И применения исправительного воздействия к осужденным

§ 1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое

регулирование исполнения и отбывания наказания

В соответствии со ст. 7 УИК РФ основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющее его постановление или определение суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии. Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства.

После обращения приговора к исполнению возникают и начинают развиваться специфические общественные отношения между государством в лице органов, исполняющих уголовные наказания, и осужденным. Специально уполномоченные органы государства и должностные лица применяют меры по реализации обвинительного приговора в соответствии с сущностью и содержанием назначенного судом уголовного наказания.

Наказание по уголовному праву выступает как одно из необходимых средств решения задач сокращения преступности в обществе. Назначая наказание, суд тем самым в рамках определенного вида наказания ограничивает осужденного в осуществлении присущих ему общегражданских прав. Иными словами, в процессе исполнения уголовных наказаний лицу создаются определенные "неудобства", выражающиеся в целом ряде правоограничений, обусловленных полной или частичной изоляцией осужденного.

При исполнении различных видов уголовных наказаний имеет место и спектр различных ограничений.

Так, при исполнении наказаний в виде обязательных работ ограничения состоят в отсутствии права выбора трудовой деятельности. Осужденные к этому виду наказания в соответствии со ст. 26 УИК РФ обязаны работать на определенных для них объектах. При исполнении наказания в виде ограничения свободы осужденный лишается права выбора: места работы, места жительства, права свободного передвижения.

В процессе исполнения наказаний, связанных с полной изоляцией осужденного от общества (арест, лишение свободы), спектр правоограничений увеличивается.

Правоограничения осужденных при исполнении уголовных наказаний определяются режимом, установленным для конкретного вида уголовного наказания.

Режим является своего рода выражением сущности и содержания наказания. А так как сущность и содержание уголовного наказания как особой формы государственного принуждения является кара, то режим выступает одним из концептуальных способов выражения кары и принуждения. Он обеспечивает карательное воздействие на осужденных и создает условия для более эффективного воздействия на осужденного в рамках осуществления процесса исправления.

Исходя из режимных требований, определяется внутренний распорядок дня в том или ином исправительном учреждении, т.е. исходя из специфики наказания режим наполняется конкретным содержанием. Наиболее полно требования режима реализуются в местах лишения свободы. Они определяют весь образ жизни осужденных в период их пребывания в исправительных учреждениях определенного вида режима.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство обеспечивает карательное воздействие на осужденного, с одной стороны, в процессе отбывания ими наказания, а с другой стороны, в процессе исполнения наказания компетентными государственными органами. Термины "отбывание" и "исполнение" характеризуют единый процесс карательного воздействия на осужденного, но обращены к различным субъектам уголовно-исполнительных правоограничений.

Нормы режима, в свою очередь, обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

Режимными правилами определяется внутренний распорядок исправительного учреждения, а также обеспечивается соблюдение соответствующих правил на предприятиях исправительных учреждений, производственных объектах других ведомств, где трудоиспользуются осужденные. Нормы режима обращены к иным гражданам, посещающим места лишения свободы (представителям общественных организаций, служителям культа, родственникам лица, оказывающим юридическую помощь, и т.д.). Правила режима распространяются и на прилегающую к исправительному учреждению территорию.

Исходя из вышесказанного, при отбывании лишения свободы под регламентацию режима подпадают все стороны жизни осужденных, вся деятельность администрации исправительных учреждений и поведение лиц, посещающих исправительные учреждения.

Являясь элементом выражения карательного воздействия на осужденного, режим в то же время содержит ряд элементов, которые по своему характеру не являются проявлением принудительных мер. Так, правила соблюдения личной гигиены, содержания в чистоте жилых и служебных помещений и т.п. не содержат каких-либо ограничений и соответственно не могут рассматриваться как элементы карательного воздействия.

При исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, законодатель не применяет термин "режим", а использует такие термины, как "порядок" и "условия" отбывания наказания. А режим является не чем иным, как средством, определяющим порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что правовое регулирование исполнения и отбывания наказания обеспечиваются в рамках режима, содержащего в себе не только элементы карательного воздействия на осужденных, но и иные элементы, не содержащие в себе каких-либо правоограничений. Строгое соблюдение режимных требований и детальная регламентация в сфере применения наиболее в острой форме принуждения - исполнение уголовного наказания будет способствовать повышению эффективности исправительного воздействия на осужденных.

