Подготовительный период обучения грамоте: задачи, методы и приёмы
Второй ступени обучения
План:
1. Содержание работы на второй ступени подготовительного периода обучения грамоте. Примерная структура урока.
2. Переход от устной речи к письменной.
1.
На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы А а, Уу, О о, И и, ы (шесть уроков). Темы уроков чтения на этой ступени: «Гласный звук [а], буква А, а»; то же - с гласными звуками [о], [и], [ы], [у]. Темы уроков письма: «Строчная письменная буква а (2 урока)», то же с другими буквами (заглавная буква А пишется позже).
Так может быть построен урок обучения письму в подготовительный период:
Тема урока: буква а (строчная).
Цель урока: научить писать букву а строчную.
У ч и т е л ь. Какой у нас будет урок?
У ч е н и к и. Урок письма.
У ч и т е л ь. Что мы обычно делаем на уроке письма?
У ч е н и к и. Мы учимся писать буквы.
У ч и т е л ь. Посмотрите, на доске написана буква. Кто-нибудь узнал эту букву?
У ч е н и к. Я знаю - это буква а.
У ч и т е л ь. Верно. Так какая цель у нас сегодня?
У ч е н и к и. Научиться ее писать.
У ч и т е л ь. Чтобы научиться ее писать, нам надо выбрать знакомые фигурки, из которых она состоит. Какие фигурки мы с вами научились писать?
У ч е н и к и. Мы уже умеем писать овал и полуовал, палочку и крючок.
У ч и т е л ь. Прекрасно. Посмотрим внимательно на букву а. Из каких знакомых фигурок (элементов) состоит эта буква?
У ч е н и к и. Эта буква состоит из полуовала и крючка (маленькой прямой линии с закруглением внизу).
У ч и т е л ь. Отгадайте загадку:
Висят на ветках подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.
Что это? Посмотрите на картинку – там дерево, а на нем вы увидите подсказку.
У ч е н и ки. Это рябина.
У ч и т е л ь. Правильно. Какой формы ягоды рябины?
У ч е н и к и. Они кругленькие или немножко вытянутые.
У ч и т е л ь. На какой буквенный элемент похожа эта ягодка? Правильно. Вспомните, как пишется этот элемент. Что сейчас будем делать? Верно, в прописи мы с вами напишем две строчки овалов. А зачем?
У ч е н и к и. Чтобы потренироваться.
У ч и т е л ь. Сначала потренируемся писать как?
У ч е н и к и. В воздухе, и будем проговаривать.
(Дети берут руку, смотрят, правильно ли они ее держат, ставят руку с ручкой на локоток и под комментарий пишут по воздуху).
Мы начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ручку ведем влево вверх, выписываем закругление, ведем руку вниз и, не доводя ручку до нижней линии рабочей строки, выписываем закругление внизу, ведем ручку вправо и поднимаемся вверх до того места, с которого мы начинали писать.
У ч и т е л ь. Старайтесь писать так, как вам удобно, но чтобы ваши овалы были красивой округлой формы. Вы все хорошо справились с заданием.
У ч и т е л ь. Овал мы уже потренировались писать, да? Следующий элемент, который мы вспомним, будет ? ..
У ч е н и к и. Крючок - это маленькая прямая линия с закруглением внизу.
У ч и те л ь. Кто нам расскажет, как мы пишем этот элемент?
У ч е н и к и. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем под наклоном прямую линию вниз, не доводя ручку до нижней линии рабочей строки, выписываем закругление вправо вверх. Чуть выше нижней линии рабочей строки письмо заканчиваем.
У ч и т е л ь. Вы хорошо справились с заданием. Напишите две строчки этого элемента.
У ч и т е л ь. Правильно. Посмотрите, как на доске напишу эту букву я.
Сначала мы чуть ниже верхней линии рабочей строки начинаем писать овал, ручку ведем влево. Прописав нижнее закругление, мы начинаем писать следующий элемент: ведем прямую линию вверх под наклоном до верхней линии рабочей строки. От этой линии прописываем прямую с закруглением внизу, не отрывая ручки от бумаги, пишем под наклоном. Сначала пропишем эту букву в воздухе, а затем напишем две строчки в прописи.
У ч и т е л ь. Следующее задание для тех, кто хорошо справился с написанием буквы. Обведите по точкам слова с буквой а: ананас, карандааш.
Учитель. Д это задание для тех, кто уже справился с крючочками.
Соотнесите количество букв в словах с количеством клеток в схемах:
роза (три клеточки)
астра (четыре клеточки)
мак (пять клеточек)
У ч и т е л ь. Давайте найдем у себя в прописях самую красивую букву а. Нашли? Обведите ее красным карандашом. Посчитайте, сколько таких красных «красавиц» у вас получилось. Замечательно. Теперь составьте схемы слов бак, вата. На следующей строчке под схемами напишите букву а на своем месте.
У ч и те л ь. Мы много успели сделать на уроке. Давайте вспомним, что мы делали и достигли ли мы своей цели.
У ч е н и к и. Мы отгадывали загадку, писали овалы и маленькие прямые линии с закруглением внизу, узнали, что из этих элементов состоит буква а строчная, учились писать ее.
Включение этого материала в подготовительный период объясняется тем, что ученики осознают соотнесенность звука и буквы и их различие, поскольку даже само чтение изолированных гласных есть не что иное, как называние букв. В это время они начинaют заполнять ленту звуков и букв, которая является обобщающей таблицей, помогающей осознать соотнесенность звуков и букв.
2.
Чтобы от устной речи перейти к письменной, к соотнесению звука и буквы, на уроках письма ученики начинают прописывать первые буквы гласных. Второй этап подготовительного периода включает звуковой анализ, упражнение на определение и постановку ударения, развитие речи.
Расширение словарногo запаса происходит через упражнения, помогающие практическим образом обнаружить отношения между словами на лексическом и синтаксическом уровнях: слова-«братья» (синонимы), слова-«близнецы» (омонимы), слова-«соперники» (антонимы); упражнения на правильное построение предложения в виде, например, игры «Помоги иностранцу}) (учитель называет слова вразнобой в начальной форме, а ученики устно помогают составить из них правильную фразу).
Так может быть оргaнизован традиционный урок чтения в подготовительный период (вторая ступень):
Тема урока: гласный звук [а] и буква А, а.
Цель урока: для учителя - ввести букву А, а, сформировать знание о ее значении («гласный звук») и умение обнаруживать ее в слове;
дети определяют цель «самостоятельно» В специально организованной учителем ситуации.
У ч и т л ь. Тема нашего урока: «Гласный звук [а] и буква А, а». Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем, и определим, что нам неизвестно, какие тайны языка мы раскроем на этом уроке.
У ч е н и к и. Мы знаем, что слова состоят из звуков. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь, а согласные - нет, их труднее произносить, во рту возникает преграда. Звуки отличаются от букв - звуки мы произносим, а буквы пишем.
У ч и т е л ь. Выходит, что мы с вами все знаем?
Ученики, Нет, мы не знаем, какой звук называет эта буква (А, а). У ч и т е л ь. Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
У ч е н и к и. Мы будем читать слова с этой буквой и слушать звук, который эта буква называет [а] в разных словах.
У ч и т е л ь. Хорошо, давайте откроем букварь и посмотрим на страницу
11.Что там нарисовано? Помните, что мы не просто перечисляем нарисованные художником предметы, а составляем небольшой текст из нескольких предложений. Будем работать все вместе, и у нас все получится.
(На картинке нарисована девочка, которая поливает цветы, растущие на клумбе у дома. Учитель пpeдлагает детям назвать девочку по имени и помогает школьникам составить текст.)
У ч е н и к и. Ася летом жила в деревне у бабушки. Перед домом была красивая клумба. На ней росли астры. Ася помогала бабушке. Она поливала из лейки цветы.
У ч и т е л ь. У нас получился текст. Давайте произнесем его еще раз и сосчитаем, из скольких предложений он состоит.
У ч е н и к и. Пять предложений.
У ч и т е л ь. Молодцы, а теперь сосчитайте, сколько слов в предложении Ася поливала лейкой астры. Составим схему этого предложения.
У ч е н и к и. В этом предложении четыре слова. Схема предложения:
________ __ __.
У ч и т е л ь. Назовите первое и последнее слова этого предложения.
У ч е н и к и. Ася, астры.
У ч и т е л ь. Произнесем хором слово Ася. Сколько слогов в этом слове? Как нам это узнать?
У ч е н и к и. Давайте хлопать: А-ся. В этом слове два слога.
У ч и т е л ь. Назовите первый слог.
У ч е н и к и . А.
У ч и т е л ь. Из скольких звуков он состоит?
У ч е н и к и. Из одного.
У ч и т е л ь. Давайте пропоем этот слог. Кто догадался, какой характер у звука [а]?
У ч е н и к и. Это «певец» - гласный звук! Этот звук можно тянуть. Из одного согласного звука слог состоять не может, а из гласного может!
У ч и т е л ь. Молодцы. Обозначим первый слог на нашей схеме. Ирочка, иди к доске. Сначала покажи все слово: ___________ .
Правильно. Теперь покажи, сколько слогов мы обнаружили в слове. ___ │ ____ Назовите первый слог. Как мы обозначим на нашей схеме этот звук? Правильно,
У ч е н и к и. Это гласный звук [а].
У ч и т е л ь. Назовите второй слог.
У ч е н и к и. - ся.
У ч и т е л ь. Как устроен этот слог?
У ч е н и к и. Это слог-слияние. В нем два звука: первый - согласный мягкий [с'] и гласный [а] - [с'а], они «сливаются», их трудно разделить, мы их называем «дружная семейка».
У ч и т е л ь. Составим схему этого слога.
У ч е н и к и. Схема всего слова:
У ч и те л ь. Мы слово произносили, а теперь я запишу его на доске печатными и рукописными буквами: Ася, Ася. Найдите букву звука [а], опишите ее. На что похожа эта буква?
У ч е н и к и. Буква А первая в этом слове. Она похожа на две палочки с перекладинкой между ними.
У ч и т е л ь. Послушайте два стихотворения. Вот как описывают эту
букву поэты С. Маршак и А. Шибаев:
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
(А.Шибаев)
Выложите букву А из счетных палочек. Найдите заглавную и строчную буквы в кассе букв и выложите их на наборном полотне.
(Ученики выполняют задание и проверяют правильность его выполнения друг у друга. Сравнивают с образцом на доске.)
У ч и т е л ь. А теперь я вам дам задание посложнее. Помните, какие цветы поливала Ася?
У ч е н и ки. Астры.
У ч и т е л ь. Я запишу это слово на доске, а вы найдите нужную букву: астры.
У ч е н и к и. Это буква а, она первая в этом слове, а пишется она по- другому.
У ч и т е л ь. Правильно. В слове Ася буква А заглавная, а в слове астры - строчная. Посмотрите на доску, перед вами карточка с печатными и рукописными буквами А. Сосчитайте, сколько всего вариантов этой буквы.
У ч е н и к и. Четыре буквы: печатные - заглавная и строчная, прописные - заглавная и строчная.
У ч и т е л ь. На уроке письма мы научимся писать эти буквы. А сейчас давайте поиграем. Мы будем с вами ловить звук [а]. Если вы услышите его в начале слова - хлопаем в ладоши один раз, если в середине - два раза, если в конце слова - делаем три хлопка. Все готовы слушать внимательно? Я называю слова: аист, утка, мак, муха, кот, кошка, арбуз.
У ч е н и к и. В слове аист звук [а] в начале слова - один хлопок. В слове утка звук [а] в конце слова - три хлопка. В слове мак звук [а] в середине слова - два хлопка. В слове муха звук [а] в конце слова - три хлопка. В слове кот звука [а] нет - нет хлопков. В слове кошка звук [а] в конце слова - три хлопка. В слове арбуз звук [а] в начале слова - один хлопок.
У ч и т е л ь. Какие вы внимательные! Не смогла я вас запутать. А теперь другая игра. В названии каких овощей есть звук [а]? Вы услышите звук [а], поднимите карточку с буквой этого звука. Репа, капуста, кабачок, лук, тыква, картошка, чеснок, баклажан.
У ч и т е л ь. Молодцы, вы все хорошо справились с заданием. Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что мы хотели узнать на этом уроке. Достигли ли мы своей цели?
У ч е н и к и. Да. Мы узнали, что на письме гласный звук [а] обозначается буквами А, а - заглавной и строчной. Буквы есть печатные и письменные.
У ч и т е л ь. А помните ли вы, что мы делаем, чтобы составить звуковую схему слова?
У ч е н и к и. Сначала мы произносим слово и обозначаем его чертой, определяем, какой слог ударный, затем делим его на слоги и показываем черточками сверху вниз на схеме, в каждом слоге определяем количество звуков и как он устроен, составляем схему каждого слога, над ударным ставим черточку-ударение.
Основной период обучения грамоте. Задачи, методы и приёмы обучения чтению
План:
1. Задачи обучения чтению в основной период обучения грамоте.
2. Слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
3. Роль игровых приёмов при обучении грамоте.
1.
Основной период обучения элементарному чтению и письму начинается через две недели после подготовительного, однако следует учитывать реалии современной жизни - часто первоклассники приходят в школу, умея читать и - реже - писать. Поэтому первая и главная трудность учителя, заключается в том, что ему придется планировать урок с учетом разного уровня подготовки учеников. Огромную помощь в преодолении названной трудности оказывает коммуникативно-деятельностная методика. Обучая детей ставить цель, давая способы познания и самоконтроля, учитель тем самым дает возможность себе и ученикам индивидуализировать работу на уроке.
Цель основного периода обучения грамоте - научить беглому, правильному, сознательному и выразительному чтению. В задачи этого периода входят формирование умений звукового, слогового, звуко-буквенного анализа, практическое освоение учениками основных лингвистических единиц: звук, буква, слово, слог как часть слова, словосочетание, предложение и текст. С самого начала обучения учащийся усваивает, что существует устная речь и письменная, письменная - это обозначение слышимой, произносимой речи особыми графическими знаками - буквами. Учиться читать написанное, самому записать свою мысль - в 1 классе вызывает неподдельный интерес. Поэтому поначалу ученики мотивированы к обучению без специальных усилий учителя. Детям, однако, несвойственна усидчивость, и длительное пребывание в сидячем положении за партой им противопоказано: они быстро устают, утрачивают интерес к происходящему, что делает обучение неэффективны. Следовательно, еще одна важная задача - организовать усвоение системы обозначения звуков буквами, звукосочетаний - буквосочетаниями через игровые ситуации, поддерживающие интерес к учебной деятельности.
Языковое обучение, по мнению педагогов развивающего обучения, должно начинаться с тех предельно общих знаний о строении языка, письменности, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений учащихся.
Слоговой принцип русской графики диктует учителю выбор единицы, с которой мы начинаем учить читать, - слога. Слог - минимальная произносительная единица: односложное слово образуется при естественном выбросе воздуха на выдохе. Дети легко осваивают слогоделение слова в отличие от членения его на звуки. Достаточно задержать дыхание и попробовать сказать что-нибудь, как становится очевидным, что дыхание (струя воздуха) необходимо для произведения речевых единиц. Обнаружить слог можно в игре «Заблудились». Детям предлагается представить, что они будут делать в лесу, если их товарищи далеко. Все варианты выслушиваются, но один, который обязательно прозвучит, следует использовать для знакомства со слогом: «Надо позвать кого-нибудь из друзей или родителей: "Ма-ма!", "А-у!" "Эй! Лю-ди!", "Та-ня!", "И-ва-ну-шка!",>
Обратимся к методике, предложенной в учебном пособии под ред. М. С. Соловейчик. Психологи считают, что «знакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам. Эта ситуация моделируется в игре «На стадионе».
- Знаете ли вы, что на фyrбoльных и хоккейных матчах болельщики постоянно изучают русский язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол? Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики: шай-бу! шай-бу! шай-бу! Болельщики кричат слово по слогам. Слоги - это такие кусочки, на которые делится слово, но все равно его можно узнать на слух.
- Давайте снова вернемся на стадион. Что кричат болельщики, когда команда забивает гол? Верно, они кричат: [ма-ла-цы! ма-ла-цы!] (При произнесении слова по слогам нельзя говорить его так, как оно пишется. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.)
Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте себе, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги. Покажем деление слова на слоги на схеме - полосочке, разделенной на кусочки-слоги. У меня сейчас две cxeмы:
Какая из них подходит к слову шайба, а какая - к слову молодцы?
К сожалению, учителя нередко навязывают детям неверное членение на слоги из боязни, что правильное деление может помешать им впоследствии членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Зато навязанное неверное деление на слоги (кус-ты взамен ку-сты, уз-кий взамен у-зкий, рас-ту взамен ра-сту и т.п.), так же как и неверное вычленение звуков, отучает детей доверять слуху в работе со звучащим словом».
Так как гласные звуки - ртораскрыватели, то определить количество слогов в слове можно с помощью руки, поставленной на локоток, кисть - под подбородком: сколько раз подбородок ударяет о тыльную сторону ладошки при произнесении слова, столько слогов в этом слове.
Понятие ударения формируется с первого дня обучения параллельно с работой по слогоделению и выделению звуков. Продолжается эта работа и в основной период обучения грамоте. Чтобы поставить проблему, о которой первоклассники даже не задумываются, можно прочитать небольшой текст с понятными (известными) детям словами, намеренно искажая постановку ударения. Дети сразу замечают «неладное» и возникает проблемная ситуация, благодаря которой ученики начинают замечать, что ударение - фактор, формирующий слово. Сначала учитель произносит одно и то же слово, искусственно перемещая ударение со слога на слог, и просит сказать детей, как правильно (кошка, домик, краски, колобок и т.п.). Затем (на другом уроке) предлагает поиграть так же с другими словами, используя омографы: кружки, замок, на горе, стрелки и Т.п. В этом случае делается вывод о смыслоразличительной роли ударения (<<из-за неправильно поставленного ударения может произойти путаница, и люди друг друга не поймут!»). П.С.Жедек предлагает для этой же цели игру в «иностранцев»: произнесите слова по-русски, а потом - как французы, которые всегда ставят ударение на последний слог: шапка, шубка, варежки, тулуп, пальто, куртка, носки, валенки, сапожки. Добавим к этой игре развивающий компонент: Можно ли все эти слова назвать одним общим словом? ( Одежда.) А как француз произнесёт это слово?
