Личность педагога-дефектолога
Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответственностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способности действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и т.д. (см. классификацию Е. А. Климова, 2003) и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним.
Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки им процессов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нормальному большинству общества — среде, в которую должны включаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной личности, от которой решающим образом зависит успешность положительных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемлемыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсрочены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектоло-гу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двигательных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями.
Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллективах, среди различных социальных групп — учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др.
Сферами его деловой профессиональной компетенции являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, образовательная и социально-педагогическая деятельность, участие в психологической и психотерапевтической помощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.
Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имеющих нарушения развития.
Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредности-
ми, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работающего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здоровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие собственной личностной психограммы профессиональной психограмме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здоровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечнососудистой и иммунной систем.
Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (среди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостатками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, общения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо обладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.
Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым человеком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.
Контрольные вопросы и задания
1. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-де-фектологов? Для работы с какими детьми сначала готовили педагогов-дефектологов? Почему?
2. Назовите педагогические специальности, по которым сегодня можно получить работу в системе специального образования.
3. Каково содержание профессионального образования педагога-де-фектолога?
4. Какими личностными профессионально значимыми качествами
должен обладать педагог-дефектолог?
5. Ознакомьтесь с содержанием образования, представленным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по вашей специальности. Постройте логические схемы в направлении от формирующих дисциплин к формируемым. Сравните полученные схемы с учебным планом, по которому вы учитесь.
6. Перечислите те личностные и профессиональные качества педаго-га-дефектолога, которые представляются особенно значимыми именно для вас. Объясните, почему.
7. Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек-тологом? Находите вы у себя какое-либо из указанных противопоказаний?
Литература для самостоятельной работы
Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новосибирск, 1999.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Специальности: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. — М., 2004.
Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. — М., 1992.
Основы управления специальным образованием: учеб. пособие / под ред. Д. С. Шилова. — М, 2001.
Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М., 1983.
Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. — Ростов н/Д, 1995.
Аби I. A6ci|> Абсцч
Авк.и Авт<>|,( Авто ви i Агрг. ■ Адам.
Адат Адат 2.1(1 Aki in j
Акси I
И
Анит
Анап Аном Аном I ' Ан i |и Ан1|н
ук;| i
neji.i
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Развитие-представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.
2. Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гуманистических тенденций в специальной педагогике и образовании.
3. Философские и социокультурные основы процесса образовательной и социальной интеграции.
4. Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического знания.
5. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.
6. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
7. Международные правовые основы, подтверждающие права и свободы человека с ограниченными возможностями.
8. Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями.
9. Значение специальной психологии для развития специальной педагогики и специального образования, а также для дальнейшего развития психологии.
10. Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики.
11. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (возможно на материале своего региона).
12. Содержание специального образования: общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.
13. Школьный учебник в системе специального образования: назначение, общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.
14. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
15. Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возможностями.
16. Формирование средствами воспитания интеграционной готовности в школьной и социальной среде.
17. Интеграция (включенное образование) как новая организационная форма образования для детей с ограниченными возможностями.
18. Формы организации и содержание оздоровительной работы в системе специального образования.
19. Адаптивная физическая культура в специальном образовании.
20. Формы организации и содержание досуга для детей с ограниченными возможностями.
21. Современные специальные средства обеспечения образовательного процесса.
22. Информационные технологии в специальном образовании.
23. Содержание и организация социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями.
24. Социальный этикет как норма социального взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.
25. Содержание профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
26. Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога.
27. Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии человека с особыми образовательными потребностями.
28. Гуманистические образовательные системы и специальная педагогика.
29. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства, политики (по выбору).
30. Люди с ограниченными возможностями в качестве героев современного кинематографа.
31. Человек с ограниченными возможностями в художественной литературе — отечественной и зарубежной.
32. Перспективные направления развития специальной педагогики и специального образования.
33. «Социальное выпадение» человека с ограниченными возможностями и основные проблемы, порождаемые этим явлением. Роль специального образования в преодолении или сглаживании этих проблем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ I