Этапы формирования мыслительной деятельности по П.Я. Гальперину
(опорный материал)
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина (1953 г.) является теоретико-методологическим обоснованием формирования результатов реализации ФГОС НОО и требует от учителя глубокого ее понимания, умелого применения основных ее положений при планировании и разработке уроков и внеурочной деятельности. Рассмотрим основные ее положения и рекомендации по ее реализации при формировании УУД в начальной школе. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина полноценное формирование умственного действия (понятия) требует последовательного прохождения шести этапов.
Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Первый - создание мотивации обучаемого;
Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;
Третий - выполнение реальных действий;
Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;
Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;
Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
Подчеркнем, что только то, умственное действие, которое сформировано в описанном выше порядке, может обладать высокими значениями меры как основных, так и вторичных свойств.
Однако практика показывает, что теория поэтапного формирования умственных действий не взята на вооружение ни в средней, ни в высшей школах. Тем не менее, люди учатся, затем работают (и, зачастую, неплохо), есть несомненные успехи традиционной системы обучения. Отчасти это объясняется тем, что обучение людей прошло очень долгий путь и накопило огромный эмпирический багаж.
Методики обучения, построенные в соответствии с этой теорией, позволяют достичь результатов более высокого качества, в более короткие сроки, с меньшими затратами усилий и материально-финансовых средств.
– методики многократно ускоряют (минимум в два раза, а иногда и на порядок) процесс выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества;
– методики индивидуализируют процесс обучения, доводя буквально каждого обучаемого до нужного уровня профессионализма;
– методики делают обучение практически безошибочным для учащихся (нет тех «проб и ошибок», которые присущи обычным методам);
– методики предоставляют возможность самообучения любому желающему, если он захочет овладеть какой-нибудь новой для себя деятельностью;
– методики исключают необходимость специального заучивания, делают ненужным заблаговременное запоминание знаний до начала их применения;
– методики не требуют никаких дополнительных дорогостоящих технических средств обучения помимо тех, которыми обычно пользуются;
– методики дают долговременный экономический эффект, ибо каждая методика служит так долго, сколько существует данная специальность или данная профессиональная деятельность;
– методики обеспечивают такое качество подготовки по осваиваемой деятельности, что, как правило, ее выполняют безошибочно от 95 до 100 % обучаемых, которые могут работать как профессионалы сразу после завершения обучения.
Основу методики ускоренного обучения составляют психологический закон усвоения знаний, согласно которому они формируются не до, а в процессе их практического применения, а также специально разработанные схемы ориентировочной основы действий.
Теория П.Я. Гальперина носит достаточно общий характер: педагогические исследования по разработке методик, связанных с третьим типом ООД, дают положительные результаты в обучении русскому языку, математике, ИЗО, физкультуре и другим предметам.
Ориентировочная основа деятельности (ООД) - термин, введённый П.Я.Гальпериным, одно из основных понятий разработанной им в 50-е годы теории поэтапного формирования умственной деятельности. Трём основным типам ООД соответствуют три типа обучения.
Позже Н.Ф. Талызина выделила 8 типов ООД, но наиболее приемлемые I, II, III реже IV.
• Первый тип является наименее эффективным (и вместе с тем традиционным) ООД неполная, конкретная, найденная самостоятельно.
• Второй тип является более приемлемым: ООД полная, конкретная, получаемая в готовом виде.
• Третий тип является наиболее эффективным: ООД полная, обобщённая, составленная самостоятельно.
Задание 3. Соотнесите типы ориентировочной основы действий (ООД) с их характеристикой, приведите примеры.
• А. Ученику в готовом виде дается полная ООД. Характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту в готовом и частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование идет быстро и безошибочно. Сформированное действие более устойчиво. Однако сфера переноса действия ограничена.
• Б. «Ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается». Действию присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса.
• В. Неполный состав ООД. Ученикам дается в готовом виде неполная система указаний и ориентиров по сравнению с той, которую необходимо учитывать для правильного выполнения действия. Такой тип учения характерен для обычного способа обучения, когда объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом «проб и ошибок». И на тех участках действия, для которых у ученика нет нужных указаний и ориентиров, он действует вслепую, часто ошибается и лишь в результате многочисленных проб осваивает данное действие. Даже сформированное действие остается для ученика не полностью осознанным, перенос этого действия на новые объекты, решение новых задач с помощью этого действия весьма ограничены.
Общие рекомендации по разработке методического обеспечения и формирования универсальных учебных действий (УУД)
(опорный материал)
1. Поэтапное формирование УУД должно происходить, во-первых, посредством всех шести этапов: от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной его форме и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
2. Для каждого УУД требуется:
а) разложить его на соответствующую систему действий и операций;
б) выбрать тип ООД;
в) наглядно представить подробную схему ООД, которая впоследствии будет предъявлена обучающемуся в готовом виде или разрабатываться в совместной деятельности с учеником;
г) выделить критерии (условия) перехода обучающегося от одного этапа формирования действия к другому;
д) подобрать итоговые и промежуточные контрольные вопросы (задания) на оценку (самооценку) сформированности составляющих УУД и самого УУД.
3. Доведение материального (материализованного) действия до умственного этапа (интериоризация) не означает конца его развития. Сформированные умственные действия могут понадобиться для решения других задач, которые потребуют от обучающихся обратного развертывания действия (экстериоризации).
4. При организации контроля за формированием УУД важно помнить:
а) на первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным;
б) в начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов контроль во внешней форме должен быть систематическим – за каждым выполняемым заданием;
в) в конце этих этапов, а также на последующих этапах такой контроль должен быть эпизодическим – по требованию обучающегося.
5. При оценке сформированности УУД и отдельных их составляющих важно учитывать все характеристики (параметры) действия:
а) независимые (первичные): обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстроту и др.);
б) вторичные: разумность, сознательность, абстрактность, прочность как результат обобщенности и автоматизации (П.Я. Гальперин, 1954 и 1959).
Задание 4. Практическая работа использования III-го типа ООД на примере обучению написания букв и изображения рисунка животного «Щенок».
Рассмотрим и сравним изображение головы щенка - персонажа мультфильма и надпись "щенок", выполненную по правилам каллиграфии, изучаемой в первом классе: таблица I, рис.1. Это внешне представленные образцы деятельности с недифференцированной ориентировочной основой, то есть в таком виде они просто непригодны для усвоения.
Рис.1
Обучение письму - I тип ООД (рис. 2а)
Для овладения деятельностью письма и чтения необходимо введение ориентиров в виде горизонтальных и наклонных линий (строки тетради), разделение слова на буквы, букв на их элементы, что создаёт возможность для обучения первого типа.
По данным экспериментов Н. С. Пантиной, приведённым в книге Т. В. Габай "Педагогическая психология", ребёнку пришлось 174 раза повторить процесс написания буквы в данных условиях, пока ему удалось написать её правильно. Точное воспроизведение следующей буквы потребовало 163 попытки.
Рис. 2
Обучение письму - II тип ООД (рис. 2 б)
Разделение букв на множество точек даёт полную систему конкретных ориентиров - ООД второго типа.
Для усвоения графики первой буквы потребовалось в данном случае 22 повторения, второй - 17, то есть количество попыток сокращается и перенос становится более значительным.
Обучение письму - IIIтип ООД (рис. 2 в)
ООД третьего типа позволяет объяснить учащимся общий принцип нахождения ориентиров - точек, которые ставятся в местах, где контур буквы меняет своё направление.
Первая буква потребовала 14 повторений, вторая - 8, начиная с восьмой буквы задания выполнялись с первого раза безошибочно.
Результат освоения III типа: "Перенос был значительным: дети смогли воспроизводить практический любой контур - латинские, грузинские и арабские буквы. Учащиеся стали гораздо лучше рисовать. Более того, неожиданно был обнаружен перенос на пересчет объектов в поле восприятия и даже на усвоение танцевальных движений.