В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как, например, в польском или французском языках. Более того, русское ударение подвижное: в разных формах одного и того же слова ударение может перемещаться (гора - горы, нора - норы, пирог - пирогом, длинный - длиннее и т.п.). Внимание к ударению в период обучения грамоте необходимо еще и потому, что это формирует фонематический слух и орфографическую зоркость, без которых ученикам не справиться с проблемой грамотного письма.
Находить ударный слог можно с помощью таких приемов, как «похлопывание» или «постукивание»: учитель, читая слова, выделяет голосом ударный слог и одновременно «ударяет» пальцем по книге (указкой по доске или наборному полотну, где выставлено слово, или ногой по полу или хлопком), сопровождая это движение пояснением: «Это ударный слог». Когда дети освоят ориентацию на ударный слог, можно в качестве физкультминутки предлагать им игру, закрепляющую определение ударения в слове: «Я буду произносить слова, а вы внимательно слушать. Если ударный слог стоит первым, вы приседаете, если вторым - вытягиваете руки вверх, если третьим кладете руки на пояс. Приготовились? Парта (дети приседают вместе с учителем), портфель (вместе с учителем вытягивают руки вверх), карандаш (вместе с учителем ставят руки на пояс). Что по смыслу объединяет все эти слова? Молодцы! Конечно, школа. А теперь без меня ... Скрипка, тромбон, пианино, гитара, туба, труба, саксофон, рояль, альт, дудочка и т. п. Кстати, а как можно назвать все эти слова одним словосочетанием? Правильно, музыкальные инструменты». Первые игры проводятся в медленном темпе, так как детям необходимо время, чтобы сообразить, можно помогать постукиванием ноги. Одновременно мы расширяем их словарный запас, занимаемся развитием речи. Когда учитель будет уверен, что все дети освоили данное понятие, можно устраивать соревнование «Кто быстрее?» или «Кто сложнее?» (если предложить детям самим называть слова).
Основной период обучения грамоте начинается с введения букв согласных звуков и чтения слогов-слияний, или, как их еще называют, прямых слогов ма, мы, на, но, су, си и т.д. Во многих букварях и азбуках (В.Г. Горецкого, О.В. Джежелей и др.) установлен определенный порядок изучения букв, связанный с частотным принципом: чем чаще употребляется буква в словах русского языка, тем больше разнообразия на страницах азбук. Сначала используются самые употребительные а, о, С, Н, к (исключение составляют ы и у), затем идут менее употребительные г, ф, ж и др., и, наконец, группа малоупотребительных э, ю, знаки ь и ъ.
По мере введения новых букв в основной период обучения грамоте дети учатся читать прямые слоги - это объясняется психофизиологическими особенностями русского произношения. Сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой неразрывную в артикулярном отношении целостность, поэтому, с одной стороны, его легко вычленить и произнести, с другой стороны, нужно специально обучать членению его на отдельные звуки. Но для того чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов и слов ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, т. е. учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо, чтобы в добуквенный период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Известно, что в основе русской письменности лежит позиционный принцип, суть которого состоит в том, что любая языковая единица обнаруживает свое действительное значение - или функцию - только в сочетании с другими языковыми единицами. В зависимости от языкового окружения, от позиции в слове, предложении, тексте единица языка играет ту или иную роль. Эта закономерность проявляется на всех языковых уровнях. для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать Звучащее слово. Применение игр со слогами и словами для формирования умений звукового (фонемного) анализа сопровождается показом или составлением соответствующих слоговых схем.
2.
При обучении детей грамоте в основной период по азбукам В.Г.Горецкого (с соавторами), О.В. Джежелей первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Важнейшей составной частью всей работы на уроках обучения грамоте является слого-звуковой анализслов. Проведение анализа звучащей речи представляет для обучающихся грамоте довольно сложную задачу, поскольку сам объект анализа подвижен, не зафиксирован во времени и в пространстве. Только на слух проанализировать структуру слова ребенку трудно. Помогает многократное проговаривание анализируемого отрезка речи. Еще в большей степени способствует снятию указанных трудностей применение графических моделей различных отрезков речи, которые выступают в качестве внешнего средства фиксации анализируемой речи и служат вследствие этого для учащихся опорой при проведении звукового анализа. Поэтому формирование умения слышать звучащее слово продолжается с помощью звуко-буквенного анализа,использования звуковых моделей, игр со звучащими словами.
Один из главных психологических принципов обучения по системе Д. Б. Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом, в ходе которых ученик открывает новые лингвистические закономерности, поэтому «Букварь» Д. Б. Эльконина ориентирует ребенка не на рассматривание готовых схем, а на их самостоятельное построение. Учащийся вписывает буквы, делит слова на слоги, ставит ударения и т.д.
Средством материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слова являются звуковые модели (схемы) слов, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте доказана Д. Б. Элькониным столь убедительно, что из его экспериментального «Букваря» схемы и модели заимствовали все современные отечественные буквари. Но, с точки зрения Д. Б. Эльконина, модели и схемы в обучении не только носят «подсобный» характер, обслуживая начальный, добуквенный этап работы со словом, но и являются универсальным инструментом мышления. Обучаясь читать по системе Д. Б. Эльконина, ребенок сразу учится позиционному чтению. для этого гласные буквы вводятся парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Такой подход имеет два преимущества. Читая свои первые слоги, ученик сразу овладевает общим способом чтения любых слогов: учится ориентироваться на букву гласного, следующую за согласным; моделируя отношение согласных и гласных, ученик открывает первую в своей жизни закономерность родного языка, решает первую учебную задачу. Обучаясь чтению, ребенок учится и мыслить и, наоборот, обдумывая задачу, попутно научается читать. Поэтому первая тема букварного периода обучения посвящена буквам гласных и имеет решающее значение в системе Д. Б. Эльконина.