§ 2. Правовое регулирование применения к осужденным

средств исправления

Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания.

Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в качестве основных средств исправления действующее уголовно-исполнительное законодательство определяет:

1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

2) воспитательная работа;

3) общественно полезный труд;

4) получение общего образования;

5) профессиональная подготовка;

6) общественное воздействие.

На основании положения, закрепленного в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, выбор средств исправления осужденных зависит от ряда факторов, таких, как вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение.

Режим отбывания наказания относится к одному из основных средств исправления. Режим является правовой категорией. Посредством режима реализуется кара, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. В связи с этим к числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, т.е. которая не выражает кару. Понятие режима дается в ст. 82 УИК РФ. Эта же норма определяет основные требования режима, обусловленные спецификой исправительных учреждений различных видов.

Строгое соблюдение режима отбывания наказания создает условия для применения других средств исправления осужденных.

Порядок и условия отбывания наказания в ныне действующем уголовно-исполнительном законодательстве с различных позиций обеспечивают правовую регламентацию применения средств исправления. Режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания.

Условия же отбывания наказания выступают в качестве элементов прогрессивной системы наказания и достаточно четко регламентируют процесс дифференциации осужденных в зависимости от различных условий отбывания наказания. Статья 87 УИК РФ определяет правовую регламентацию различных условий отбывания наказания в пределах одной исправительной колонии. Различные условия отбывания наказания в одной исправительной колонии позволяют более эффективно организовать исправительный процесс в местах лишения свободы и обеспечивают возможность максимального применения к осужденным основных средств исправления.

Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления. Воспитательная работа по своему содержанию выходит за рамки чисто идеологического воздействия, охватывает собой и такие формы воспитательного процесса, как производственно-массовая, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и индивидуальная работа. Как разностороннее средство воздействия на осужденных воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей мере, чем такие средства исправления, как режим и труд. Тем не менее проводить ее без правовой регламентации невозможно. Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

Статья 110 УИК РФ определяет основные формы воспитательной работы, такие, как нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Для организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ (ч. 3 ст. 110 УИК РФ).

Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения и установленного в нем режима и условий содержания.

Общественно полезный труд наряду с режимом и воспитательной работой является одним из основных средств исправления осужденных. Общественно полезный труд - категория экономическая, но в исправительных учреждениях используется в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы.

Труд играет значительную роль в формировании и воспитании человека. Это положение общепризнанно во всех философских и педагогических учениях. На важности производительного труда для исправления негативных качеств у лиц, совершивших преступления, базируется исправительная педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнение уголовных наказаний, в частности лишения свободы.

Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. Новый УИК РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться. В ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорится: "Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться". Но обязанность осужденного трудиться вытекает не из приговора суда, а на основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение заключенного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения. Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в содержание последнего.

Помимо установленной в ч. 1 ст. 103 УИК РФ обязанности осужденных трудиться, они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст. 37 Конституции РФ). В процессе реализации этого права осужденных администрации исправительных учреждений корреспондируют с обязанностью привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм собственности.

На основании ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда. Привлечение к такого рода работам строго регламентировано законом, и в соответствии с ч. 3 ст. 106 УИК РФ продолжительность этих работ не должна превышать 2 часов в неделю.

Труд заключенных не может регламентироваться только нормами уголовно-исполнительного закона, несмотря на то что трудоиспользование осуществляется в рамках исправительного воздействия. Организационно-правовые вопросы трудовой деятельности заключенных в определенной степени регламентируются нормами трудового права. Так, продолжительность рабочего дня осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством РФ, оплата труда осужденных производится в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, действующим в народном хозяйстве.

Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. На основании положений ст. 103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды I и II группы привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Согласно правилу 71 (1) Минимальных стандартных правил обращения с заключенными труд заключенных не должен приносить им страданий. Производственная деятельность заключенных не должна быть подчинена цели получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их исправления.

Но вместе с тем труд, организованный в местах лишения свободы, должен быть производительным, а приобретаемая или совершенствуемая там квалификация или профессия явились бы востребованными после освобождения из мест лишения свободы.

Организация общеобразовательной подготовки является одним из самостоятельных направлений воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Это направление является необходимым, обеспечивающим успех всей работы по исправлению осужденных, так как без повышения общеобразовательного уровня невозможно действительное воспитание человека.

Общеобразовательное обучение базируется на конституционном праве граждан Российской Федерации на образование (ст. 43 Конституции РФ). В соответствии со ст. 112 УИК РФ общеобразовательное обучение обязательно для лиц, лишенных свободы, не достигших 30-летнего возраста и не имеющих основного общего образования.

Организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, ликвидация и реорганизация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления (ч. 4 ст. 112 УИК РФ).

Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных являются неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.

Согласно закону, начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка выступают в качестве достаточно эффективного средства исправления осужденных. К сожалению, в связи со сложной экономической ситуацией данная форма исправительного воздействия на осужденных утрачивает свой потенциал. Профессионально-технические училища в местах лишения свободы стали закрываться все чаще. Все это, конечно же, снижает в целом эффективность процесса исправления осужденных.

Формы профессиональной подготовки могут быть самыми различными: от обучения в ПТУ до бригадного обучения. Отношение осужденного к профессиональной подготовке определяется в качестве критерия его исправления. Оно учитывается при характеристике поведения осужденного и определяет его готовность к социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Правовая регламентация организации профессионального образования и профессиональной подготовки определяется в ст. 108 УИК РФ.

Общественное воздействие названо в качестве средства исправления осужденных в ст. 9 УИК РФ.

Формы общественного воздействия на осужденных многообразны. В практике прошлых лет широко применялись такие формы, как работа наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также функционирование различного рода методических и научно-методических советов.

Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы (в частности, в ВК). Положительное воздействие в процессе достижения целей уголовного наказания оказывают советы родственников осужденных и родительские собрания (в основном в ВК). В тех учреждениях, где организована шефская работа трудовых коллективов над осужденными, эта работа является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных.

В настоящее время возникают такие формы общественного воздействия на осужденных, как правозащитные организации. Большое влияние на осужденных оказывают различные религиозные организации, которые получили сегодня доступ в места лишения свободы.

Различные общественные организации и объединения, участвуя в работе исправительных учреждений, обязаны направлять свою деятельность не на достижение своих интересов, а на содействие администрации учреждения в деле исправления осужденных.

Основной задачей общественного воздействия, как и других средств исправления, является повышение эффективности деятельности администрации исправительных учреждений, направленной на достижение целей уголовного наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и т.п. Но применение этих средств не должно причинять мучений и страданий осужденным. Средства исправления должны применяться в рамках действующего законодательства и направляться на достижение главным образом такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного. Успешное достижение этой цели обусловливает успешное достижение других целей уголовного наказания - восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.

§ 3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания

и применения к осужденным мер исправительного воздействия

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления создают необходимые предпосылки для достижения целей уголовного наказания.

Дифференциация исполнения наказания предполагает, что к разным категориям осужденных следует применять различный объем карательного воздействия, правоограничений, а воспитательная работа должна строиться с учетом особенностей личности осужденных, их возраста, пола и т.д.

Нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства создают необходимые для дифференциации и индивидуализации исполнения наказания условия. Прежде всего это относится к осужденным к лишению свободы.

Дифференциация осужденных осуществляется на разных этапах в зависимости от ее основания. В процессе отбывания наказания осужденные дифференцируются на определенные группы с учетом возраста, состояния здоровья, наличия семьи, возможности досрочного освобождения, наличия профессии и т.д.

Классификация осужденных к лишению свободы предполагает деление осужденных на категории и раздельное содержание этих категорий в местах лишения свободы. Так, уголовный закон определяет категории осужденных, которые должны отбывать наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях, колониях общего, строгого и особого режимов, в тюрьмах (ст. 58 УК РФ).

Положения этой же уголовно-правовой нормы предусматривают раздельное содержание мужчин и женщин.

Статья 58 УК РФ определяет отдельное содержание несовершеннолетних преступников.

Также нормами уголовного права определяется отдельное содержание военнослужащих, совершивших преступления (ст. 55 УК РФ).

Расширяют и углубляют процесс дифференциации нормы уголовно-исполнительного права. Так, в зависимости от тяжести совершенного преступления, степени его общественной опасности и индивидуальных характеристик личности преступника УИК РФ устанавливает для определенной категории осужденных в качестве места лишения свободы следственный изолятор (ст. 74).

Этой же нормой предусматривается отдельное содержание в лечебных исправительных учреждениях больных токсикоманией, ВИЧ-инфицированных, а также осужденных больных острой формой туберкулеза или не прошедших полный курс лечения венерического заболевания. Уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает наличия лечебных исправительных учреждений различного режима, но в рамках одной лечебно-исправительной колонии осужденные, направленные в данное учреждение, содержатся на условиях режима колонии того вида, который назначен им судом. В данном случае принцип дифференциации соблюдается.

В отдельных исправительных учреждениях содержатся бывшие работники судов и правоохранительных органов.

Дифференциация исполнения назначенного судом уголовного наказания осуществляется посредством содержания осужденных в различных исправительных учреждениях и является одним из необходимых условий уголовного наказания в целом, в местах лишения свободы в частности.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ <1> (далее - УПК РФ) в приговоре суда определяется вид исправительного учреждения, в котором осужденному надлежит отбывать наказание в виде лишения свободы (ст. 308). Таким образом, процесс дифференциации в какой-то степени определяется приговором суда и ограничивается существующими видами исправительных учреждений - видами колоний.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

Дифференциация же процесса применения к осужденным средств исправления осуществляется в пределах конкретного исправительного учреждения и основывается на учете личностных характеристик осужденных, состояния их здоровья, половозрастных особенностей и других признаков, а также с учетом психолого-педагогической и социально-нравственной запущенности.

Для успешного осуществления уголовного наказания в виде лишения свободы и применения к осужденным средств исправления важное значение имеет этап, связанный с приемом осужденного в исправительное учреждение, проведением с ним определенной работы, направленной на подготовку осужденного к условиям отбывания наказания и адекватного восприятия применяемых средств исправления.

Распределение осужденных по отрядам после прохождения адаптационного периода происходит, как правило, в зависимости от ряда субъективных особенностей, характеризующих того или иного осужденного (возраст, образование, имеющаяся профессия, характеристика личности в зависимости от прошлых судимостей) и т.д. Это является своего рода первоначальным этапом дифференцированного подхода к осужденному при организации исправительного процесса.

Дифференцированный подход и индивидуализация применения средств исправления осуществляется, как было сказано выше, с учетом личностных особенностей. Исходя из индивидуальных характеристик осужденного, в процессе индивидуальной работы выявляются положительные и отрицательные черты, присущие конкретному осужденному, на основе полученных данных осужденные относятся к той или иной классификационной группе (например, злостные нарушители режима - ст. 116 УИК РФ, или лица, добросовестно относящиеся к труду, обучению, активно участвующие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях). В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется целый комплекс средств, сопровождающих процесс исправления (например, водворение в штрафной изолятор, что значительно сужает пользование комплексом тех прав, которые присущи осужденному к лишению свободы, или изменение вида исправительного учреждения, что расширяет спектр предоставляемых осужденному, содержащемуся в местах лишения свободы, прав).

Дифференциация исправительного процесса в местах лишения свободы осуществляется посредством содержания осужденных в рамках одной исправительной колонии в различных условиях. Так, ст. 120 - 127 УИК РФ предусматривают трехуровневые условия содержания в колониях общего, строгого и особого режимов: обычные, облегченные и строгие условия отбывания наказания. Статья 130 УИК РФ устанавливает общий и строгий вид режима в тюрьмах.

В зависимости от отбывания наказания осужденными в тех или иных условиях или на том или ином режиме в тюрьме увеличивается или уменьшается объем исправительного воздействия на них.

Индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления является логическим продолжением дифференциации. Индивидуализация исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы отличается прежде всего индивидуализацией его назначения и рядом других факторов (личность осужденного, поведение, категория тяжести содеянного и т.д.), что и подтверждает ч. 3 ст. 9 УИК РФ. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Дифференцированный и индивидуальный подход к процессу исправления повышает эффективность этого процесса и способствует успешному достижению целей уголовного наказания.

Глава IX. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ,

Наши рекомендации