Философские основы воспитания детей
Философия выступает в качестве методологии различных человековедческих наук: социологии, экологии, психологии, педагогики. В словаре философия определяется как любовь к мудрости, помогающая найти путь к истине. От философии, как отмечено Е.В. Бондаревской, «ожидают чрезвычайных откровений, истин в последней инстанции», абсолютного знания. Ожидают всеобще значимых результатов - того, что можно и необходимо познать и чем благодаря этому можно овладеть.
Исторически сложились различные подходы к рассмотрению философии воспитания. Так, например, СИ. Гессен считает педагогику философской по своему существу. Он писал, что «пренебрежение философскими знаниями мстит за себя в жизни не менее чем игнорирование законов природы». (Гессен С.И.Основы педагогики. М.: Школа - Пресс, 1995. - С.21).
В советский период сложившиеся социокультурные условия детерминировали пренебрежительное, мягко говоря, отношение к философии. Рассуждения, размышления о воспитании, воспитанности оценивались в отрицательном залоге - «философствует». Именно к этому периоду относятся слова И.О. Лосского: «Там, где государство сознательно вступило на путь полного подчинения индивидуума обществу и социализации всех функций человека, является тенденция принудить всех граждан принять одно и то же казённое мировоззрение: в СССР диалектический материализм обязателен для всех профессоров, учителей, журналистов, служащих; в Германии является тенденция придать идеологии расизма значение обязательного мировоззрения. Длительное господство такого режима ведёт, как это наблюдается в Советской России, к глубокому упадку философии: прекращается движение вперед философской мысли, философское исследование бытия, вследствие привычки к готовым формулам и обязательности их, исчезает и заменяется доказательствами посредством цитат из канонизированных авторов, целые фразы и части фраз становятся стереотипными и повторяются во всех книгах и статьях с удручающим однообразием. Дальнейшим базисом такой эволюции и должно быть полное исчезновение философской мысли и замена их речевыми рефлексами; наконец, и эти рефлексы должны отпасть и функция выработки мировоззрения может замениться указанием на символ, вроде серпа и молота, свастики и т.п.». (Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья. - М.: Институт практической психологии. 1996. -С.32-39).
Многочисленные концепции воспитания (авторитарного, естественного, свободного, комплексного, кросс-культурного и др.) разработаны с запросами соответствующих социальных групп и на основе различных философских учений.
Основными направлениями мировой педагогической мысли выделяются авторитарное и гуманитарное воспитание.
Видное место философия авторитарного воспитания занимала в учениях античных мыслителей Платона, Демокрита, Аристотеля.
Демокрит считал, что становление личности зависит от его природы и воспитания. Вот фрагменты из сочинения философа на эту тему: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Больше людей становятся хорошими, благодаря упражнению, чем от природы». «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа».
В трудах Демокрита отражено требование: «Надо начинать воспитание детей с малых лет».
По мнению Платона, воспитание означает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и добродетели. Внутренней основой воспитания маленьких детей являются эмоции.
Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом считал
необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям и в какие игры нужно играть. Воспитание должно подготовить их к выполнению определённых социальных функций и к управлению государством.
Каждое поколение передаёт свой опыт, «стоя на плечах своих предшественников». Своеобразной «точкой опоры» для Аристотеля стала система устройства идеального государства Платона, где образованию и воспитанию отводилась главная роль. Основная педагогическая идея сводилась к необходимости насильственного исправления, живущих в заблуждении и привыкших к нему, людей. Педагогика не выделяется Аристотелем в особую дисциплину, но трактуется как часть теории государства и общества. Идея воспитания («пайдеа») становится государственной функцией, а законодатель оказывается воспитателем. Не педагогика подчинена политике, как это было у Платона, а наоборот, политика обусловлена педагогикой.
Главные идеи и концепции авторитарной педагогики представлены Авралием Августином (345-430 гг.) (крупнейший средневековый философ). Его концепция -концепция фатализма: всё что происходит в мире, происходит по воле высшего существа
- Бога.
Августин защищал концепцию неравенства людей, которую рассматривал как необходимое явление в социальной жизни. Неравенство, полагал он, навсегда сохранится в обществе и здесь бессмысленно что-либо менять, так как богатство одних и бедность других обусловлена божественным промыслом. Августин доказывал бессилие отдельной личности и полную её зависимость от божественного предопределения.
Византийский деятель, епископ Константинополя Иоанн Златоуст (350-407 гг.) в известном трактате «О воспитании детей», считая всё житейское грехом, поучал: «Нагибай шею сына в юности и сокрушай сына своего». Он доказывал, что кто не живёт в страхе перед Богом и властью, тот лишён добродетели.
В связи с развитием производства, техники, научных знаний слепая вера в догматы церкви стала не столь абсолютной. Появились попытки подвергнуть сомнению религиозные догмы. Необходимо было защитить и философски обосновать христианскую доктрину. Эту задачу взял на себя Фома Аквинский (1225-1247 гг.), член монашеского ордена доминиканцев, один из крупных представителей главного направления в философии средневековья - схоластики.
Особое место в схоластической системе Фомы Аквинского занимают отношения подчинения. На отношениях подчинения держится как социальная лестница, так и лестница логических форм. Преобразование этих отношений абсолютно исключается. Засилье вербализма, схоластики оказывало решающее влияние на теорию и практику того времени, мешало умственному развитию детей и развитию их творческих способностей, сковывало их самостоятельность и активность.
Ярким последователем авторитарного воспитания был Иоганн Фридрих Герберт (1776-1841 гг.). Цель воспитания, по Герберту, - это гармония воли с эстетическими идеями и выработка многостороннего интереса, основными путями её достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также «управление» (подавление «дикой резвости» ребёнка). Основными средствами управления, по Герберту, являются надзор, приказание и запрещение, наказания вплоть до телесных, а также умение занять ребёнка. Вспомогательную роль в управлении Герберт отводил авторитету и любви воспитателя, причём авторитет должен принадлежать отцу, а любовь
- матери.
Авторитарная педагогика «приобретает всё более соответствующий механистической методологии вид, становясь в один ряд с математикой, физикой и другими точными науками» (В.Е. Бондаревская).
Выше изложенные философские основы учения, концепции определили основу авторитарной системы воспитания: предписание, наставление, назидание (афинское, спартанское) - и детерминировали появление гербертианской, коммунистической и других систем воспитания.
В ряде современных пособий по педагогике, например, «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (1999г.) Е.В. Бондаревской и СВ. Кульневич, «Педагогика: педагогические теории системы психологии» (1999г.) под редакцией С.А. Смирнова и др. даны основополагающие философские идеи, концепции, учения.
Так, например, в учебном пособии по педагогике В.А. Сластёнин (1998) утверждает, что философскими основами педагогики являются теоретические концепции, выступающие в качестве методологии и в соответствии с которыми осуществляется образование (особенно в зарубежных странах): экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, прагматизм.
Экзистенциализм - философское учение, разновидность субъективного идеализма. Основоположники Сартр, Фаликко, Больнов, Хорн. По их мнению человек одинок во враждебной ему среде. Личностная экзистенция - неопределенное её «существование». Индивид творит себя сам. Ведущая роль принадлежит подсознательным влечениям, интуиции, «самовыражению». В воспитании решающее значение отводится внутренним, спонтанным запросам личности, её наследственным задаткам, неосознанным впечатлениям.
Нетомизм - религиозное философское учение. В средние века Фомой Аквинским основана теория томизма. В наше время возрождена и развита Ж. Маритеном, М. Адлером и названа неотомизмом. Это учение пропагандирует идею сверхразума, бога, призывает к воспитанию духа. Человек - двойственное явления. Он - индивид (материально) и личность (душа). Главное - душа, о её воспитании в первую очередь следует заботиться.
Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение). Основоположники - Э.Торндайк, Д. Уотсон - США. Сознание отрицается как предмет психологии, психика сводится к поведению. Реакции организма на стимулы внешней среды. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции на него: S-R. В обучении бихевиористы абсолютизируют «закон упражнений» и «закон эффекта». В основе обучения метод проб и ошибок.