Д. Б. Эльконин писал, что для формирования способов звукового (фонемного) анализа естественный механизм членения звуковой структуры слова необходимо перестроить. Современная методика проведения звукового анализа слов уточнена его последователями, технология на данном этапе обучения отработана и включена в методические разработки к «Букварю» Д. Б. Эльконина.
Рассмотрим порядок действий при звуковом (фонетическом) разборе.
Общий алгоритм | Разбор конкретного слова |
1. Скажем слово и послушаем себя. Протянем первый звук в полном слове. Назовём его «характер» Нарисуем его «портрет» (схему). | [áист] [а а а а а ист] – [а] «поётся», без препятствий, значит, гласный |
2. Протянем (выделим голосом) второй звук в полном слове. Назовём его «характер». Нарисуем его «портрет» (схему). | [а и и и и и ст] – [и] ] «поётся», без препятствий, значит, гласный |
3. Проверим, все ли звуки слова уже выделены. Прочитаем свою запись. | Произносим [аист] – видим два звука , продолжаем. |
4. Протянем (выделим голосом) третий звук в полном слове. Назовём его «характер». Нарисуем его «портрет» (схему). | [аис с с с с т] – [с] – согласный, твёрдый, получается: |
5. Протянем (выделим голосом) четвёртый звук в полном слове. Назовём его «характер». Нарисуем его «портрет» (схему). | [аист т т т т т] – [т] – согласный, твёрдый, получается: [аист] |
6. Прочитаем, поставим ударение, проверяем, получилось ли слово, читаем по схеме. | [áист] – да, получилось: это название птицы |
Переход к буквам целесообразно осуществлять после того, как все звуки в слове найдены, чтобы избежать переориентации на букву в работе со звуками у тех детей, которые еще не вполне овладели способами фонемного анализа. Проведение звукового разбора показывает, что звуками можно оперировать и без букв.
Правило русской графики, регулирующее твердость (мягкость) согласных при чтении и письме, осваивается практическим образом. Знакомство детей с этим правилом осуществляется приемом сопоставления графической схемы звуков и буквенной формы слова.
Различение по твердости - мягкости согласных учитель проводит с помощью приема сопоставления звуков и сравнения состояния ротовой полости при образовании пары звуков: составим звуковые схемы трех слов, которые я проuзнесу, и понаблюдаем за их внешностью и характером. Как называют причал для катеров? Правильно, мол. Сколько слогов в данном слове? Один. Протяните этот слог. Какие отношения у звуков? Сначала «дружная семейка» (слог-слияние), а затем «замочек» - согласный звук [л]:
Сравним состав слова мол с последним словом в стихотворной строчке: У Пегги умный жил козёл: он бородой дорожки мёл. Послушаем эти два слова и найдем в них различия. Правильно, они называют разное: мол (причал) и мёл (действие с метлой). Составим звуковую модель последнего слова:
Сравним схемы слов: по строению и по «характеру» звуков: слог-слияние с «замочком», но первый звук различается (в слове .мол - твердый, а в слове мёл - мягкий). Посмотрите, вот еще прилетело какое-то насекомое, вредное: все шапки и варежки у нас в шкафу поело. Да, это моль. Послушаем само слово [мол'], составим схему: . Что мы увидели? Правильно, опять слог-слияние с «замочком», но отличается от двух предыдущих слов мягким звуком [л]. Вот три разные схемы. Что можно сказать об этих словах? Верно, три разных слова, потому что хоть у них и одинаковые по количеству звуков и типу слоги («слияние с замочком»), но каждый имеет по одному отличающемуся звуку (по характеру), и сразу слово становится другим по смыслу. Значит, у звука в слове очень важная роль, правда? Он помогает отличать слова друг от друга по смыслу, Или, как говорят ученые, по значению. А вот уже и наш дружок «Как?» прибежал, о чем он спрашивает, не могу никак расслышать. А вы понимаете, что он хочет спросить? Да-да, как мы догадались о том, что один звук может изменить целое слово. Давайте расскажем ему, как мы это узнали. Что мы делали сначала? Слушали слова, определяли их устройство: сколько слогов, какие они («дружная семейка» или «дружная семейка» с «замочком»), потом послушали, из каких по «характеру» звуков состоят эти слова. Чтобы лучше это увидеть, мы нарисовали схемы этих звучащих слов, а на схеме сразу и увидели и сходство и различие. А потом подумали, что же эти слова обозначают, да? Выяснили, что значение (смысл) у них разное: мол (причал), мёл (действие с метлой) и моль (насекомое). Теперь ты понял, «Как»? Знаете, что мне сейчас на ушко сказал «Каю>? Он сказал, что вы умеете думать и действовать, как ученые! (для закрепления, можно понаблюдать за звучащими парами: брат - брать, шест - шесть, лук - люк, мать - мять, составляя схемы и сравнивая слова по структуре и значению.)
Прием сопоставления звуков мы используем при Формировании представления о глухости - звонкости согласных, однако здесь звуковые схемы нам не помогут, так как различение происходит на уровне образования звука при помощи голоса или его отсутствия. для наглядности берем зеркальце и наблюдаем, как образуются звуки. Нам помогает наш любопытный дружок «Как?».
