Формы социализации личности

Различаются две основные формы социализации — направленная и ненаправленная.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида is непосредственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев и т.п.

Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание - процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.

Направленная и ненаправленная, стихийная формы социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае может возникнуть конфликтная ситуация, осложняющая и затрудняющая процесс социализации. Поскольку стихийная форма социализации, детерминированная преимущественно микросоциалыюй средой (семья, компания сверстников и т.п.), нередко несет в себе немало устаревших, отживших норм, правил, стереотипов поведения; она может наряду с положительным воздействием на личность оказать на нее негативное влияние, способное подтолкнуть ее к отклоняющимся от общепринятых в обществе норм, к социальной патологии. Следовательно, стихийная социализация без включения механизмов направленной социализации может стать ущербной как для формирования личности, так и для определенной социальной общности и общества в целом. Поэтому очень важно ее дополнение, а в некоторых случаях и преобразование корригирующим целенаправленным влияниям направленной социализации.

Однако и направленная социализация отнюдь не во всех случаях приводит к положительному воспитательному результату, особенно тогда, когда она применяется в антигуманных, реакционных целях (например, воздействие фашистской идеологии, проповедь расизма, деятельность деструктивных религиозных сект, наподобие сатанистов и др.). Поэтому направленная социализация может привести к позитивному формированию личности только в том случае, если она осуществляется в соответствии с высокими] нравственными критериями человеколюбия, свободы совести, морального долга и ответственности, в соответствии с принципами и нормами демократического общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо резюмировать то, что под личностью понимается особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. В свою очередь, социализация - это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.

Познание социальных закономерностей и понимание социализации должно быть целостным, комплексным, объединяющим объективные влияния социальной среды и субъективные усилия индивида. Человек в процессе социализации сначала познает и усваивает нормы и культурные ценности общества, а затем преобразовывает их в свои собственные ценности, интересы, потребности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. – М. Гардарики, 2000.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: 2008.

3. Социология. Словарь-справочник. - М.: 1990.

4. Добренков В.И. - Социология. - М., - 2002.

5. Мудрик А.В. - Социальная педагогика. - М., - 2002.

6. Овчарова Р.В. - Справочная книга социального педагога. - М., 2003

Наши рекомендации