Тема: Характеристика современных образовательных программ ДОУ
Стержнемпедагогического процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу. Содержание – самый динамичный компонент педагогического процесса.
В проекте Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработанного Министерством образования РФ (2001г.) даны требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения. Данные требования содержат обязательный минимум содержания основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ, а также основные методы взаимодействия педагога с детьми. Требования к психолого-педагогическим условиям состоят из трех основных компонентов. Это требования к образовательной программе, к деятельности педагога (как личностно-ориентированному взаимодействию его с ребенком), к среде развития ребенка. В целом содержание педагогического процесса способствует развитию всех сторон личности ребенка. Содержание педагогического процесса имеет возрастную адресность, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога. В проекте Государственного стандарта по дошкольному образованию выделяется самое общее, стержневое содержание, которое можно варьировать, наполнять конкретикой, опираясь на принцип дошкольного вносить локальные или парциальные программы. Содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. В целом содержание дошкольного образования решает задачи формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления, рефлексивности детей.
Содержание программы учитывает стандарт, создавая условия для развития всех сторон личности. Образовательная программа – это нормативный документ, описывающий цели, задачи, содержание образовательной работы с детьми. Программы делятся на общие (комплексные) и парциальные (часть). Общие требования к программам даны в инструктивно-методических письмах Министерства образования РФ.
В учебно-методическом пособии под редакцией Т.А.Ерофеевой «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений» (1999г.) дана характеристика различных видов программ нового поколения как отечественных, так и зарубежных. Автор дает алгоритм анализа программ, включающий: теоретические основы, принципы построения программы, её структура, методическое обеспечение программы, отличительные особенности, оценка положительных сторон программы, вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа, условия реализации программы, содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.
Дадим характеристику программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Аннотации программ воспитания и обучения, рекомендуемых Министерством образования РФ для использования в ДОУ.
I. Программа и руководство по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в детском саду «Радуга» (1989г.)
Разработана коллективом сотрудников лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства образования РФ. Руководитель – канд. пед. наук Т.Н.Доронова. Программа «Радуга» – это целостная система воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада. Авторы программы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Это позволит ребенку, не потеряв интереса к учению, успешно овладевать знаниями, не только в школьные годы, но и в дальнейшем.
Не случайно и название программы. Семь цветов радуги ассоциируются с семью основными видами деятельности и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка:
- физическая культура;
- игра;
- изобразительная деятельность и труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством);
- занятия музыкальным и пластическим искусством;
- занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром;
- математика.
Красный цвет в «радуге» дошкольного детства отдается самому важному предмету воспитания – физической культуре. Ребенок должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение. Это поможет ему приобщиться к спорту, здоровому образу жизни. Возникнет потребность в движении, и эту потребность он пронесёт через всю жизнь.
В руководстве показано, как постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста, формируется необходимость в физическом совершенствовании, происходит овладение знаниями, умениями и самостоятельных занятий, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Воспитателям предлагаются разнообразные формы организации физического воспитания, рекомендуются методические приемы. Программа не навязывает определенной методики работы с детьми. Она дает только рекомендации, тем самым предоставляя возможность для творческого поиска наиболее эффективных и гуманных средств для её реализации.
«Радуга»- это пять программ и их методическое обеспечение для каждой возрастной группы, выпускается издательством «Просвещение»,с 1993г.
II.Программа «Детство» (1995г.)
Программа составлена коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена г.Санкт-Петербурга. Она является комплексной образовательной программой, разработанной авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста (младший, средний, старший) дошкольный возраст.
В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы. В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит его интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие.
Содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» - помочь дошкольникам освоить разнообразные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).Особый акцент в программе приобретает приобщение детей к миру природы и бережному к нему отношению.