Тема 4. Дидактика — теория образования и обучения
План:
1. Понятие о дидактике. Сведения из истории развития дидактики.
2. Проблемы исследования дидактики, ее задачи.
3. Основные категории и понятия дидактики.
Основные понятия:дидактика, образование, содержание образования, обучение, преподавание, учение, знания, умения, навыки, способности.
4.1. Понятие о дидактике. Сведения из истории развития дидактики. Дидактика — это особая научная дисциплина, раздел общей педагогики, в котором дается теоретическая разработка вопросов образования и обучения. Таким образом, дидактика — это теория образования и обучения.
Необходимо уточнить, что обучение является объектом изучения ряда наук: психологии, методик преподавания частных предметов, логики, кибернетики (например, программированное обучение) и др. В рамках данных наук исследуются свои, присущие им предметы.
Предметом дидактики, как считают ученые-педагоги, выступают “обучение как средство образования и воспитания человека”(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) [4], “связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство”(В.В. Краевский)[3], а также условия, необходимые для эффективного протекания процесса преподавания-учения(по Ч. Куписевичу) [6].
Дидактика является одновременно и теоретической, и прикладной наукой. В ней разрабатываются теоретические основы образования и обучения (сущность данных процессов, важнейшие закономерности их протекания). На основе теоретических разработок в дидактике устанавливаются принципы обучения (требования к данному процессу, следование которым позволяет добиться его высокой результативности), определяется содержание образования в определенные периоды времени, даются конкретные рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств организации обучения. Эти общие рекомендации и правила являются основой для разработки методик преподавания различных конкретных (частных) предметов. В этом прявляется прикладное значение дидактики как педагогической дисциплины.
Термин “дидактика” происходит от греческих слов “didaktikos” — в буквальном переводе “обучающий” и “didasko” — изучающий. Считается, что термин введен немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571 — 1635). Он назвал свой курс лекций “дидактикой”, “искусством преподавания”. Я.А. Коменский наполнил данный термин другим содержанием, превратившим термин в понятие. Великий чешский педагог представил дидактику как систему научных знаний.Главный труд своей жизни он назвал “Великая дидактика”, содержащая универсальную теорию учить всех всему, иливерный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настояящей и будущей жизни(1657). Я.А. Коменский не ограничивал дидактику лишь теорией обучения, включив в нее и методы нравственного воспитания (“насаждение благочестия” в процессе обучения школьников), вопросы формирования школьной дисциплины, организации системы образования. Таким образом, под дидактикой ученый подразумевал педагогику в широком смысле этого слова [5].
В дальнейшем большой вклад в разработку вопросов дидактики внес швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, ставший основоположником методики начального обучения. Известны его работы “Метод. Памятная записка Песталоцци” (1800), “Как Гертруда учит своих детей” (1801), “О народном образовании” (1806) и др.
Немецкий ученый-философ, психолог и педагог, И.Ф Гербарт (1776 — 1841) разработал теоретические основы дидактики, определив в своей основе предмет и проблемы исследования данной научной дисциплины, ее категориальный аппарат, структуру.
Великим дидактом в истории педагогики считается А. Дистервег (1790 — 1866). Его назвали “учителем немецких учителей”, так как одним из первых он организовал профессионально-педагогическое учебное заведение по подготовке учителей, разработал ряд законов и правил развивающего обучения (“Руководство к образованию немецких учителей”, 1835).
Из русских педагогов-дидактов особую роль в развитии дидактики как научной дисциплины сыграл К.Д. Ушинский (1824 — 1870). В статье “О пользе педагогической литературы” он обратил внимание читателей на то, что эффективность обучения (а следовательно, и воспитания) обусловливается тем, насколько учитель владеет методами и приемами, умениями и навыками применения педагогической теориина практике. Широко известно его высказывание о том, что “одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине” [11, с. 142]. Иными словами, педагог подчеркнул настоятельную необходимость разработки научных основ обучения и образования.Он сам сделал неоценимый вклад в разработку и обогащение теории обучения. К.Д. Ушинским была разработана целостная система обучения учащихся. На страницах своих дидактических работ он представил идеи совершенствования профессиональной деятельности учителя. Важнейшей из них является мысль о том, что искусство обучения, мастерство обучающей деятельности педагога проявляется не столько в предоставлении ученикам обширной учебной информации, сколько в умениях создавать в учебном процессе такие ситуации, которые способствуют самостоятельности и сознательности учения школьников, развитию их умственных способностей, любознательности и потребности в познании. Дидактические идеи, высказанные в свое время К.Д. Ушинским, легли в основу разработки современной теории активизации познавательной деятельности учащихся, проблемного и дифференцированного обучения
Большой вклад в развитие дидактики внесли российские педагоги Х1Х — начала ХХ века, которых по праву называют единомышленниками и последователями К.Д. Ушинского — В.И. Водовозов (1825 — 1886), Н.А. Корф (1837 — 1904), П.Ф. Каптерев (1849 — 1922) и др. Своеобразной дидактической энциклопедией представляется фундаментальный труд П.Ф. Каптерева “Дидактические очерки”. В нем в целостной системе разработаны такие важнейшие проблниы, как сущность образовательного процесса, содержание школьных учебных курсов, методы обучения, формы организации обучения, роль учителя в учебном процессе. В современных учебниках педагогики раздел дидактики в значительной степени следует предложенной П.Ф. Каптеревым структуре.
