Характеристика возрастных периодов в трудах Д. Б. Эльконина

С развитием психолого-педагогической науки углубляется и изучение возрастной периодизации. Об этом свидетельствуют работы Д. Б. Эльконина, который, развивая проблемы, выдвинутые Л. С. Выготским, и исходя из основных принципов периодизации, изложенных выше, подверг тщательному анализу содержательно - предметную сторону деятельности и пришел к выводу «об исторически возникшем расщеплении единого процесса усвоения общественного опыта на две взаимосвязанные стороны—усвоение мотивов и задач деятельности и усвоение операционно-технической стороны деятельности».

Оказывается, что в пределах одной ведущей деятельности и соответственно определенного возрастного периода имеются свои типы деятельности и развитие ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время активность ребенка направлена на действия с предметами и объектами окружающей действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера.

Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, но если п младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Вот как выглядит периодизация Д. В. Эльконина в целом (см. также таблицу).

1. Младенческий возраст—0—1 год. Ведущий вид деятельности—непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой - то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

«В своей основе,— подчеркивает Д. Б. Эльконин,— потребность субъекта в общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую она ему дает» (СНОСКА: Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопр. психологии, 1971, № 4, с. 9.).

2. Раннее детство—1—3 года. Ведущая деятельность— предметно - орудийная. В ней ребенок овладевает общественно - выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно - действенного мышления.

3. Дошкольный возраст— 3—7 лет. Ведущая деятельность - ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно - оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.

4. Младший школьный возраст—7—II лет. Ведущая деятельность—учение. В процессе учения формируется намять, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план, рефлексия.

5. Подростковый возраст—11—15 лет. Ведущая деятельность—общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно - организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни.

6. Старший школьный возраст—15—17 лет. Ведущая деятельность—учебно-проффесиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Данная классификация позволяет раскрыть механизм смены возрастных периодов, исходя из диалектико - материалистического положения о движущих силах развития как борьбы противоположностей между новыми потребностями и старым» возможностями их удовлетворения.

Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконин, заключается в изменении соответствия между уровнем развития отношений с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении содержания ч способов отношений с окружающими п к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку.

Вопросы и задания

1. Раскройте сущность диалектико - материалистического учения о движущих силах психического развития.

2. Охарактеризуйте биологически» фактор и его роль в развитии психики ребенка.

3. Какова роль социальной среды в развитии личности ребенка?

4. Что такое внутренняя позиция ребенка я какова ее роль в развитии психики?

5. Раскройте основные положения учения Л. С. Выготского о зонах развития, а также взгляды советских психологов на соотношение обучения и развития.

Характеристика возрастных периодов в трудах Д. Б. Эльконина - student2.ru

6. Каковы основные принципы возрастной периодизации и их сущность?

7. Осветите основные положения возрастной периодизации Д. В. Эльконина

8. На основе наблюдений во время посещения школы или в процессе педагогической деятельности проанализируйте: сформированы ли новообразования возраста у учащихся класса. Если сформированы не в достаточно мере, то какие причины задерживают по явление новообразований?

Для развития каких психических особенностей сензитивен возраст младшего школьника?

Литература

Ленин В. И. К вопросу о диалектике.— Полн. собр. соч., т. 29. Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977.

Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития школьниц. — Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 447—449.

Гальперин П. Я.. Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. 1980.

Наши рекомендации