Вывод по III типу ООД: Феномен быстрого усвоения действия в том, что выделение опорных точек фактически является компонентом умения анализировать расположение объектов на плоскости и в пространстве.
Общие принципы построения III типа ООД:
1) точки обозначают места изменения направления линий в очертаниях и формах, места их соединения и узлы каркасов;
2) каркасы служат ориентирами для построения и группировки очертаний и форм.
Образцы действий выстраиваются в последовательность простых фигур, завершающуюся сравнительно более сложным изображением. Усвоение элементов и общих принципов построения позволяет самостоятельно дополнять, изменять изученные конструкции и использовать их в композициях на свободные и заданные темы.
Обучение письму - работа с рис. 2 в, 2 г.
На рис. 2в показано, что для построения очертаний букв и строк достаточно трёх основных графических элементов: прямой, дуги и точки. На рис.2г - результат сокращенного действия на завершающем этапе усвоения, когда дополнительные строки и точки - ориентиры уже не требуются.
В каллиграфии помимо точек, характеризующих изгибы контура, обобщёнными ориентирами являются и основные и дополнительные строки. Они служат метрическим каркасом, определяющим пропорции букв.
Задание 4.1. Практическая работа ИЗО – III тип ООД (работа с рисунком)
Обратимся теперь к изобразительной деятельности. Рисунок головы щенка внешне кажется простым, но его не заменить одним подписанным под ним словом: здесь потребуется довольно подробное описание, характеризующее как общую форму головы и её положение в пространстве, так и формы отдельных деталей, их взаимное расположение и пропорции
Контуры рисунка это изобразительный "текст", но как разделить его на изобразительные "слова"?
Комментарий: рисунок выполнен в трёхчетвертном ракурсе сверху (уши неидентичные и несимметрично расположенные, улыбка щенка распадается на две неравные части).
С точки зрения изобразительной "грамматики" это сложная форма, требующая умения самостоятельно находить взаимосвязь опорных точек и вспомогательных линий пространственного каркаса, определяющего внешние очертания.
Рис. «Щенка» это случай где нет конкретных ориентиров - требуются сразу обобщённые, и ООД III типа - самый эффективный вариант.
В случае пренебрежения "грамматикой перспективы" ориентировочная основа остаётся неполной, даже если разделить контуры на смысловые элементы, на непрерывный ряд точек или выделить точки в тех местах, где линия меняет своё направление, поскольку каждая точка контура в данном случае является частью не линии, а изображённой на плоскости трёхмерной поверхности.
При попытке найти в рисунке щенка регулярный метрический каркас, подобный строкам письменности, выясняется, что эти "строки" изгибаются параллельно трём взаимно перпендикулярным плоскостям (3а, б, в). Впрочем, для построения этого каркаса также требуется дополнительная система точек и линий. Полную обобщённую ориентировочную основу (ООД III) даёт аксонометрический каркас, фрагменты которого показаны на рис. Зг.
Рис. 3
В данном конкретном случае основная "грамматическая" трудность заключена в том, что ракурсный рисунок соединяет в себе три проекции: горизонтальную, профильную и фронтальную. Наиболее информативной и простой (симметричной) является фронтальная проекция. Сокращённую схему построения на рис. 4 б переводим в положениерис. 4 ви вместе с ней изменяем внешний вид рисунка рис. 4 г.
Рис. 4
"У щенка висячие уши, круглая голова и радужки глаз, широко открытые овальные глаза, округлённые нос и щёки, надбровные дуги и удивлённые брови, весёлая улыбка, задорный кончик носа". Заменив словесные определения графическим, получаем ряд элементов.
Рассматривая этот фрагмент изобразительного словаря, выделяем повторяющиеся и наиболее простые элементы - "буквы": круг, овал, волна, прямая, точка, дуга.
Изобразительно-двигательные символы - более конкретно: "движение", "остановка", "поворот". Эти три основных элементаминимальный уровень овладения графической деятельностью, с которого можно начать обратный (синтезирующий) ряд ступеней восхождения от простого к сложному.
Задание 4.2. Практическая работа «Изобразительный алфавит» (Рис. 5)