Педагог решительно выступал против перегрузок в учебных программах школьников, говорил о введении курсов по выбору для учащихся 11 — 14 лет, о дифференциации обучения на старшей ступени. Многие дидактические идеи ученого, педагога П.Ф. Каптерева находят свое подтверждение в практике современной школы.
К известным дидактам советского времени, бесспорно, относятся И.Д. Лордкипанидзе (1905), Б.П. Есипов (1894 — 1967), М.А. Данилов (1899 — 1973), М.Н. Скаткин (1900 — 1987), И.Я. Лернер (1917 — 1996), Ю.К. Бабанский (1927 — 1987), М.И. Махмутов (1926) и др. Значение для развития теории и практики советской школы имели такие дидактические работы, как: Данилов М.А. и Есипов Б.П. Дидактика. — М., 1957; Основы дидактики. / Под ред. Б.П. Есипова, — М., 1967; Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. — М., 1982; Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М., 1968; Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. — М.,1977; Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984. и мн. др.
Большой вклад в развитие дидактики вносят ученые, разрабатывающие ведущие в современной педагогике теории обучения. Наиболее актуальными для современной дидактики являются вопросы разработки видов обучения (проблемного, дифференцированного, программированного), проблему активизации учебно-познавательной деятельности школьников в процессе обучения, разработка инновационных технологий обучения (“инновация” [от лат. innovation — нововведение, новообразование]), осмысление значения педагогического творчества учителя в обучении, которое противостоит шаблонному подходу к обучающей деятельности и предполагает поиск нового в учебно-воспитательной деятельности. В процессе овладения педагогическим образованием и приобщения к педагогической практике вы будете узнавать имена современных дидактов и сущность их дидактических исследований.
Таким образом, мы сделали краткий исторический экскурс в развитие дидактики. Обобщением данного обзора является то, что ученые, педагоги в разные исторические периоды внесли свою лепту в развитие теории обучения и образования. Они создали фундамент традиционной классической дидактики, проложили пути к поиску нового в осуществлении обучения. Дидактика продолжает свое развитие. Однако для того, чтобы создать в ней что-то новое, более прогрессивное, необходимо хорошо изучить фундаментальные дидактические знания, накопленные в педагогике.
4.2. Проблемы исследования дидактики, ее задачи.Из предыдущих лекций мы уже знаем сущность понятия “проблема исследования” (осознание невозможности разрешения противоречий и трудностей при помощи уже имеющихся знаний и стремление найти новые знания, средства с целью их решений). Каждая самостоятельная, фундаментальная наука, научная дисциплина имее свои проблемы исследовани. Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие общие проблемы:
— она разрабатывает цели образования и обучения (отвечает на вопрос: для чего, с какой целью учить?)
— определяет педагогические основы содержания образования (иными словами, дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить, какой должна быть система ЗУН(ов), подлежащих овладению уащимися в процессе обучения?
— исследует сущность, закономерности и принципы обучения, пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся, их знание обеспечивает эффективность обучающей деятельности;
— изучает закономерности учебно-познавательной деятельности обучающихся и пути ее активизации в процессе обучения;
— совершенствует методы и формы организации обучения, определяет условия их наиболее активного применения;
— одной из задач (задача — часть проблемы) дидактики является разработка общих принципов создания и использования средств обучения (учебников, учебных пособий, наглядности, технических средств, различного учебного оборудования).
4.3. Основные категории и понятия дидактики.Дидактика имеет категории и понятия (из предыдущих лекций вы помните, что понятие — это одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения; категория — это понятие, отражающее существенные, всеобщие свойства явлений действительности). Они составляют ее каркас, основу как науки.
Дидактика, конечно же, широко использует общие категории педагогики. Две из них являются одновременно и общими категориями педагогики, и категориями дидактики — это понятия “обучение”, “образование”. Их соотношение следует рассматривать как соотношение цели и ее средства: образование — это цель, обучение — средство ее достижения. Нам уже известны из первой лекции сущности данных категорий. Третья, сугубо дидактическая категория — содержание образования(о сущности данной дидактической категории речь пойдет на следующей лекции).
Обучение в свою очередь имеет две стороны, которые получили свое логическое оформление в понятиях учение и преподавание.Сущность учения заключается в собственно деятельности школьника по усвоению содержание образования, то есть в учебно-познавательной деятельности ученика.Эта деятельность происходит, как правило, под руководством учителя непосредственно на уроках и опосредованно (в процессе выполнения домашних заданий, самообразования и .тд.). Преподавание — это обучающая деятельность учителя, планомерное руководство им учебно-познавательной деятельносттью учащегося.
