Критерии (показатели) педагогического опыта
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерии. Без них невозможна объективная оценка педагогического опыта.
Первым важным критериемПО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Второй признакПО— высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.
Третий показатель ПО — оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счет перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объемом трудоемких заданий и т. д.
Четвертый показатель ПО — стабильность результатов образовательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
Для развития любой науки, в том числе педагогики, необходимы факты. Эти факты где-то имеются, притом в одних случаях как бы на поверхности, в других — в глубине явлений и событий, а в-третьих — их совсем нет, их нужно создавать самому педагогу. Эти всевозможные “хранилища” продуктов воспитательной деятельности человека и общества, т.е. базы фактов педагогического содержания, откуда педагог черпает сведения и первичную информацию о педагогическом процессе, будем называть педагогическими источниками.
Педагогические источники разнообразны по способу фиксации и опредмеченности, по происхождению и содержанию. Полная их классификация — большая и самостоятельная тема. Ограничимся их номенклатурой, т.е. перечислением названий и их краткой характеристикой.
Письменные источники — это те, в которых педагогические факты зафиксированы в письменном виде (печатные и рукописные материалы): учебники и учебные пособия, педагогические монографии, методические рекомендации и разработки, труды классиков педагогики; руководящие документы органов образования: приказы, инструкции, уставы, циркуляры, положения; руководящие документы государственных органов и общественных организаций по вопросам образования и воспитания: учебные планы, программы, планы и отчеты работы ДОУ, протоколы заседаний педагогических советов, родительского комитета, отчеты о работе разных подразделений ДОУ, акты инспекторских проверок, служебная переписка и др.; материалы педагогических чтений разного уровня; К письменным источникам следует отнести материалы периодической печати не только педагогической (разумеется, ее — в первую очередь), но и непедагогической: газет, журналов, бюллетеней, плакатов, в которых поднимаются неотложные и острые вопросы учебной и воспитательной работы, художественно-педагогическую литературу, например, произведения А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, Л.Н. Толстого, А.П. Гайдара, А. Лиханова, Ю. Азарова, Г. Белых и Л. Пантелеева, С. Михалкова, А. Барто и других писателей, где в художественной форме описываются и отчасти анализируются явления воспитания; мемуарную и эпистолярную литературу, личные дневники, содержащие материал о воспитании. Мемуары-воспоминания — это также живой, непосредственный материал о воспитании и формировании личности.
Изустные источники не закреплены ни письменно, ни графически, ни символически. Это все то, что устно воспринимается в данный момент: лекции, доклады, речи, консультации, беседы, инструкции, содержание конференций, совещаний, семинаров, диспутов, “круглых столов”, трансляции фонозаписи по проблемам воспитания. Их особенность в том, что содержание информации воспринимается чаще всего на слух и закрепляется только в памяти. В результате сохраняется не вся полезная и нужная информация, к тому же кое-что воспроизводится искаженно, а повторное обращение к содержанию данного вида источника затруднено или даже невозможно.
Практика как педагогический источник — массовый, постоянно обновляющийся и потому неисчерпаемый источник. А.С. Макаренко образно выразился, имея в виду эту сторону педагогических фактов, что воспитание происходит на каждом квадратном метре земли и ежеминутно. Это вечно живой, непрерывно возобновляемый родник педагогических фактов. Практика, с одной стороны, питает источниковую базу педагогической теории, с другой— является критерием для оценки этой теории. В педагогической практике сочетается утилитарное с теоретическим, конкретное с абстрактным. Одной из особенностей практики в использовании ее педагогом нужно признать то, что для анализа он неизбежно берет только часть, фрагмент живой практики, причем не всегда удачный, а иногда и нетипичный.
Чтобы использовать педагогическую практику и опыт как источник, факты практики необходимо зафиксировать: письменно, графически, с помощью электронно-технических средств и т.п. Затем предстоит их расшифровка для последующего анализа.
Статистические источники содержат интересный материал по количественной характеристике явлений воспитания, развития личности, вопросов образования, например, о числе ДОУ, воспитанников, воспитателей бюджете образования, количестве молодых специалистов, количественных показателях успеваемости и т.п.
