте развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер;

- ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Много фантазирует, используя символическое средство – речь.

Символическая функция – качественно новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста – знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который нуждается во внеших опорах (игровых, изобразительных, вещественных символах):

- ребенку свойственен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;

- ребенок – реалист, для него реально все, что существует;

- ему свойственен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения;

- способность к целеполаганию находится еще в стадии становления;

- наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия;

- ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии ( выражение радости, печали и т.п.);

- способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу».

- ребенок способен проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся регулятором поведения и общения ребенка.

- возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей.

Ребенок становится более самостоятельным, инициативным. Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт.

Свобода поведения детей 3-5 лет не исключает формирование у детей чувства осторожности, привитие ему знаний основ безопасности.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности (А.Н.Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника.

В работах А.В.Запорожца, Е.П.Арушановой, Л.А.Парамоновой, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, М.И.Лисиной, С.Г.Якобсон, Е.О.Смирновой и многих других раскрыты следующие особенности детей старшего дошкольного возраста:

- возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. В сюжетно – ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей.

- формируется «внутренняя позиция» (С.Г.Якобсон, М.И.Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) делает возможными как активно – действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому;

- самосознание ребенка сочетается с самопознанием, собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;

- преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование.

Все это может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность). Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся в стадии содержательного развития (см.Программа «Истоки», М., Просвещение, 2003, с.271-274).

Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов способствовать возникновению реальной общественно – значимой и оцениваемой деятельности – учебной. В связи с этим стоит проблема готовности ребенка к школе. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Развивается кризис 7 лет.

Наши рекомендации