Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление
Дезадаптация (от лат. приставки de... или фр. des...) — означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь значительно реже употребляется как понижение, уменьшение. В ряде научных публикаций используется термин «дизадаптация» (от лат. dis — в первом значении — нарушение, искажение, деформация, зна- чительно реже — исчезновение). Следовательно, если мы имеем в виду нарушение, искажение адаптации, то нам следует говорить имен- но о дизадаптации (через «и»), поскольку полная утрата, исчезнове- ние адаптации — это в применении к мыслящему существу должно означать прекращение осмысленного существования вообще, ибо,
Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 87
пока это существо живо и в сознании, оно так или иначе адаптировано к среде. В то же время, латинское de — читается и как «де», и как
«ди». Следовательно, сущность слова «дезадаптация» определяется тем, что в него вкладывается. Данный факт означает то, что «дезадап- тация» и «дизадаптация» в отечественной литературе и на практике рассматриваются как синонимы.
Чаще всего под дезадаптацией (дизадаптацией) понимают несоот- ветствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его суще- ствования. Явление дезадаптации может иметь место в отдельной (ти- пичной) или любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений, а
в детском саду, наоборот, дискомфортно.
Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, про- явление и результат.
|
являться резко выраженью, когда человек в определенной ситуации оказывается совершенно не приспособленным к ней и не может найти себя. В этом случае последствия могут быть достаточно серьезными. Для ребенка длительная дезадаптация чревата задержкой в развитии, формировании негативных установок, тревожности.
Дезадаптация как проявление является внешней характеристикой какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельнос- ти в данных условиях среды. Формы ее проявления у каждого ребенка свои. Нередко внешне выявить ее непросто. Необходимо хорошо знать человека и его типичные проявления в различных ситуациях. Умение своевременно понять признаки дезадаптации позволяет воспитателю оперативно реагировать на ситуацию, предупреждая глубинные нега- тивные последствия. Речь идет не о создании воспитаннику тепличных условий, а о предупреждении у него значительных негативных дефор- мационных последствий под воздействием дезадаптации.
Дезадаптация как результат есть свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, не соответствую- щих средовым условиям, не типичным для этого человека, исходя из
|
его прежних поведения и отношения (воспитанника детского сада, ученика и пр.) к сверстникам, учебе и деятельности. По отношению к ребенку — это свидетельство о том, что его поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, учебе, играх и пр.) не соответствуют тем социальным нор- мам, которые характерны для него (его сверстников) в данных усло- виях среды.
В специальной литературе и на практике встречается использова- ние категории дезадаптированный по отношению к определенной ка- тегориилюдей:дезадаптированныедети,дезадаптированныйребецок, дезадаптированная группа, а также по отношению к среде, обусловив- шей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дез- адаптация и др.
Дезадаптированныедети.Этодети,которыепоразличнымпричинам нам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспосо- биться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении, например, плохо успевающий в классе ученик. В то же время плохая успеваемость может быть результатом не дезадаптации, а отражения индивидуальных познавательных возможностей ученика в учебе, не- желания учиться и др.
Дезадаптированный человек. Это человек, отличающийся от дру- гих людей вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, деятельности, способности ре- шать естественные для этой ситуации задачи.
Дезадаптированный ребенок. Ребенок, отличающийся от сверстни- ков вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отра- зившихся на нем, его развитии, социализации, способности решать ес- тественные для его сверстников задачи.
Определенная категория детей достаточно быстро преодолевает состояние дезадаптации, с которым они сталкиваются в жизни. Осо- бых трудностей в процессе естественной адаптации к условиям новой среды у них не возникает. Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что дети, достаточно динамичные в адаптации к различным ус- ловиям, нередко испытывают при этом большие трудности, которые серьезно сказываются на дезадаптированных детях, их последующей самореализации, самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные негативные последствия.
Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги началь- ных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со
Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 89
школьной действительностью. Она характерна для детей 6—8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познава- тельной деятельности или его темпы снижены. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Не менее важная роль стимулирования адап- тационных возможностей этих детей принадлежит классному коллек- тиву, его уважительному отношению к ним и поддержке.
При умении педагога строить педагогически целесообразные отно- шения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодоле- на в течение 2—4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на си- туацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе у психолога, а в отдельных случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита, то и у психоневролога.
Различные категории детей при определенных условиях нуждают- ся в направленной поддержке и помощи по предупреждению возник- новения дезадаптации или ее преодоления в процессе их воспитания и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами не- редко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специаль- ных образовательных учреждениях, ориентированных с учетом фак- тора, приведшего детей к такому состоянию. Для работы с ними нужны специальные методики и подготовленные специалисты.
Основными причинами дезадаптации человека являются груп- пы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.
Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связа- ны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести:
• длительную болезнь;
• ограниченные возможности ребенка для общения со средой оби- тания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;
• длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вы- нужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедея- тельности;
• переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.
90 Раздел II. Социальное формирование личности
Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести:
• нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ре- бенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, наси- лие над ребенком;
• отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;
• подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу; смена группы, класса);
• подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — не- приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстни- кам — явление частое;
• негативное проявление «рыночного воспитания», когда успеш- ность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном1 состоянии;
• негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формиро- вание интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию, дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и бое- вики формируют у незрелого человека представление о смерти, как чем-то туманном и идеализированном;
• дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт. Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок — группа) — это человек (группа), который (которая) в оп- ределенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдель- ной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, спо- собность наиболее полно реализовать себя. Примеры: девушка по
' Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болезненное психичес- кого состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональ- ной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены. Для поведения в этом состоянии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.
Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 91
отношению к неравнодушному к ней парню; гинерактивный ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно играющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к моло- дому) и пр.;
• перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не под- ходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психи- ческих возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями в кружке).
Дезадаптация детей и подростков приводит к различным послед- ствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:
• личностные деформации;
• недостаточное физическое развитие;
' • задержка психического развития;
• возможные мозговые дисфункции;
• типичные нервные расстройства (подавленность, заторможен- ность или возбудимость, агрессивность);
• одиночество — человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело- века либо с самоотчуждением;
• проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид.
Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие каче- ственного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения.
Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем человеке, группе.
«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адап- тированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат вос- пользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное
92 Раздел II. Социальное формирование личности
время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным — он или среда, в которой он оказался.
Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведе- ния нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встре- чаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя, воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздей- ствовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дис- циплине.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную уг- розу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудно- воспитуемость, социально-педагогическая запущенность представля- ют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания, воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дез- адаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.
Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилак- тическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способ- ствующим предупреждению и преодолению последствий дезадапта- ции детей и подростков, относятся:
• создание оптимальных для ребенка средовых условий;
• недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответ- ствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ре- бенка и организации учебного процесса;
• поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них усло- виям;
• побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;
• создание доступной специальной службы социально-психоло- гической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, ка- бинеты социально-психологической и педагогической помощи, кри- зисные стационары;
• обучение родителей, учителей и воспитателей методике рабо- ты по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее послед- ствий;
• подготовка специалистов для специализированных служб соци- ально-психологической и педагогической помощи различным катего- риям людей в трудной жизненной ситуации.
|
Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодо- ление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально- педагогической деятельности определяется теми последствиями, к ко- торым привела дезадаптация.