Учитель создает проблемную ситуацию: произносит специально подобранные слова парами и просит угадать, почему он поставил именно эти слова в одну пару: . суп - зуб, финт - винт, том - дом, шесть - жесть, кот -,-. год, кол гол, круша - кружа. Есть дeти, которые могут догадаться сразу, но чаще всего придется повторить несколько раз каждую пару слов, прежде чем ученики обнаружат, что слова в паре разные по смыслу, Но «внешность» различается только одним звуком. Теперь понаблюдаем, каким образом этот звук отличается от похожего. Выпишем эти звуки-«домоседы» по парам. Из первой пары - с]/[з], из второй –[ф']/[в'],затем [т]/[д], [ш]/[ж], [к]/[г] и т.д. Мы уже узнали, что согласные звуки составляют пары по твердости - мягкости, потому что при их произнесении меняется объем ротовой полости («Во рту места нужно меньше для мягких, и больше - для твёрдых»). Послушаем, как образуются эти пары согласных: положим руку на ГОРЛЬШIКО и произнесем [з]/[с], [з]/[с], [з]/[с], [з]/[с[. мы почувствовали, что при звуке [з] Горлышко немного дрожит, а при звуке [с] - спокойно. Теперь возьмем зеркальце и посмотрим, как образуются эти звуки [з]/[с], произносим несколько раз [з]/[с]/[з]/[с]: язычок, который приближается к зубкам, положения не меняет, звуки отличаются только «дрожанием горлышка». Понаблюдаем и за другими парными согласными, обнаружим то же различие в образовании звуков. При анализе звукового состава слова первое время будем постоянно использовать эти приёмы:
- руку на локоток под подбородок, чтобы посчитать количество слогов;
- зеркальце в руку, чтобы проверить, как образуется звук: без преграды с помощью разной формы губ - гласный, с преградой - согласный;
- большая ягодка помещается во рту (прием Н.А.Зайцева) - твердый согласный, маленькая - мягкий согласный;
- руку на горлышко: дрожит - звонкий, спокойно - глухой.
для формирования соответствующих навыков требуется регулярность и методичность применения данных приемов. По мере введения букв мы учимся сопоставлять звучащую и письменную речь: наблюдаем за «звуками В безопасности» (фонемы в сильной позиции: зубы - супы) и за «звуками В опасности» (фонемы в слабой позиции: зуб - суп). Постепенно выясняем, что «в опасности» звуки прячутся, изменяются так, что их трудно узнать, например: гора и горы, нора и норы - гласный безударный может походить на другой: кора - [а]/[о], гряда - [а]/[иЭ], лесной - [э]/[иЭ], шестой - [э]/[ ы]; для согласных опасные места там, где их сразу много подряд, и на конце слова: праздник [праз'н'ик]/[д] - выпадает; безвкусный - [б'иэсфкусный] - «замаскировались» под своих «глухих» напарниц; лоб [лоп] - [лбы], глаз - [глас] - [глаза] на конце слова никогда не бывает звонкого согласного звука, но парные согласные на письме обязательно требуют проверки.
Чем больше дети узнают букв, тем важнее сопоставительный анализ фонемного и графического облика слова. Следовательно, постепенно учитель переходит к звуко-буквенному анализу слов.
Звуко-буквенный разбор способствует осознанию детьми слогового принципа русской графики, обусловливающего позиционный принцип чтения. «Слоговой принцип графики, который называют также буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответствие букв может быть установлено только с учетом ее окружения ... - пишет Д. Б. Эльконин. - Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: обозначением на письме фонемы [j] и обозначением твердости - мягкости согласных фонем».
Порядок звуко-буквенного анализа начинается с чтения слова, так как важно видеть буквенное его изображение и тем самым формировать фонематический слух, а затем требуется составление транскрипции слова:
1. Читаем слово трава, слушаем его, определяем ударный слог: [трава].
2. Еще раз слушаем слово, выписываем каждый звук в «домике», даем ему характеристику и показываем, какой буквой он обозначен:
[т] - согласный, парный, глухой, твердый, выражен буквой т
[р] - согласный, непарный, звонкий, твердый, выражен буквой р
[а] - гласный, безударный редуцированный, выражен буквой а
[в] - согласный, парный, звонкий, твердый, выражен буквой в
[а] - гласный, ударный, выражен буквой а
5 звуков 5 букв
Первые слова, выбранные для анализа, должны совпадать по звучащему облику и буквенному изображению: сын, стол, пол, луна, рыба и т.п.
Далее предлагается выбирать слова, в которых будет различаться буквенный состав и его звуковое оформление:
1. Читаем слово дрова, слушаем его [драва ], определяем ударный звук: [драва ].
2. Еще раз слушаем слово, выписываем каждый звук в «домике», даем ему характеристику и показываем, какой буквой он обозначен:
[д] _ согласный, парный, звонкий, твердый, выражен буквой д
[р] - согласный, непарный, звонкий, твердый, выражен буквой р
[а] - гласный, безударный, выражен буквой о
[в] - согласный, парный, звонкий, твердый, выражен буквой в
[а] - гласный, ударный, выражен буквой а
5 звуков 5 букв
В разобранном слове количество звуков и букв совпадает. Способ обозначения звука [j] в русском языке требует особого внимания, так как этот звук имеет и специальную букву й, и буквы, в которых он выступает первым звуком слога-слияния е – [jэ], ё – [jо], ю – [jу], я – [jа]. Понятно, что последовательность знакомства с ними, принятая в действующих букварях, определяется принципом «от простого к сложному»: изучение буквы й предшествует введению букв-слогов. Сначала дети знакомятся со словами, в которых звук [j] слышится отчетливо и обозначается соответствующей ему буквой: иней - [ин'эй], зайка - [зайка]. Звуковой анализ этих слов помогает понять «характер» [j] - с преградой, с голосом, «маленькое пространство во рту» - согласный, звонкий, мягкий, пары не имеет никакой.
Введение йотированных букв требует звукового анализа слов, в которых эти буквы показывают разное количество звуков.
Например, при изучении буквы я на доске (под темой . «Буква Я, я») написано предложение: Яша играл в мяч.