Прагматизм (от греческого слова прагма - дело, действие). Идеалистическое философское учение возникло в конце XIX в. в США. Основоположники Д. Дьюи, И. Пирс. Отрицание объективной истины. Индивидуальный опыт, критерии познания. Истинно то, что полезно, ведет к успеху. В обучении содержание, формы, методы определяются потребностями, желаниями, интересами ребёнка. Прикладная направленность обучения в процессе работы, труда.
С.А. Смирнов (Педагогика: педагогические теории, системы, технологии 1998 г.) связывает философско-педагогические мысли гуманистического воспитания с именами философов античности - Сократа, Эпикура; средневековья - В. Фельтре, Э. Роттердамского, Т. Мора, Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Кампанеллы и др.; с философскими идеями Ф.Бэкона, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Кантона; представителями абстрактного гуманизма - Н.А. Добролюбовым, Н.И. Пироговым, П.Г. Редкиным; практического гуманизма - К.Д. Ушинским, В.И. Водовозовым, В.П. Вахтеревым, П.Ф. Лесгафтом и др.; универсального гуманизма - Л.Н. Толстым, К.Н. Вентцелем, С.Г. Шацким и др.
Абстрактные гуманисты признавали права ребенка наравне с правами взрослого, провозглашали уважение к его личности. Однако основные акценты были смещены на выдвижение теоретических положений.
Практические гуманисты признавали права ребенка, самоценность его личности. Для них свойственна ориентация на совершенствование традиционной системы обучения и воспитания в соответствии с предлагаемыми теоретическими положениями. Основные течения практического гуманизма следующие:
1. Национальное (народное течение, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов и др.);
2. Психологическое течение (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.П. Нечаев);
3. Эволюционное течение (В.П. Вехтеров).
Стремление, объединяющее эти три течения - изменить отношения между учителями и учащимися.
Универсальный гуманизм - признание самостоятельной ценности личности каждого ребенка, ее индивидуальной исключительности и присущего каждому ребенку творческого начала, отрицающее существование целей, методов и средств обучения, применяемых для развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей, интересов, устремлений, роли педагогической уникальности ребенка.
Ссылаясь на мнение К. Ясперса, Е.В. Бондаревская и СВ. Кульневич отмечают: «Смысл философии состоит в пробуждении к целостной, т.е. истинной жизни, там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия».
Философия существования (экзистенциализм) как наиболее весомое направление современной философии, как оправдание человека (антроподицией), в противовес теодиции (оправдание Бога) и материализма оправдание материального, приоритет его над духовным (Е.Б. Бондаревская, СВ. Кульневич, 1999 г.).
Методологическое значение для философского воспитания имеет, по мнению авторов данного пособия, принцип комплементарности квантовой теории -противоположности уходят не посредством снятия, а за счёт сочетания, взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей. На смену необходимости ломать и подгонять развивающегося человека средствами воспитания к некой совершенной модели личности приходит необходимость плавного и осторожного развития «человеческого измерения»; не человек создаётся в соответствии с требованиями общества и государства, а эти структуры переходят на службу человеку, его потребностям; не общество оценивает личность, а личность определяет ценности общества для неё с правом свободного выбора наиболее подходящего общества; воспитание пронизывает не идеи диктатуры «объективных» требований, а идеи поиска компромисса, сочетающего противоположности общества и личности.
Принцип комплементарности имеет философско-педагогическую трактовку. Герберт Спенсер (1820-1903) помещает в основу нравственности не борьбу, а стремление к счастью, которое является моментом всеобщей эволюции. В ходе эволюции нравственность выступает средством смягчения борьбы между эгоизмом и альтруизмом, свойственным обществу и природе.
В отечественной философии такие ориентиры привносят этикотворчество Н.А Бердяева (1874-1948). Классовой борьбе противопоставляется внутреннее духовное освобождение личности посредством творчества. (Бондаревская Е.В., Кульневич СП. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - С. 560.).
Особенности различных трактовок целей, содержания и задач образования в различных направлениях философии образования на современном этапе представлены в виде разработанного схемоконспекта. (Кудаев М.Р.).
Идея о введении философии в образование ныне практически не оспаривается, споры ведутся по поводу концепции и технологии такого образования.