В следующих темах лекций будут подробно рассмотрены категории и понятия дидактики: процесс обучения, содержание образования, формы обучения, формы организации обучения, методы обучения, приемы обучения, средства обучения, классно-урочная система, урок как основная организационная форма обучения. Все это — важные дидактические понятия.
В дидактике “прижились” понятия ряда смежных наук. Например, из философии — “содержание и формы”, “общее и особенное”, категории методологии и методов.
Как общедидактические воспринимаются понятия психологии — “учебные умения и навыки”, “мотивы учения”, “познавательная деятельность”, “познавательные процессы — восприятие, мышление, память, внимание и т.д.”.
Резюме
Дидактика — отрасль общей педагогики, в которой исследуется теория обучения и образования. Она является одновременно и теоретической, фундаментальной и прикладной наукой. Дидактика имеет достаточно длинную и значительную историю развития, в ней накоплены знания человечества об образовании и обучения. Основоположником дидактики по праву считается Я.А. Коменский, хотя термин в педагогическую науку введен немецким педагогом Вольфгангом Ратке. В развитие теории обучения сделали свой вклад многие выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги.
Проблемами исследования дидактики являются определение цели обучения, содержания образования, разработка форм, методов организации учебного процесса.
Как любая самостоятельная наука, дидактика оперирует своими категориями и понятиями. К категориям дидактики относятся “обучение”, “образование”, “содержание образования”. Основные понятия дидактики — “учение”, “преподавание”, “методы и формы обучения”, “формы организации обучения”, “классно-урочная система”, “урок как основная организационная форма обучения”.
Дидактика использует понятия, которые заимствует в других науках (в частности, в философии, психологии).
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы
1. Определите сущность понятия “дидактика”. В чем сходство и различие между дидактикой и частными методиками преподавания?
2. Составьте тезисы к вопросу “Проблемы исследования дидактики”. Докажите, что выписанные Вами основные положения представляют собой проблемы, требующие своей разработки.
3. Назовите виднейших дидактов прошлого. В чем заключается их вклад в развитие теории обучения?
4. Составьте библиографический список по теме “Разработка вопросов дидактик в трудах советских и современных педагогов” (не менее 12 книг, имеющих важное значение в дидактике как науке) .
Литература:
1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы, тесты. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с. Раздел 1. Общие основы теории обучения. — С. 5 — 14.
2. Голуб Б. Основы общей дидактики. — М.: ВЛАДОС, 1999.
3. Дид актика. // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. — М., 1993. — С. 265 — 269.
4. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. Изд. 2-е. — М., 1982.
5. Коменский Я.А. Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему... // Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. — С.11 — 135.
6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. — М., 1986.
7. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. — М., 1990.
8. Основы дидактики / Под ред. Б.П. Есипова. — М., 1967.
9. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2002.
10. Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса. — Минск: ТетраСитемс, 2001. (Раздел 2. Дидактика (теория обучения). — С. 85 — 91).
11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т. — М.: Учпедгиз РСФСР, 1953. — Т. 1.
12. Харламов И.Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс: Для студентов ун-тов и пед. ин-тов / B.Ф. Харламов. — Минск: Университетско, 2001. (Раздел второй. Теоретические и методические основы обучения (дидактика). — С. 76 — 78).
Тема 5. Содержание образования.
План:
1. Понятие о содержании образования. Теории формального и материального образования.
2. Источники и факторы формирования содержания образования.
3. Система научных требований к формированию содержания школьного образования.
4. Документы, отражающие содержание школьного образования.
5. Особенности содержания школьного образования на современном этапе в Республике Беларусь.
Основные понятия:теория формального образования, теория материального образования, содержание образования, общее образование, политехническое образование, учебный план, учебная программа, учебник, учебное пособие, методическое пособие.
5.1. Понятие о содержании образования. Теории формального и материального образования.Осмысливая сущность понятия “дидактика”, мы пришли к выводам, что данная научная дисциплина отвечает на важнейшие вопросы: чему учить и как учить? Она и сегодня ищет ответы на эти вопросы, но перед дидактами, педагогами-теоретиками и практиками возникли и новые: для чего учить? (цель образования и обучения) и кого учить? (их объект). Если объединить все эти вопросы, возникнет логическое построение в следующей последовательности: когоучить? (контингент обучающихся), для чего учить?(цель образования и обучения, причем мы должны помнить, что образование как результат процесса овладения ЗУН(ами) — это цель, стоящая перед обучающимися, а обучение — средство достижения данной цели), чему учить?(содержание образования), как учить?(методика обучения). Взаимосвязь всех этих компонентов образования и обучения находит свое отражение в следующей схеме (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалевич) [14, с. 298]: