Профессиональная деятельность педагога-дефектолога
Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог. Для успешной учебной и воспитательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотера-
1 Азбукин Д. И. 20 лет подготовки педагогов-дефектологов // Советская педагогика. - 1939. - № 8-9. - С. 188.
1 Кащенко В. П. На помощь дефективным детям // Народный учитель. — 1918. — №33-34.-С. 6.
певтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели —■ содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки — он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство — сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.
Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетентен в выполнении следующих видов профессиональной деятельности:
- преподавательской;
- конструктивно-организаторской;
- диагностико-аналитической;
- консультативной;
- проективной;
- гностической;
- психопрофилактической;
- коррекционно-развивающей;
- просветительской;
- научно-исследовательской;
- воспитательской;
- координаторской.
Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:
- умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, выявления имеющихся образовательных достижений;
- методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психологического диагноза);
- умением осуществлять педагогическое консультирование детей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразовательных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;
- приемами и способами адаптации и трансформации учебного и дидактического материала и образовательных условий в соответствии с возможностями и потребностями детей и подростков,
имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением создавать, поддерживать и эффективно использовать специальную образовательную среду;
- технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в различных организационных формах процесса специального образования;
- навыками обеспечения экологически благоприятной, психологически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;
- знаниями приемов профилактики и методов коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
- способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
- организаторскими умениями взаимодействия и сотрудничества с родителями с целью повышения их психологической культуры;
- навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.
Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обучающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях и осуществлять надомное визитирование для оказания ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями развития.
Заметно возросла потребность образовательных учреждений общего назначения в специальных психологах и педагогах в условиях развития интеграции и дифференцированного подхода к учащимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедаго-
га) в силу специфики его профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.
Необходимый уровень профессиональной компетентности пе-дагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важнейшей его задачей является пополнение теоретических знаний и профессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соответствии с регулярным обновлением, дополнением и совершенствованием Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требованиям которых необходимо всегда соответствовать.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятельности) дефектологов осуществляется в институтах повышения квалификации (институтах усовершенствования) работников педагогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педагогических вузов (факультеты повышения квалификации и переподготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с профессиональными потребностями самого специалиста или образовательного учреждения, в котором он работает.
Занимающиеся в системе повышения квалификации дефекто-логи могут участвовать в формировании содержания образовательных программ в соответствии со своими потребностями и интересами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.