Интеллект человека способен развиваться в течении сравнительно короткого периода жизни - с 4 до 6-7- лет. Учёные полагают, что примерно 70-80% способностей даны от природы и только 20-30% - от обучения в социуме и, если не упустить момент и ввести в обучение характерные для философии инструменты, порог биологической заданности интеллекта может быть снижен. Сейчас вводятся уроки философии для детей дошкольного возраста.
Философские уроки опираются на такие человеческие чувства как любознательность, удивление, потребность осваивать мир в игровой манере и получать удовольствие от игры, вызывающей положительные эмоции, воображение, радость от загадывания и отгадывания загадок, участие в приключении идей, удовлетворение от окружающей истины и т.д.
Аристотель в своё время верно заметил, что любознательность и удивление перед миром - источник философии и знания - являются изначальными качествами человека. Философия может быть одним из эффективных средств для канонизации юношеской агрессивности в сознательное и социально-полезное творчество (Н.С. Юдина).
Гуманитарное | Критико- | |||
Направление | Аналитическое | Критико- | (педагогическая | эмансипаторское |
философии | рационалистическое | антропология | (социально- | |
и др.) | критическая | |||
педагогика и др.) | ||||
Логико- | Логический | Целостный подход к | Экзистенциализм, | Идеи |
методологическая | позитивизм | обоснованию | диалогическая | франкфуртской |
основа | «воспитательной науки» | философия (М.Буре), | школы в | |
гуманистическая | философии и | |||
психология | СОЦИОЛОГИИ | |||
(К.Роджерс). | (М.Хоркхлеймер, | |||
Т.Адорно, | ||||
Г.Марку зе, | ||||
Ю.Хабермас) | ||||
Понимание цели | Овладение | Культивирование | Саморазвитие | Готовность к |
образования | знаниями, | критического мышления | сущностных сил | «свободному |
отвечающими | личности как основы | личности, | дискурсу», | |
критерию научной | социальной активности. | самоактуализация, | способность | |
проверяемости. | самовыражение, | личности к | ||
независимость | саморефлексии как | |||
образования от | определению | |||
государственно- | «самоотчуждения | |||
политической жизни. | внутри себя» | |||
(воспитать так, | ||||
чтобы не | ||||
повторялся | ||||
Освенцим) | ||||
Авторы, имена | И. Шефнер, | В. Брецинка, | В. Дильгей, | К. Молленхаузер, |
последователей | Д.С. Солите, | Р. Лохнер, | Г. Ноль, | В. Бланкерц, |
Э. Макмиллан, | Л. Рессер. | Э. Шпрангер, | В. Клафка, | |
К. Маклеллан, | Т. Литт, | В. Ланпер. | ||
Р. Питере, | Э. Венигер, | |||
П. Херст. | В. Флингер. |
Период. Вторая половина 20 столетия.
Страна | США, Великобритания. | Германия. | США, Германия. | Германия, США. |
Литература:
1. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика личности в гуманистических теориях и
системах воспитания. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1995.
2. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Пресс, 1995.
3. Сиземская И. Проблемы воспитания в контексте философии // УГ. -1999. 19 октября. -С. 8-9.
4. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. -М.:
Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
5. История педагогики. Часть I. От зарождения воспитания в первобытном обществе до
середины XVII в.: Учебное пособие для педагогических университетов. / Под ред. акад. РАО
АИ. Пискунов. -М.: ТЦ, СФЕРА, 1997. -192 с.
6. Логвинов И.И. Философия образования и педагогика: точка зрения дидактика //
Педагогика, 1997. -№3. - С. 105 -110.
7. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии,
1992, -№9. - С. 6-21.
8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
/В А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Н.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-пресс, 1998.
9. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991.
10. Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы
философии. -1999. -№3. -С. 3-54.
11. Червина Е. Философия с младых ногтей // Дошкольное воспитание. -1999. -№10. -С. 2-6.
12. Юдина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии. -1993. -№9.
Основные направления мировой педагогической мысли
Авторитарное:
Игнорируются права и
Свободы ребенка
Гуманистическое:
величие ребенка, человек -
Высшая ценность
V
У
Демокрит
Конфуций
У
У
«Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться»
Гармония мира через человека
У
«Больше людей становится хорошими благодаря упражнениям, чем от природы»
«Все люди близки друг другу по
своей природе, а расходятся
между собой в процессе
воспитания»-----------------------------
Эпикур
Платон
В=
Человек не должен быть игрушкой судьбы»
Человек член общества. Чтобы уменьшить ЗЛО, надо избавить человека от страха перед Богом. Учет заложенных природой жизненных сил, стремление к Пз., Дт. и Р.
