Общая характеристика законодательства об образовании.
Принципы государственной политики в области образования. Роль государства в становлении и развитии системы образования.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования;2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;5) создание благоприятных условий для интеграции системыобразования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Роль системы образования в современном обществе не сводиться исключительно к формированию общей культуры обучающихся, созданию предпосылок их успешной социализации в современном обществе. Она во многом определяется стратегическими целями системы образования, к которым можно отнести: − обеспечение консолидации нации; − обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства); − обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства).
Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования.
Конституция Российской Федерации – один из главных, вместе в Национальной доктриной образования в Российской Федерации, политико-правовых оснований всей системы российского образовательного законодательства. Конституция призвана все же устанавливать главным образом именно юридические начала, основы устройства и деятельности государства, его взаимоотношения с обществом и личностью. В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13). В ч.2 ст.43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Часть 5 ст.43 предусматривает, что РФ устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
Общая характеристика законодательства об образовании.
Наиболее важным основанием для принятия нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" является явно обозначившийся в последние годы разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования.Отношения в сфере образования регулируются большим количеством законодательных и других нормативных правовых актов. Нельзя не отметить, что за последние десять лет неоднократно предпринимались попытки обновления законодательства в области образования путем внесения отдельных изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании.
При этом часть вопросов передается на уровень подзаконного регулирования, соответственно, окончательное представление о решении тех или иных проблем сложится только после принятия соответствующих подзаконных актов (например, по вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся).Также могут приниматься другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы в сфере образования (непосредственно или косвенно). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на федеральном уровне принимаются указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты и письма Министерства образования и науки, а также документы федеральных ведомств, имеющих в своем ведении образовательные организации, по вопросам работы последних. На уровне субъектов федерации может приниматься региональный закон об образовании, дополняющий на территории субъекта федерации нормы федерального законодательства с учетом особенностей системы образования конкретного субъекта Российской Федерации (Минобрнауки России был разработан соответствующий модельный закон). Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов федерации и органы местного самоуправления могут принимать правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, по установленным федеральным законом об образовании предметам ведения (см. в разделе «Управление образованием в Российской Федерации»). Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать федеральному закону об образовании и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными указанным Федеральным законом
4. Понятия предмет и метод образовательного права.
Предмет комплексной отрасли представляет собой «локальную социальную систему, ориентированную на решение определенных социальных задач».
1, специфика метода комплексной отрасли проявляется в том, что здесь применяются особые, свойственные только ей комбинации «исходных, типовых приемов юридического регулирования»
2. Предмет образовательного права как комплексной отрасли права не является однородным. В нем можно выделить следующие основные группы общественных отношений: − отношения между органами государственной власти и образовательными организациями по поводу управления образованием (лицензирования их деятельности, аттестации и аккредитации и т.д.), эти отношения регулируются нормами административного права;
− отношения по финансовому обеспечению деятельности образовательных организаций (в том числе – по бюджетному финансированию), которые регулируются нормами финансового права;
− отношения, связанные с созданием образовательных организаций, их реорганизацией и ликвидацией, они регулируются нормами гражданского права;
− отношения между образовательным учреждением и преподавателями, регулируемые нормами трудового права;
− отношения между образовательным организациями и обучающимися (их законными представителями) по поводу (поступления, приема в образовательные организации) , организации учебного процесса, аттестации и т.д.
Метод образовательного права представляет собой оригинальную комбинацию различных способов и приемов регулирования соответствующих общественных отношений. Для этого применяются три общеправовых способа правового регулирования:дозволение, запрет, позитивное обязывание.Главная особенность метода образовательного права связана, безусловно, со спецификой педагогической деятельности – деятельности по обучению, воспитанию и личному развитию обучающихся в различного рода образовательных организациях.