Основные положения концепции личностно ориентированного образования В.В. Серикова.

Тема 6. Современные теории личностно-развивающего образования

Основные концептуальные идеи.

Основные положения концепции личностно ориентированного образования В.В. Серикова.

3. Основные положения психолого-дидактической концепции личностно ориентированного
обучения И.С. Якиманской,

Основные концептуальные идеи.

Под личностно-ориентированным образованием понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью об­разования является развитие личности ребёнка и его индивидуальности: в процессе обучения учи­тываются ценностные ориентации ребёнка; отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Модель личностно-ориентированной школы предоставляет ребёнку большую свободу вы­бора в процессе обучения, не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.

Различия в возможностях выбора учителем и учеником целей, содержания и средств обучения;

Модель, ориентированная на ЗУНы ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ
Цели обучения задаются учителем. Цели обучения согласовываются с учениками.
Ориентир на коллективную и фрон­тальную работу учителя. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.
Работа с группами различной успе­ваемости, учитывая гуманитарные или естественные предпочтения. Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонно­стей и предпочтений в процессе обучения.
Дидактический материал рассчитан на объем знаний «среднего» ученика. Дидактический материал варьируется для учащихся с разной успеваемостью.
Устанавленя одинаковый для всех учащихся объем знаний и подбирает­ся в связи с этим учебный материал. Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каж­дого учащегося с учетом их познавательных способно­стей, и подбирается в связи с этим учебный материал.
Изучение учебного материала, зада­ния в котором делятся на определен­ные группы сложности. Изучение учебного материала, сложность которого вы­бирается учеником и варьируется учителем.
Активность класса как группы. Активность каждого учащегося с учетом его возможно­стей и индивидуальных склонностей.
Учитель планирует индивидуальную или групповую работу. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.
Сообщение новых знаний только учителем. Открытие действующих законов, способов решения за­дач при совместном участии учителя и учащихся.
Оценка ответа учащегося только учи­телем. Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом -оценка учителя.
Использование учителем только ко­личественных способов оценки (бал­лы, %). Совместное использование учителем и учащимися коли­чественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания.

Основные положения концепции личностно ориентированного образования В.В. Серикова.

Центральное понятие данной концепции - личностно ориентированная педагогическая си­туация. Педагогическая ситуация создается целенаправленно, Это особый педагогический меха­низм, который ставит воспитанника в новые условия, требующие от него новую модель поведе­ния, рефлексию. По В.В.Серикову, важно спроектировать такой способ жизнедеятельности воспи­танника, который бы соответствовал природе его личностного развития. Ведь ученику важно ос­мыслить и прожить собственную жизненную ситуацию, которая одновременно и сложилась объ­ективно, и избрана им самим, которая особым образом понимается и принимается.

В обучении, ориентированном на личность, важно оценить зачем, а не что ученик усвоил. Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении - сделать обучение сферой

самоутверждения личности. Личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе:

- нравственный выбор. - реализацию роли соавтора учебного процесса, - ощущение собственной
значимости для других людей. - отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей, -
самостоятельную постановку и достижение цели и др.

По Серикову, личностная ситуация востребует личностные структуры сознания. Их прояв­ление определяет понятие «творческая личность». К личностным структурам сознания относятся;

- мотивирующая (способствует обоснованию и принятию решений). - коллизийная (позволяетвидеть скрытые противоречия действительности), - рефлексивная (конструирование и удержаниеобраза «Я»). - критическая (по отношению к предлагаемым извне ценностям). - самореализующая (как стремление к признанию своего «Я»). – духовность жизнедеятельности (предотвращает
сведение жизнедеятельности к утилитарным целям). - ориентирующая (способствует построениюиндивидуального мировоззрения) и др.

При конструировании личностной ситуации используются три базовые технологии:

1. Заданного подхода. Элементы содержания образования представлены в виде личностно
ориентированных задач-коллизий, требующих сопоставления различных взглядов.

2. Учебного диалога, предполагающего исследование смысла содержания, т.е. субъектно-смысловое общение, самореализацию личности. Диалог выступает не как запланированная ситуа­ция на занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов образования.

3. Имитационных игр. Это имитация жизненной ситуации, которая обеспечивает реализа­цию личностных структур сознания в условиях состязательности, апробации каких-либо ценно­стей в действии или общении с другими людьми.

Личностно ориентированное обучение, таким образом, своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество субъектов образовательного процесса, их саморазвитие.

3. Основные положения психолого-дидактической концепции И.С. Якиманской.

Автор понимает учение как индивидуально значимую деятельность. В ней реализуется лич­ный опыт ученика, приобретаемый им самостоятельно,'вне учебной деятельности. Т.е. ученик из­начально является носителем субъектного опыта, а не становится субъектом обучения. Главная задача обучения - выявить особенности этого субъектного опыта, преобразовать, обогатить его, создать условия для развития индивидуальности ученика.. Провозглашая принцип субъектности образования, Якиманская И.С. предъявляет ряд дидактических требований к содержанию обра­зовательного процесса:

1. Предъявляя учебный материал, следует выявлять содержание субъектного опыта ученика(внеучебной деятельности + предшествующее обучение),

2. Деятельность учителя должна быть направлена на преобразование личного опыта ребен­ка, а не только расширение предметного содержания,

3. Субъектный опыт ученика нужно обязательно согласовывать с научным содержанием
дисциплины.

4. Ученик должен иметь возможность выбора заданий и способов проработки учебного ма­териала.

5. Учитель должен обеспечить контроль и оценку процесса обучения, а не только результа­та (который может быть списан или подогнан под ответ).

6. Овладение знаниями должно сопровождаться стимулированием ученика к самовыраже­нию, самообразованию, рефлексии.

Якиманская И.С. выделяет 4 важнейших условия обучения:

1. Разработка предметного содержания и технологии его использования в учебном процес­се. Важно, чтобы с помощью дидактического материала можно было разнообразить формы пред­ставления учебных заданий. При этом ученик должен иметь свободу выбора задания и способа .его
выполнения через слово, схему, практическое моделирование, образ и др.

2. Анализ отношения ученика к знанию и используемых им способов проработки материа­ла: рассмотрение разных способов (свои, чужие), выбор наиболее рациональных, и пр:

3. Выявление возможностей каждого ученика, составление индивидуальной карты развития
и индивидуальной программы обучения.

4. Построение личностно ориентированного урока, совмещающего в себе все положения
организации личностно значимого учения.

Наши рекомендации