Цели и задачи информатизации образования

Глоссарий

Дистанционное обучение – модель обучения, основанная на образовательном воздействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся с использованием ИКТ.

Информатизация общества – глобальный социальный процесс, особенность которого заключается в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники и информационного обмена.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Информационная культура – относительно целостная система профессиональной и общей культуры человека, включающая в себя следующие компоненты: культуру общения и сотрудничества в области информатики и ИКТ, компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий; использование ИКТ для наиболее эффективного решения профессиональных задач, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств ИКТ

Информационное общество – общество, в котором большинству граждан созданы оптимальные условия для реализации прав и удовлетворения информационных потребностей на основе использования информационных ресурсов.

Информационно-коммуникационная технология обучения включает организацию и управление учебным процессом и познавательной деятельностью учащихся с использованием компьютерной техники, программного и методического обеспечения, коммуникационной образовательной среды для получения определенных заведомо ожидаемых результатов.

Информационный образовательный ресурс (ИОР) – наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды информационных ресурсов, используемых в образовании. Среди ИОР различают учебно-методическую печатную литературу, наглядные средства обучения, технические средства обучения и средства ИКТ.

Медиаграмотность– способность использовать, анализировать оценивать и передавать медиатексты, а также движение, призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов.

Медиаобразование – обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации; процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа. Творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов.

Метод портфолио – средство оценивания и учета достижений обучаемых; способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося; систематический сбор доказательств, используемых преподавателем и учащимися для мониторинга навыков обучаемых.

Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за его содержанием и прогнозирование его развития.

Педагогический тест – это система взаимосвязанных заданий определенной формы, расположенных по возрастанию трудности, которая дает возможность измерить уровень подготовки испытуемых и оценить структуру этой подготовки.

Рейтинг – численная характеристика какого-либо качественного понятия; индивидуальный суммарный индекс ученика, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний.

Рейтинговая система оценки знаний представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности обучаемого за некоторый период обучения по определенной дисциплине. Система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.

Тестирование – метод диагностики уровня подготовки испытуемых и способ оценки структуры подготовки, использующий стандартные вопросы и задачи, которые имеют определенную шкалу значений.

Тестовые задания закрытой формы – задания с набором ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных.

Тестовые задания на соответствие устанавливают соответствие элементов одного множества элементам другого множества.

Тестовые задания на установление правильной последовательности используются в тех случаях, когда очередность элементов описания ситуации, к которой относится вопрос, однозначно определена.

Тестовые задания открытой формы служат для выявления умений учащихся воспроизводить информацию без подсказки, по памяти и уметь использовать ее для решения типовых задач.

Технология – совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объектов.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме. Таким объектом может быть цифровой видеофильм, редактор звуковых файлов, цифровое описание книги и так далее.

Шкала – это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено соответствующими числами.

Электронное средство учебного назначения – программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Электронный учебный курс – это программное приложение, обеспечивающее возможность обучаемому не только самостоятельно или с помощью преподавателя получить знания по выбранной специальности или направлению, но и закрепить необходимые навыки и умения посредством интерактивного интерфейса и встроенных функций оценки качества усвоения полученной информации.

Цели и задачи информатизации образования

Основная цель информатизации образования – глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикального повышения качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующих требованиям информационного общества.

Частные цели:

- Увеличение степени доступности образования;

- Интеграция информационных и коммуникационных технологий в образование;

- Обоснованное использование потенциала ИКТ для обучения, воспитания и развития учащихся;

- Рациональное использование ИКТ для формирования профессиональных компетенций.

Для достижений этих целей необходимо решить задачи:

Экономические:

- Развитие и модернизация технико-технологической базы информатизации;

- Обеспечение образовательных учреждений коммуникационными технологиями передачи информации и массового доступа к единым мировым информационным ресурсам.

Социальные:

- Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями;

- Формирование в обществе новой информационной культуры;

- Формирование у людей нового информационного мировоззрения.

Учебные:

- Формирование информационной культуры всех членов информационного общества;

- Повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных ИКТ;

- Применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

- Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

- Разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого;

- Разработка информационных технологий дистанционного обучения;

- Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

- Внедрение информационных технологий обучения в процессе социальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Воспитательные:

- Внедрение новых моделей структуры и характера использования свободного времени обучаемых, соответствующих требованиям современных социально-педагогических задач;

- Внедрение новых схем, технологий и методик воспитательной работы с использованием информационных технологий;

- Использование средств современных ИКТ для организации интеллектуального досуга обучаемых.

Управленческие:

- Создание информационной базы образовательных учреждений;

- Создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования;

- Использованием средств современных ИКТ для управления учебными заведениями на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, страны.

Наши рекомендации