Найдем слова с новой буквой. Правильно, первое и последнее. А теперь закроем буквы и послушаем первое слово: [Йаша]. Сможете посчитать количество звуков в слове? Потянем его [Й-Й-Й-Й-а-а-а-а/ш-ш-ш-ш-а-а-а-а-а]. Достанем наши кубики со слогами и составим схему слова: первый слог [йа] - верно - слияние СГ ,и второй такой же [ша] , молодцы, два слога-слияния («дружная семейка»), а по характеру семейки одинаковые? Дадим характеристику звукам. Действительно, по схемам на кубиках видно, что первый согласный - мягкий и звонкий, а второй согласный - твердый и глухой. Сколько звуков в нашем слове? Да, четыре.. Посмотрим на доску: сколько букв в первом слове? Три! Вот так задачка! Как же так? Три буквы, а звука четыре? Молодцы, вы сразу поняли, да? Одна буква называет сразу два звука. Нам уже известны такие «хитрые» буквы, назовите их. Отлично, теперь посмотрите на доску, там записаны слова, прочитайте их: яма, Яна, якорь, яблоко, ябеда. Вот какая интересная буква - называет целый слог! А теперь вернемся к нашему предложению. Там вы нашли еще одно слово с буквой я, помните? Произнесите его и протяните: [м’ -м’ -м’ -м’ -а-а-а-а-ч’ -ч’ -ч’ –ч’].
Сколько слогов? Один? «Дружная семейка с замочком», верно. Значит, сколько звуков? Три. Составим схему: первый звук [м'] - согласный мягкий, звонкий, непарный, [а] - гласный, и «замочек» - [ч'] . Смотрите, а здесь совпадение: и звуков и букв одинаковое количество. Опять задачка! Какая непростая эта буква я: то один звук называет, то два. Давайте прочитаем еще один столбик слов: ля, ряд, мята, зябко, тяпка, тряпка. Потянем слог с буквой я. Что-нибудь заметили? Верно, везде буква я стоит после мягкого согласного звука, значит, если она не в начале слова, а после буквы согласного, то она показывает мягкость согласного и называет звук [а].
На всех уроках, когда вводятся йотированные буквы е, ё', ю, я, учитель закрепляет с помощью игровых упражнений значение места буквы в слове, ее роль как показателя мягкости и как слога.
Например, учитель предлагает детям: «Встаньте около своих парт, будем играть: я буду показывать карточки со словами. Вы их читаете и слушаете про себя, как они звучат.
Если буква я называет слог [йа], как в слове ярмарка, то вы приседаете, а если она показывает только один звук в слогослиянии с мягким согласным, как в слове прямо, то вы подпрыгиваете ... Скажите, а что в слове вам подскажет приседать или подпрыгивать? Молодцы! Место буквы. Если она в начале, то называет два звука, а если в слоге-слиянии - то один. Почему мы называем эти «хитрые» буквы буквами второго ряда? Верно, на нашей ленте звуков и букв они располагаются в нижнем, втором ряду, под буквами гласных. Они стоят там не случайно: они показывают, что после мягких согласных звуков в слоге эти буквы читаются так же, как буквы верхнего, первого ряда а, о, э, у, только указывают на мягкость согласного перед ними».
Последними в азбуке изучаются знаки ь и Ь. Только после их введения мы можем предлагать детям наблюдать слова с йотированными буквами в середине слова и на конце (после разделительных ь и ь).
Первоначальное знакомство с использованием разделительных знаков происходит при помощи схем звучащего слова. Сопоставительный анализ звукового состава с опорой на схему помогает наглядно и четко услышать различия в словах: например, из текста, чтобы был понятен смысл анализируемых слов, мы выбираем для наблюдения сел / съел. (Текст: Я пошёл в лес за грибами и заблудился. Хорошо, что мама дала мне с собой бутерброд. Я сел и съел его. Сил прибавилось, в голове прояснилось, и я нашел путь домой!). Фонетико-графический разбор (или звукобуквенный) применяется на данном этапе еще и для орфографической пропедевтики. Когда в результате звукового анализа появляются схемы этих слов
сел ; съел ,
становится очевидным, что первый звук в слове съел не собирается менять свой твердый характер, а «хитрая» буква е называет здесь целый слог, поэтому нужен знак, который им поможет сохранить смысл и не превратиться совсем в другое слово (сел).
В процессе обучения первоначальным навыкам чтения выявляются дети, у которых в большей степени, чем у всего класса, обнаруживаются трудности в обучении. Анализ умений учеников поможет учителю в какой-то степени понять причины имеющихся у них нарушений и наметить пути коррекционного обучения. Трудности выделения звуков в слове, различения их на слух, установления последовательности звуков, большое количество ошибок при чтении (пропуски букв, замена, недочитывание, чтение по догадке) говорят о том, что у таких детей не развит фонематический слух. Иногда из-за слабости слуховых дифференцировок (звуков, слов) у этих учащихся бывает нарушено произношение - физиологи и дефектологи называют такие нарушения вторичными, т.е. вызванными не столько дефектами организма, сколько недоразвитостью способности слышать (слушать), видеть (узнавать), действовать (подумать и принять решение). Внимательный учитель исправляет эти недостатки дошкольного воспитания путем коррекционной работы (в трудных случаях привлекая психолога и логопеда). Трудности произношения у некоторых детей выявляются не сразу, так как у них встречаются лишь незначительные отклонения от нормы, и заниматься с логопедом нет необходимости. Но чем сложнее материал, тем больше затруднений испытывают эти ученики при чтении. Именно такие дети делают ошибки во втором слоге слова, так как не могут быстро переключить артикуляцию (муху вместо му-ха), допускают многочисленные замены букв и т.д.
Запоминание образа буквы, ее конфигурации, соотнесение буквы со звуком, запоминание образа целого слога вызывает сложности у учащихся с нарушением зрительного восприятия и пространственной ориентировки. При чтении букваря эти ученики с большим трудом находят строчку, часто ее теряют, перескакивая на другую, смешивают сходные буквы, нечетко воспринимают изображение на иллюстрации. У некоторых учеников обнаруживается затруднение моторики глаза, перевода взгляда с одной буквы или строчки на другую. Такие дети с большим трудом овладевают слитным чтением вследствие узости зрительного восприятия I нарушения моторики.
Часто выявляются дети с затруднениями в анализе и синтезе, в сравнении (установлении сходства и различия) и главным образом в понимании значения слов, определения основной мысли текста. Это ученики, у которых не сформирована элементарная познавательная деятельность. Если у таких детей не обнаруживается грубых нарушений фонематического слуха и произношения, о они могут научиться читать бегло и правильно, однако учитель должен проверять, понимают ли они содержание прочитанного. выделяя звуки из речи, уточняя их произношение, учитель всегда должен иметь в поле зрения тех детей, у которых обнаруживаются нарушения в этой области, чтобы исправить их.
Внимание к учащимся с недостатками зрительного восприятия и пространственной ориентировки должно проявляться главным образом при предъявлении образа буквы, ее анализе, узнавании, соотнесении со звуком. В процессе обучения могут быть использованы игровые моменты типа соревнования, кто лучше и правильнее выполнит задание: услышишь, правильно повтори, найди картинку и поставь ее в нужный столбик; назови, что нарисовано на картинке, скажи, какой звук в слове первый, подбери еще картинки с этим звуком в названии.
Для первоклассников, затрудняющихся в запоминании образа буквы, могут быть рекомендованы упражнения в составлении букв из элементов, вылепливании их из пластилина, обведении пальчиком букв, сделанных из наждачной бумаги, распознавании изучаемой буквы среди других, когда ориентиром служит цвет, а в дальнейшем - любого цвета или размера. Однако отдельные ученики нуждаются в дополнительном коррекционном воздействии. Прежде всего первоклассники с нарушенным фонематическим восприятием и произношением должны заниматься с логопедом. Совместная работа учителя, логопеда, воспитателя и родителей по преодолению речевых нарушений, несомненно, поможет ученикам владеть первоначальным навыком чтения и письма.
К концу учебного года первоклассники должны научиться читать слова и предложения правильно, осознанно, выразительно и бегло (установленная норма чтения целыми словами - 90 слов в мин). Однако не все ученики овладевают навыком чтения на одинаковом уровне. Одни могут читать по слогам слова и предложения, другие читают тексты, третьи отдельные слова целиком, т. е. переходят к чтению целыми словами. Это обязывает учителя (но не ученика!) дифференцированно подходить к учащимся в процессе организации тренировки их самостоятельного чтения.
3.
Самостоятельной работе, которая бы стимулировала учеников, повышала их интерес к чтению, способствуют следующие виды упражнений.
Игра «Подскажи слог». Учитель показывает схемы разных типов по структуре слогов (СГ, ССГ, СССГ, ГС, СГС, ССГС), дети находят на карточках или на доске (учитель готовит специальный дидактический материал) соответствующие по структуре слоги и прочитывают их или предлагают свои варианты слогов, подходящих под названные учителем типы слогов.
Игра «Как пишется, как слышится?». На уроке учитель использует два вида чтения: орфографическое («как написано») и орфоэпическое («как говорим»).
Прочитывание загадки. На одних табличках напечатаны загадки, на других - нарисованы отгадки, а на обратной стороне написаны ответы. Задания могут быть разными: найти загадку про что-то, а затем прочитать отгадку; одни ученики читают загадку, другие ищут отгадку и т.д.
Игра «Соедини вместе». На наборном полотне выставлены картинки. Ученики берут таблички с напечатанными предложениями или текстом, прочитывают и ставят под соответствующим рисунком.
Книжки-малышки. Учитель изготавливает для чтения «книжки-малышки» в один разворот. На обложке - название, а на развороте - рисунок и подпись в виде отдельного слова, предложения или связного текста. Ученики самостоятельно читают книжки, а учитель проверяет. Со временем учащиеся, которые читали только слова, получают книжки с напечатанным предложением, а затем и текстом. Таким образом, Все ученики класса включаются в коллективную работу, хотя задание они получают разное в соответствии с их возможностями. В процессе самостоятельного чтения лучше видны уровень овладения знаниями и продвижение учащихся в процессе обучения.
Игра «Ты о чем?». Организация чтения предложений и текстов с определенной интонацией. Например, дается предложение Наша Таня громко плачет, и детям предлагается прочитать его с разным логическим ударением: «Прочитай это предложение так, чтобы было понятно, чья Таня плачет», «Прочитай так, чтобы было понятно, что не Оля, не Ира, а именно Таня плачет», «Прочитай так, чтобы все поняли, что самое важное слово здесь - это как Таня плачет», «Прочитай так, чтобы все поняли, что делает Таня». Эти упражнения важны для формирования как технической стороны навыка, так и умения понимать читаемое.
Игра «Точка, точка, запятая…». Учитель знакомит детей с основными знаками препинания - точкой, запятой, вопросом и восклицательным знаком. Показывая на карточке знак препинания, учитель молча (такая договоренность) указывает, с какой интонацией надо прочитать слово или предложение (с перечислительной и вопросительной и т.п.). Это упражнение развивает пунктуационную зоркость первоклассников.
Помимо аналитических упражнений в период обучения грамоте постепенно вводится комментированное чтение как аналитико-синтетический тип учебной работы.
Сама логика жизни и науки (лингвистики и дидактики) требуют от нас постепенного перехода от научения озвучивать черные печатные значки (буквы) через осмысление («О чем это автор говорит?») к пониманию «<А как автор это объяснил?») и наслаждению текстом («Вот это сказал!»). Поэтому анализ читаемого на оке необходим в первую очередь для того, чтобы маленький слушатель (читатель) учился понимать, что делает автор, а потом, занимая позицию автора, знал, каким способом оформить внутреннюю и внешнюю речь, чтобы передать то, что думаешь и чувствуешь. В начальной школе это воспитывается практическим образом: ежедневной коммуникацией на уроках. Методическое повторение способов учебной работы тренирует умение мыслительных и двигательных действий. Комментированное чтение позволяет обратить внимание детей на все возможные языковые средства текста.
Конечно, надо помнить: у ребенка нет навыка озвучивать буквы без труда (усилия, на которое уходит столько энергии, что на осмысление озвученного сил уже не остается), и чтение само по себе не может вызвать интерес. Поэтому первоначально предлагайте ученику прочитать самостоятельно небольшую фразу (предложение или часть его), причем детям с более высокой техникой чтения - побольше, с менее высокой - от слова до словосочетания. После их прочтения повторите ту же фразу еще раз, чтобы IИ ее осмыслили, и читайте абзац сами. Таким образом, изо дня день количество читаемого детьми материала увеличивайте постоянно, но постепенно.