Сущность и значение принципа наглядности

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра технологий, предпринимательства и методик их преподавания

Специальность: 050501

Профессиональное обучение

(Автомобили и автомобильное

хозяйство)

Квалификация: педагог

профессионального обучения

Форма обучения: очная

Котовщиков Андрей Анатольевич

Реализация принципа наглядности при изучении профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

Курсовая работа

Руководитель: _________________________

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, подпись)

Работа допущена к защите ____________________

(дата)

Заведующий кафедрой _______________________

(Ф.И.О., подпись)

Защищена на «_______________» «_____» __________ 201_г.

Иркутск, 2014

Содержание.

Введение…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы принципа наглядности в процессе обучения………………………………………….………………..5
1.1. Сущность и значение принципа наглядности……………...5
1.2. Наглядные пособия, ТСО, их классификация……….……13
ГЛАВА 2.Применение принципа наглядности при изучении профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»…………………………………………………….18
2.1. Анализ программы профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» ………………………..18
2.2. Методические рекомендации к организации проведения занятий по теме «Система охлаждения» с применением принципа наглядности……………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………… 31
Список источников и литературы………………………………32
 

Введение.

Система образования сегодня поставлена перед проблемой совершенствования форм, методов и средств обучения с целью более эффективной организации учебно-познавательной деятельности студентов. Это связано с новыми требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам специалистов, которые невозможно полностью реализовать в условиях системы традиционного образования. Совершенствование учебно-познавательной деятельности студентов возможно с помощью обеспечения наглядности в обучении.

Принцип наглядности в обучении подразумевает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения знаний и формирования различных умений и навыков.

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении студентов чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Актуальность данной темы обуславливается необходимостью внедрения новых форм и методов обучения в образовательный процесс. Этот процесс подразумевает переход к использованию различных средств наглядности в учебном процессе.

Одной из основных задач в методике преподавания дисциплин всегда была задача интенсификации процесса овладения прочными и осознанными знаниями путём широкого применения различных средств наглядности. Известно, что именно они повышают мотивацию, облегчают освоение учебного материала учащимися, позволяют учителю повысить плотность урока.

Цель работы: изучение и раскрытие возможности наиболее эффективного использования наглядности на занятиях при изучении профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

· изучить и проанализировать литературу по теме курсовой работы профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»;

· определить роль наглядности в процессе обучения;

· разработать методические рекомендации к проведению занятий по теме «Система охлаждения» профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».

Глава 1. Психолого-педагогические основы принципа наглядности в процессе обучения.

Сущность и значение принципа наглядности

Основателем научной дидактики считают чешского педагога Я.А.Коменского.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения. Однако они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового. Специфические связи и взаимообусловленность отдельных элементов процесса обучения осуществляются при соблюдении: сознательности и активности обучающихся; наглядности обучения; систематичности и последовательности; доступности обучения; прочности овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального похода к обучающимся.

Принцип наглядности— один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский.[4] Именно с именем Я.А. Коменского связывается первое теоретическое обоснование принципа наглядности в трудах «Великая дидактика» и «Мир чувственных вещей в картинках». Восприятие (наблюдение) Я.А. Коменский рассматривал в качестве источника всех знаний, поскольку предполагал, что вещи непосредственно запечатлеваются в сознании. И только после ознакомления с самой .вещью можно давать объяснения. Со временем значимость его слов не только не уменьшилось, а увеличилось от эпохи к эпохе, так К.Д. Ушинский писал «…Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детские памяти, должен заботиться о том чтобы как можно больше органов чувств глаза, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если это возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания… Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» [7]. И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности. «Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного – 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%»[8]В процессе обучения студентам надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

В XVII в. Я.А. Коменский обосновал принцип наглядности как важнейший принцип преподавания. Вместе с тем, анализ наследия Я.А. Коменского позволяет считать, что в качестве «золотого правила» обучения он выделял не саму по себе наглядность, а именно наблюдение, которому подлежит все то, что воспринимается органами чувств - зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием

Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.

Без наглядных методов полноценное обучение невозможно. Преподаватель может долго рассказывать о какой-либо системе автомобиля, например о системе смазки, но полного представления по словесному описанию студент не получит. Наглядный образ сформируется легче и быстрее и будет более полным и прочным, если использовать наглядные методы обучения. Не стоит думать, что наглядные методы опираются лишь на наглядно-образное мышление и развивают только его. Использование на занятиях логических схем, разнообразных моделей требует от обучающихся абстрактно-логического мышления и способствует его развитию.

При непосредственном воздействии объекта на органы чувств человека в его сознании возникает образ восприятия данного объекта. В создании такого образа наряду с ощущением участвуют память и мышление. Создание образа восприятия — это решение человеком определенной познавательной задачи. В процессе создания образа человек выдвигает гипотезы, проверяет их при обнаружении, различении и опознании воспринимаемого предмета или явления, осмысливает создаваемый образ, тем самым при создании образа человек выполняет особые действия по активному отражению познаваемого предмета.[2]

В процессе обучения учащимся нужно дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр. Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно подразделить на:

· естественную наглядность (предметы объективной реальности);

· экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);

· объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);

· изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);

· звуковую наглядность (магнитофон);

· символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);

· внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя)

На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:

· непосредственно-чувственное, когда объект познается с помощью органов ощущений;

· опосредованное, когда объекты и явления чувственно невоспринимаемы.

· Опосредованное познание осуществляется:

· с помощью разного рода приборов, расширяющих область чувственного познания и позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов:

· с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;

· через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или явлений;

· моделирование.

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 ООО условных единиц информации, а орган зрения - 100000, т.с. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставят на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.[7]

Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Средствами наглядности служат:

· Натуральные объекты: автомобили и производственные объекты, труд людей и самих учащихся;

· Объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи и др.;

· Изобразительные средства обучения: фотографии, диафильмы, рисунки;

· Символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;

· Аудиовизуальные средства: кинофильмы, аудиозаписи, телевизионные передачи, компьютерная техника;

· Самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:

· Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинке или в моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

· Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступное осязанию - путем осязания.

· Никогда не ограничивайтесь наглядностью - наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.

· Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.

· Наблюдения учащихся должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

· Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом - главное и второстепенное, а затем - снова в целом.

· Используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание студентов и мешает воспринимать главное.

· Обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, слайды, полиэкранную проекцию. В совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования.

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.

2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.

3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.

4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т.п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.

5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

Применение наглядных и технических средств обученияспособствует не только эффективному усвоению соответствующей информации,но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры: воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому- либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности.

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.e. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются детали двигателя, макеты работы какого либо агрегата и т.п.

Изобразительная наглядность. К ному виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.). графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются и процессе обучения.

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий:снятие и установка агрегатов, работа с определенным инструментом.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

Наши рекомендации