Виды учебных изданий. Их типологическая характеристика
Учебное издание – одно из основных средств обучения и является элементом учебного процесса.
отражает определенную область знания или сферу деятельности.
Требования – содержание должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого; информация, характеризующая предмет содержания, специально отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида издания.
Предметная область включает отобранные знания и представления, отражающие закономерности той сферы деятельности, которая формирует предмет содержания учебной дисциплины, а также методы их получения и применения. содержит информацию, обеспечивающую воспитательное воздействие на обучаемого.
Учебные издания выполняют следующие функции:
— Коммуникативную (обеспечивается показом связей и отношений разного рода, проявляя для читателя место и роль всякого объекта и явления в процессе вечного развития, видоизменения, взаимодействия элементов действительности):
—Информационную (учебная книга вводит человека в мир культуры, приобщает к результатам человеческой деятельности):
—Познавательную (характеризуется тем, что каждая дисциплина, каждый учебный предмет предполагает освоение определенной системы знания);
—Развивающую (ориентирована на преемственность опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производства, знаний о преобразовании и охране окружающей среды):
—Воспитывающую (связана с формированием мировоззрения, с построением системы этических и эстетических норм субъекта, направлена на овладение оценочными критериями по отношению к поступкам, явлениям, на расширение границы социализации индивида):
—Организационную (реализуется обеспечением последовательности изучения и преподавания дисциплин, отражением их взаимосвязи и взаимодействия, тем, что каждое издание ориентировано на строго определенную категорию читателей и учитывает возможности восприятия содержания и особенности воздействия учебной книги):
—систематизирующую (обеспечивает целостность обучения, систему знаний и представлений);
Функции учебных изданий обеспечиваются произведением литературы, аппаратом издания, а также отбором, особой обработкой и представлением учебного материала.
Читательский адрес — важная характеристика, определяющая особенности информации и объем включаемых знаний. Читатели представлены различными группами обучаемых (учащиеся школ, вузов, системы повышения квалификации) и обучающих (учителя школ, преподаватели вузов и др.).
Выделяют четыре группы изданий:
Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий (определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения).Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий (содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов).
Учебники (Материал организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения. Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых. Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине. Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.),
учебные пособия (выпускают дополнительно к учебнику. Соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник),
конспекты (является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала. Курс лекций — авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора)
и тексты лекций (включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику)
составляют группу обучающих изданий.
Практикумы (на формирование навыков практической работы, на овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере), сборники задач и упражнений, хрестоматии (сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника), книги для чтения (издают в помощь изучающим иностранные языки) составляют группу вспомогательныхизданий