Технологическая карта урока 7 Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв (овала, полуовала, короткой наклонной линии, короткой наклонной линии с закруглением влево, петли), рисования узоров, бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки |
Тип урока | Постановка учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют пальчиковую гимнастику; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: овал, полуовал, короткую наклонную линию, короткую наклонную линию с закруглением влево, петлю; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Пальчиковая гимнастика, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма; понятия: «рабочая строка», «верхняя линия рабочей строки», «нижняя линия рабочей строки», элементы букв: овал, полуовал, короткая наклонная линия, короткая наклонная линия с закруглением влево, петля, узоры; бордюры, штриховка, обведение по контуру |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Тетрадь дошкольника 5–6 лет : учимся правильно писать / авт.-сост. Л. А. Выткалова, П. В. Краюшкина. – Волгоград : Учитель, 2009 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Подумайте и скажите, для чего нам нужны эти школьные принадлежности на уроке. – А учебная тетрадь? | Отвечают на вопросы: – С помощью карандашей рисуют, чертят; точилка необходима, чтобы отточить сломанный и плохо заточенный стержень карандаша. – В ней мы будем работать на уроке с помощью нашего друга – карандаша. | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают |
Продолжение табл.
– Откройте учебные тетради на с. 6–81. Посмотрите и скажите, какие элементы букв будем писать на уроке. – А еще наш друг Карандашик предлагает выполнить обведение предметов по контурным линиям, штриховку разными типами, рисование узоров и бордюров2. – Вспомните, что необходимо для того, чтобы работа была выполнена успешно | – Овалы, полуовалы, прямые наклонные короткие линии, короткие наклонные линии с закруглением влево, петли. – Внимательно слушать, точно выполнять инструкцию учителя, прислушиваться к замеча- ниям, прилагать усилия, терпение, старательность, аккуратность при выполнении заданий | ||||
III. Актуализация опорных знаний. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, инди- видуальная; упражне- ние для развития мелкой моторики; практический, | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька – для кота, Эта долька – для ежа, Эта долька – для улитки, Эта долька – для чижа, Ну а волку – кожура. | Выполняют пальчиковую гимнастику | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
Продолжение табл.
словесный | Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы | ||||
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная; практический | – Проверяем посадку при письме и правила обращения с карандашом | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать карандаш | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с карандашом | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Знакомство с рабочей строкой, верхней и нижней линиями рабочей строки | Фронтальная, индивидуальная; объяснение с опорой на показ; практический, словесный, наглядно-демонстрационный | Учитель на доске обозначает рабочую строку, верхнюю и нижнюю линии рабочей строки. – Обратите внимание, где даны образцы элементов букв. – Такая линия называется рабочей строкой. Учитель ведет показ рабочей строки на доске. – Покажите ее у себя в учебной тетради обратной стороной карандаша. – Почему строка называется рабочей, как вы думаете? – В рабочей строке различают верхнюю и нижнюю линии. Учитель ведет показ верхней и нижней линий рабочей строки на доске. – Покажите верхнюю и нижнюю линии рабочей строки в учебной тетради | Отвечают на вопросы: – В узкой линии. Показывают рабочую строку. – В ней пишут, работают карандашом (ручкой). Показывают верхнюю и нижнюю линии рабочей строки | Правильно ориентируются в рабочей строке | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке (показ рабочей строки, верхней и нижней линий рабочей строки) |
Продолжение табл.
