Учитель, воспитатель, педагог. Функции и требования к учителю. Профессиональный стандарт педагога

Существует три понятия: учитель, воспитатель, педагог. Учитель (преподаватель) — лицо, которое преподает какой-либо предмет в учебном заведении. Воспитатель— человек, который воспитывает, формирует личность. Педагог— лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной деятельностью. Сегодня в учебных заведениях разных видов нужны педагоги, которые и дают знания учащимся и студентам, и формируют их личность. Истинные педагоги считают, что ученики для них — и сосуд, который они хотят наполнить знаниями, и факел, который хочется зажечь, чтобы пробудить жажду знаний, и личность, которой необходимо помочь сформироваться.

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ:

Педагогическая функция – предписанное педагогу направ­ление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогичес­ких усилий являются обучение, образование, воспитание, раз­витие и формирование учащихся.

Первая функция педагога, возникающая уже на стадии за­мысла проекта, – целеполагание.Цель – ключевой фактор педагогической деятельности, она направляет движение общего труда учителя и его уче­ников к их общему же результату.

Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, воз­можностей, воспитанности, развития. Это достигается диагнос­тированием. Без знания особенностей физи­ческого и психического развития школьников, уровня их ум­ственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правиль­ной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование.

Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющих­ся конкретных. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проектаучебно-воспитательной деятельности. Проективная (проекти­ровочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разра­ботки планаучебно-воспитательной деятельности, составлени­ем которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

Организационная (орга­низаторская) деятельность учителя связана в основном с вовле­чением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Сущность информационной функции ясна, из определения. Учи­тель – главный источник информации для обучаемых. Он зна­ет все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необ­ходимы педагогу прежде всего для создания действенных сти­мулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. На завершающем этапеаналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: ка­кова эффективность, почему она ниже намеченной, где и по­чему возникли и т. д.

Требования к учителю – это императивная система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности.

Выделены главные группы способностей:

1)Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей и т. п.

3)Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.

6) Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.

( а также и др:гуманизм,такт,доброжелательность.)

Наши рекомендации