Игра Чтение
Рассказывание мифов
Аристотель
У
«Насильственное исправление живущих в заблуждении и привыкших к нему людей» Идея воспитания («пайдеа») -государственная функция
Фома Аквинский
Френсис Бэкон
V
V
схаластика
Педагогика - научная дисциплина
а |
для благ;
ВЗ
Ян Амос Коменский
V
В | Л | |
Е | творчество | И |
Р | умственное развитие | |
Б | самостоятельность | м |
А | активность |
Человек -«совершеннейшее создание»
Цель В.р^ управление человека собой
Иоанн Фридрих Гербарт
и своим нравственным совершенствованием
V
Подавление «дикой резвости» Р.
Жан Жак Руссо
V
«Надо выломать душу ребенка, как гимнастика выламывает тело»
угроза надзор приказания запреты
Главное право человека - свобода
V
учет интересов, уважение.
О
Воспитание в духе безоговорочного подчинения существующему строю
Воспитание гармонически развитой личности
25
Арклий Августин
Витторино да Фельтре
V
Концепция фатализма. Все по воле Бога
V
Отец всякой гуманности. Школа - «Дом радости»
умершвление плоти усмирение духа. |
В |
ф | Н |
и | А |
К | |
и | А |
ч | |
Е | А |
С | Н |
К | И |
и | Я |
Е |
индивидуал, подходов
ласка,
увещевания, возбуждение интереса.
V
Иоанн Златоуст
Мишель Монтель
Нагибай шею сына в юности и сокрушай сына своего». Страх перед Богом и властью
подчинение, покорность, смирение
V
Воспитание ребенка=
образование + физическое В. + В. эстетического вкуса + В. нравственных качеств.
26
Контрольные задания по теме: «Философские основы воспитания детей»
1. Какие философские учения, выступающие в качестве методологии, вы знаете?
экзистенциализм
бихевиоризм
2. Как в словаре определяется слово «философия»?
а) любовь к познанию;
б) любовь к воспитанию;
в) любовь к мудрости.
3. Кому принадлежат слова: «Пренебрежение философскими знаниями мстит за
себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы»?
а) НО. Лосскому;
б) СИ. Гессену;
в) Конфуцию.
4. Под влиянием каких двух философских концепций развивалась и продолжает
развиваться педагогика?
а) решающим в развитии человека является его происхождение;
б) решающим является воспитание и обучение;
в) формирование человека связано с определяющим влиянием условий и
обстоятельств жизни.
5. Как с латинского переводится слово «авторитаризм»?
а) влияние;
б) власть.
6. Какую главную идею утверждает авторитарная педагогика?
а) любовь к воспитаннику;
б) младший существует для блага старшего;
в) воспитанник подчинен воле педагога.
7. Кто считал, что «надо выломать душу ребенка, как гимнастика выламывает тело»?
а) Фома Аквинский;
б) Аврелий Августин;
в) Иоган Фридрих Гербарт.
8. Кого называли «отцом всякой гуманности»?
а) Витторино де Фельтре;
б) Мишель Монтень;
в) Франсуа Рабле.
9. Философия гуманности (существования, оправдания человека) - это ....,
а) прагматизм;
б) бихевиоризм;
в) экзистенциализм.
10. Основоположником какого учения являются Э. Торндайк и Уотсон?
а) неотомизм;
б) фрейдизм;
в) бихевиоризм.
8. Какое направление признавало права ребенка наравне с правом взрослого. Выбери правильный ответ.
а) абстрактный гуманизм;
б) практический гуманизм;
в) универсальный гуманизм.
9. Раскройте философско-педагогическую трактовку принципа комплементарности.
10. Прокомментируйте схемоконспект М.Р. Кудаева. В чем сходство и отличие
направлений философии
11. С греческого это слово переводится как «дело, действие, философия действия»?
а) экзистенциализм;
б) прагматизм;
в) неотомизм.
12. Рассмотрите схему и дополните её.