2. Пись-мо элементов букв: овалов; полу- овалов (с. 6–8) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение с показом образца написания элемента, письмо элемента; словесный, практический, наглядно-демонстрационный | – Посмотрите на рисунок, расположенный в левом верхнем углу на с. 6. – Что изображено на нем? – Скажите, какой элемент написан в рабочей строке под рисунком мишки? – Правильно, большой и малый овалы. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где даны образцы написания овалов. – Возьмите карандаш правильно, сядьте правильно. Найдите и обведите части тела мишки-игрушки, похожие на данные элементы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что по окончании выполнения любого задания необходимо положить карандаш на середину учебной тетради, правильно положить руки, выпрямиться, тем самым показав, что работа закончена. Учитель оказывает при необходимости помощь, следит за правильной посадкой, обращением с карандашом. Учитель переходит к показу написания элементов – большого и малого овалов – на доске, сопровождая показ объяснением: – Большой овал пишем так: начинаем писать сверху, чуть ниже верхней линии рабочей строки; ведем закругление влево, касаясь верхней линии рабочей строки на счет -и, не нажимая сильно на карандаш; ведем вниз наклонную линию на счет -раз, сильно нажимая на карандаш; | Отвечают на вопросы: – Мишка. – Овал. Выполняют задание. Подчеркивают тот элемент, который получился у них лучшевсех. | Внимательно слушают, выполняют самостоятельное написание овалов с опорой на образец и показ учителя; соблюдают правильную посадку при письме, верное обращение с карандашом во время письма; проводят само- анализ своей работы; формулируют ответы на вопросы | Индивидуальный. Письмо большого и малого овалов |
Продолжение табл.
не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, сильно не нажимая на карандаш; ведем короткую наклонную линию вверх до той точки, откуда начинали писать элемент на счет -и, сильно не нажимая на карандаш. Учитель предлагает учащимся прописать данный элемент в воздухе под счет: -и-раз-и, признося счет протяжно. – Малый овал пишется аналогично, но в середине рабочей строки. Перед началом работы учитель обращает внимание на соблюдение расстояния между элементами, нажим карандаша, доведение элементов большого овала до верхней и нижней линий рабочей строки, правильную посадку при письме. Аналогично ведется работа над написанием других элементов букв, разучиваемых на данном уроке. Написание полуовалов: – Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки; ведем вверх, касаясь верхней линии рабочей строки, закругляем вправо на счет -и, не нажимая на карандаш; далее ведем вниз, чуть округлив линию на счет -раз; не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, касаясь ее на счет -и, чуть нажав на каран- | Выполняют письмо элементов в воздухе. Выполняют письмо большого и малого овалов в учебной тетради. Подчеркивают тот элемент, который получился у них лучшевсех. Выполняют письмо полуовалов в учебной тетради. Подчеркивают тот элемент, который полу- | Индивидуальный. Письмо полуовалов |
Продолжение табл.
даш; заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Написание короткой наклонной линии с закруглением влево: – Начинаем писать с верхней линии рабочей строки; ведем вниз, нажимая на карандаш, сильно наклонив прямую линию на счет -раз; не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, не нажимая на карандаш, касаясь нижней линии рабочей строки на счет -и; заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки | чился у них лучшевсех. Подчеркивают тот элемент, который получился у них лучшевсех | ||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Учитель произносит текст, сопровождая слова движениями. Учащиеся повторяют движения. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Мы немного отдохнем И опять писать начнем | Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук. Ритмичное встряхивание кистями рук | ||
3. Письмо элементов букв: прямых наклонных ко- ротких линий | Написание короткой наклонной линии: – Начинаем писать с верхней линии рабочей строки; ведем вниз до нижней линии рабочей строки на счет -раз, сильно нажимая на карандаш. | Выполняют письмо короткой наклонной линии с закругле- нием влево и короткой наклонной линии в учебной тетради. | Индивидуальный. Письмо короткой наклонной линии с закруглением влево и короткой наклонной линии. |
Продолжение табл.
и с закруглением влево; петель; узоров, бордюров (с. 6–8) | Написание петли: – Начинаем писать с точки на нижней линии рабочей строки; ведем вверх, не нажимая на карандаш, не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, касаясь верхней линии рабочей строки на счет -и; ведем вниз, нажимая на карандаш, на счет -раз; не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, не нажимая на карандаш, на счет-и;заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Письмо длинных наклонных линий с различным направлением наклона – аналогично письму короткой наклонной линии | Подчеркивают тот элемент, который полу- чился у них лучшевсех. Выполняют письмо петли в учебной тетради. Подчеркивают тот элемент, который получился у них лучшевсех. Подчеркивают тот элемент, который полу- чился у них лучшевсех | Индивидуальный. Письмо петли | ||
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв. | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку |
Окончание табл.