Соната ре мажор
Тема главной партии, начинающая первую частьэтой сонаты, — брызжущая весельем и жизнерадостностью пляска с по-мальчишески озорными октавными скачками, форшлагами, мордентами и повторами звуков. Такую музыку можно также представить себе звучащей в опере-буффа:
Веселые, суетливые пассажи шестнадцатых наполняют связующую партию. А тема побочной партии (в тональности ля мажор) — тоже танцевальная, только более сдержанная, изящная:
Но вот в развитие темы побочной партии проникают озорные скачки из главной партии, а затем — суетливое пассажное Движение из связующей партии. Оно становится более напряженным, размашистым и вдруг быстро утихомиривается — словно по какому-то мгновенно принятому решению. После этого экспозицию завершает беспечно пританцовывающая заключительная партия.
В разработке опять много оживленной суеты. Здесь октавные скачки из темы главной партии, перемещаясь в левую руку, Делаются еще озорнее, а пассажное движение достигает ещё большей напряженности и широкого размаха, чем в развитии темы побочной партии в экспозиции. В репризе звучание побочной и заключительной партий в основной тональности (ре мажор) прочно закрепляет господство радостного настроения.
Самый сильный контраст вносит в сонату краткая вторая часть,медленная и сдержанная по характеру. Она написана в одноименной тональности ре минор. В музыке слышится тяжелая поступь сарабанды — старинного танца, нередко приобретавшего характер траурного шествия. А в выразительных мелодических возгласах с триолями и пунктирными ритмическими фигурами есть сходство с горестными напевами венгерских цыган:
Но в оптимистическом искусстве Гайдна мрачные образ» смерти всегда побеждаются светлыми образами жизни. И реминорная вторая часть этой сонаты, заканчиваясь не на тоническом, а на доминантовом аккорде, непосредственно переходит стремительный ре-мажорный финал[25].Финал построен в форме рондо, где главная тема — рефрен (в основной тональности ре мажор) — повторяется трижды, а между ее повторами находятся изменяющиеся разделы — эпизоды: первый эпизод в ре миноре, а второй — в соль мажоре.
Здесь лишь в первом, ре-минорном эпизоде проскальзывают скорбные воспоминания — отзвук средней части. Второй же, соль-мажорный эпизод уже беспечно весел и приводит к шуточной «перекличке» правой и левой рук на одной ноте. А полетно-танцевальная главная тема финала (рефрен рондо) — одна из самых жизнерадостных у Гайдна:
Соната ми минор
В начале 1780-х годов Гайдн впервые получил приглашение совершить концертную поездку в Лондон. Он старательно готовился к ней, но не смог тогда осуществить ее из-за своих служебных обязанностей в капелле Эстерхази. Возможно, что мечты о далеком «заморском» путешествии и связанные с ними переживания отразились в возникшей в то время сонате Ми минор.
Это единственная из немногих минорных сонат Гайдна, где в первой частиярко выраженный лирический характер сочетается с очень быстрым темпом. Своеобразна и сама тема главной партии этой части, с которой начинается соната:
Начальные фразы темы складываются здесь из сочетания
двух элементов. В басу, в левой руке, piano звучат ходы по ми-
норному тоническому трезвучию — словно призывы устремиться
куда-то вдаль. И тут же в правой руке следуют трепетные, словно сомневающиеся, колеблющиеся мотивы-ответы. Общее движение темы — мягкое, волнообразное, покачивающееся. К тому
же размер первой части — 6/8 — типичен для жанра баркаролы — «песни на воде»[26].
В связующей партии происходит модуляция в параллельный ми минору соль мажор — тональность побочной и заключительной партий. Связующая и заключительная партии, наполненные подвижными пассажами шестнадцатых, обрамляют побочную партию — светлую, мечтательную, словно взмывающую ввысь:
При звучании связующей, побочной и заключительной партий воображение рисует заманчивые образы — как вольно веет попутный ветер, как радостно увлекает вперед быстрое движение.
Далее, в разработке, построенной на материале главной, связующей и заключительной партий, преобладают отклонения в минорные тональности. В основной, то есть не мажорной, а минорной тональности, звучат в репризе побочная и ставшая пространнее заключительная партии. Тем не менее, грусть и душевные сомнения под конец побеждаются устремлением в неизвестную даль. Таков смысл последних тактов первой части, где примечательным образом повторяется призывное начало темы главной партии.
Вторая частьсонаты, медленная, в соль мажоре, — своего рода инструментальная ария, проникнутая светлым созерцательным настроением. Ее легкие колоратуры насыщены отзвуками щебетания птиц, журчания ручейков:
Однако как ни сладок умиротворенный отдых где-то далеко, на лоне природы, при звучании сигналов, словно зовущих в обратный путь, сердце будто встрепенулось в радостной тревоге! И тут после аккордового перехода возникает главная тема третьей части (финала). Это рефрен формы рондо, в которой написан Финал. Он похож на воодушевленную попутную песню, помогающую мчаться «на всех парусах» в родные края:
Итак, схема формы рондо, в финале следующая: рефрен (ми минор), первый эпизод (ми мажор), рефрен (ми минор), второй эпизод (ми мажор), рефрен (ми минор). Оба эпизода связывает с рефреном и друг с другом мелодическое родство.
Вопросы и задания
1. Назовите основной жанр клавирной музыки Гайдна. Сколько известно его сонат?
2. Охарактеризуйте основные разделы первой части сонаты ре мажор. Есть ли связь в этой части между главной и побочной партиями?
3. Какой контраст вносит в музыку сонаты ре мажор ее вторая часть? Каково ее соотношение с финалом?
4. Расскажите об особенностях строения и характера темы главной партии первой части сонаты ми минор. Назрейте и охарактеризуйте остальные темы и разделы этой части.
5. Каков характер второй части сонаты ми минор?
6. Расскажите о форме финала сонаты ми минор и о характере его основной темы.