Структура педагогического мастерства
Педагогическое мастерство представляет собой систему, все компоненты которой взаимосвязаны и им свойственно саморазвитие.
I. Высокий уровень общей и педагогической культуры. Культура учителя (воспитателя) - это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство. Понятие «культура» имеет различные определения (более 200). Наиболее общим является следующее определение.
«Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества». («Философский словарь /Под редакцией М.М.Розенталя - М., 1972, с.196).
Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком.
2. Гуманистическая направленность личности педагога - это его интересы, ценности, идеалы. Каждый педагог должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Педагогическая направленность личности каждого педагога многогранна.
Ее составляющие ценностные ориентации следующие:
1. На себя - самоутверждение - чтобы видели во мне знающего требовательного, настоящего педагога.
2. На средства педагогического воздействия.
3. На ребенка, детский коллектив.
4. На цели педагогической деятельности.
Все виды направленности должны быть гармонично скорректированы: достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанника и, конечно, важно правильно определенные цели деятельности.
3. Профессиональные знания и умения являются важнейшей частью педагогического мастерства. Что составляет содержание профессиональных знаний?
• философские;
• психолого-педагогические;
• социальные;
• специальные;
• дополнительные знания,
Важно, чтобы они были комплексными, чтобы педагог мог синтезировать изучаемые науки. К профессиональным умениям относят следующее:
• диагностические;
• коммуникативные;
• организаторские;
• исследовательские;
• проектировочные.
4 Педагогические способности.
Ученые исследователи выделяют ведущие из них:
* дидактические (учебные)
• коммуникативные (способность общаться)
• перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность)
• эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой)
• прогностические (способность намечать перспективы)
• креативность и импровизацию (способность к творчеству)
• интуицию (способность предвидеть),
• эмпатию (способность к сопереживанию)
5. Технологическая компетентность, которая проявляется в овладении различными педагогическими технологиями.
Педагогические технологии - это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
В узком смысле слова,педагогическая технология — это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.
Практически педагогическая технология реализуется через систему слагаемых, среди которых можно выделить основные:
• технологию педагогической оценки (ТПОц)
• технологию педагогического требования (ТПТ)
• технологию педагогического создания и разрешения конфликта (ТПСиРК)
• технологию педагогического информативного воздействия (речевого и демонстрационного).
и дополнительные
• технологию организации групповой воспитывающей деятельности
• технологию создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата
• технологию этической защиты
• технологию организации воспитывающей среды и др.
Элементом педагогической технологии является педагогическая техника.
ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - элемент педагогической технологии, состоящийиз системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма (психофизического аппарата) как инструмента воздействия.
Условно эти умения можно разделить на четыре группы:
1. Речевые, или вербальные (голос, дикция, интонация, темпо-ритм и др )
2. Неречевые, или невербальные (мимика, пластика, артикуляция, жестикуляция, экспрессивная окраска пластики, движения педагога по классу).
3. Социально-перцептивные (восприятие, внимание, наблюдательность, воображение и т д) 4. Управление эмоциональным состоянием (снятие психического напряжения, саморегуляция, релаксация и аутотренинг, самовнушение, создание творческого самочувствия)
Через педагогическую технику, как через некую призму преломляется реализация всех остальных элементов педагогической технологии.
Например:
если учитель (воспитатель) имеет невнятную дикцию, то ему трудно объясниться с детьми;
если он излишне жестикулирует, то это может отвлекать учеников от восприятия излагаемого содержания;
когда он чрезвычайно вспыльчив, то это отражается на всем характере взаимодействия и взаимоотношений со школьниками.
Учитель (воспитатель) самостоятельно может вырабатывать технические умения, занимаясь дыхательной гимнастикой, ораторским искусством, тренируя выносливость своего голоса, разнообразя эмоциональную окраску произносимых фраз, проводя самоанализ своей деятельности и обращаясь по мере необходимосги к самовнушению и аутогенной тренировке и т.д
6. Профессионально значимые личные качества:
• гражданственность
• патриотизм
• интеллигентность (совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемых к людям -носителям культуры)
• духовно-нравственная культура
• любовь к детям
• трудолюбие и работоспособность
• ответственность
• технологическая компетентность.
Духовность означает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других.
Практическое занятие
1. Составление схемы «Структура педагогического мастерства»
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Раскройте подходы к определению понятия «педагогическое мастерство»
2. Перечислите основные компоненты педагогического мастерства
3. Что по – мнению Н.Н. Тарасевич, является основой педагогического мастерства? Условием саморазвития мастерства? Средствами саморазвития мастерства?