Статистические источники дают обобщенный материал, помогая выявить в обезличенном виде общую картину и общую тенденцию развития какого-нибудь педагогического явления, например, уменьшения или увеличения числа детей в районе, области; развитие сети дошкольных учреждений и т.д. Но невозможно утверждать, что эта же количественная картина присуща любому отдельно взятому ДОУ, конкретному району и т.д. Количественные факты и количественный анализ дают основание для последующей качественной интерпретации педагогических явлений.
Наглядно-изобразительные педагогические источники — это фоно-, фото-, кино- и видеоматериалы и документы педагогического содержания. Они дают конкретные, наглядные факты о педагогических явлениях. Их недостаток состоит в том, что они могут быть случайными, многие из них фрагментарны, а для воспроизведения изображения необходима специальная аппаратура.
К этой же группе источников следует отнести схемы, диаграммы, таблицы, чертежи, имеющие материалы педагогического содержания.
Вещественные источники — это предметы и вещи человека, которого изучают; они могут быть изготовлены им самим или просто он ими пользуется; это — учебные принадлежности, модели, макеты, приборы и другие поделки, рисунки и предметы. Вещественные источники представляют собой дополнительный материал: анализируя его, педагог может добыть ценные сведения и факты об изучаемом человеке или педагогическом явлении, например, об увлечениях, художественных способностях ребенка и т.п.
Народная педагогика является богатым источником. Народные традиции, обычаи, обряды, фольклор взрослых и детей, народные праздники, игры и игрушки, песни, танцы, шутки, прибаутки, считалки, дразнилки, народные приметы, поверья по разному случаю, предания и сказы на разные темы, трудовые и другие отношения в семье и обществе представляют собой кладезь народной педагогической мудрости. Все это передается от поколения к поколению, обогащается новым опытом.
Произведения искусства также следует рассматривать как педагогический источник. Конечно, они в первую очередь представляют собой художественную ценность. Но ведь они, кроме того, имеют содержательную сторону, а содержание можно рассматривать и с позиции педагогики. К примеру, такие художественные полотна, как “Устный счет” Н.П. Богданова-Бельского, “Опять двойка” Ф.П. Решетникова, “Прибыл на каникулы” (его же) и т.п. непосредственно отражают разные случаи из жизни детей и школьников, прямо связанные с их учебной деятельностью. Можно сослаться на аналогичные примеры из других жанров искусства: музыки, театра, балета, художественного кино, в которых отображены события, касающиеся явлений воспитания. И уж совершенно бесспорно, что искусство само является могучим средством эстетического воспитания, воспитания гуманизма, а следовательно, и бесценным педагогическим источником.
Материалы смежных наук вполне можно причислить к педагогическим источникам, поскольку они тоже исследуют проблемы воспитания, хотя и со своих позиций. В частности, невозможно разрабатывать вопросы нравственного воспитания в педагогическом аспекте без знания этики, изучать развитие детей без владения возрастной и педагогической психологией, народную педагогику — не зная этнографии.
Для расширения базы источников педагогика обращается к ряду вспомогательных научных дисциплин: к педагогической библиографий, хронологии, языкознанию, археографии, эмблематике, фалеристике и т.п.
Информационная педагогика. Если информатику рассматривать как один из методологических вопросов педагогики, то информационнную педагогику правомерно включить в вопросы педагогических источников.
Информационная педагогика — это новая отрасль педагогической науки, исследует информационные процессы в педагогических явлениях. А пока целостной теории ее нет, она находится в стадии становления и имеет большую перспективу.
Природа информационной педагогики комплексная и относится к ведению ряда наук. Основное содержание информационного подхода в педагогических исследованиях заключается в выделении и изучении именно информационного аспекта учебно-воспитательного процесса. Спецификой информационной педагогики является интеграция научного знания из разных областей. Она идет по нескольким направлениям: 1) переносятся идеи и представления из одной области знания в другую; 2) используются понятийно-концептуальный аппарат, методы и иные познавательные средства из разных наук; 3) формируются комплексные межнаучные проблемы и направления исследования; 4) создаются новые научные дисциплины пограничного типа на стыках ранее известных областей знания, например, педагогическая информатика, информационная методика и технология обучения. Информационная педагогика формируется как интегративная, комплексная наука. Для нее характерно не простое сложение методов ряда наук, а их слияние при изучении общего объекта.
Информационная педагогика начинает занимать одно из ведущих мест в группе педагогических источников.
Все источники дают возможность педагогу накопить необходимый фактический материал. Но для искателя педагогической истины факты сами по себе — это пока что как “сырье” для производства, которое надо переработать, как горючее, поддерживающее огонь и энергию. Иначе говоря, эти факты надо анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.
2. Способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта
Выявление и изучение педагогического опыта может осуществляться по-разному – от поверхностного «схватывания» внешне эффективных приемов работы до проникновения в суть данного опыта. В зависимости от глубины осмысления и анализа опыта используются несколько этапов его изучения.
1. Этап сравнения – фиксация внешних, формальных отличий опыта на основе непосредственного эмоционального восприятия.
2. Этап описания – нахождение отдельных особенностей в организации образовательных процессов, характерных для данного опыта на основе наблюдений и анализа работы педагогов.
3. Этап осмысления – выявление основной педагогической идеи опыта на основе проникновения в систему работы педагога.
4. Этап обобщения – выявление границ применения данного опыта на основе анализа его всеобщих, особенных и единичных свойств.
Обобщение педагогического опыта – это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; ее отбор, классификация; выделение основного, главного; выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения. Обобщение педагогического опыта обязательно включает в себя такие последовательные действия, как:
1) анализ ведущих идей педагогического опыта; выявление противоречий, которые решает именно этот опыт, раскрытие его возможностей;
2) психологический настрой на восприятие и осознание идей именно этого педагогического опыта;
3) фиксация достоинств и ограничений этого педагогического опыта, включая выявление пределов его применения; осмысление вопросов, не решенных в рамках данного педагогического опыта;
4) оценка условий, обеспечивающих возможность достижения высоких результатов при использовании данного педагогического опыта;
5) выбор способа описания педагогического опыта.
Представление педагогического опыта. Схема представления информации о педагогическом опыте должна включать:
1) данные о носителе педагогического опыта;
2) исходное состояние обучающихся (уровень развития познавательных способностей, уровни их обученности, воспитанности);
3) проблемы, решаемые с помощью данного педагогического опыта;
4) содержание деятельности (типичные примеры педагогического опыта, характеристика деятельности его носителя, трудности становления опыта; мотивы поведения обучающихся, их отношение к деятельности и т.д.);
5) идеи, закономерности, механизмы, лежащие в основе данного педагогического опыта, выводы о диапазоне его использования.
Требования к педагогам, обобщающим свой опыт:
1. Глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.
2. Знание современных методик воспитания и обучения; владение методиками анализа учебно-методической работы; умение корректировать и адаптировать базовые программы и методики; умение разрабатывать авторские образовательные программы.
3. Знание теории педагогики и возрастной психологии дошкольника, использование в работе различных форм психолого-педагогической диагностики.
4. Владение способами индивидуализации обучения, умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей обучающихся при реализации дифференцированного подхода.
5. Умение анализировать свою деятельность (видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе; понимает их причины и исправляет недостатки; усиливает позитивные моменты в своей работе и находит эффективные решения).
6. Умение активизировать познавательную деятельность обучающихся, которое включает в себя создание условий, способствующих формированию положительной мотивации учения; умение интересно преподносить учебный материал, активизировать обучающихся через использование поисковых и проектно-исследовательских методик.
7. Обеспечение высоких результатов (дети показывают хорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты).
8. Подтверждение устойчивых и постоянных успехов (обучающиеся показывают положительную динамику по результатам учебно-воспитательной работы).
Памятка обобщения «собственного» педагогического опыта.
· Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
· Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т. д.
· Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь ее оформить как можно точнее и конкретнее.
· Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы.
· Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно».
· Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нем не показано, как растут и развиваются дети.
· Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.
· Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
· Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т. д.).
· Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Практические занятия