Ф1.Факторы, определяющие результативность соревновательной деятельности в избранном виде спорта, методы и способы регистрации показателей

Ø Соревнования являются главным составным элементом спортивной деятельности, без них спорт утрачивает свою специфику.

Соревновательная деятельность, направлена на достижение наивысших результатов. Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся:

ü наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке, схватке на дистанции и т.п.;

ü унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;

к особенностям также можно отнести:

ü высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

ü высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями в условиях непосредственной борьбы за результат;

ü непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

ü равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов. Сравнимость результатов возможна благодаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревнованиях, института квалифицированных судей, технических средств и навыков фиксирования спортивных достижений;

ü наличие определенных форм и требований, выполнение которых дает право на присвоение спортсмену звания «мастера спорта» и т.д.;

Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумевается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которая в комплексе позволяет осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний. Спортивный результат – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности (интегральный продукт всей системы подготовки спортсмена).

Важной чертой результативностисоревновательнойдеятельности, на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнованиях.

В качестве успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или квалификационного норматива. Если соревновательный результат совпадает в какой-то мере с поставленной целью, такую соревновательную деятельность называют рациональной.

Факторы:

Факторы, определяющие результативность: успешность, стабильность, надежность.

Факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности:

1.Определенная сложность соревновательной программы, соответствующая правилам соревнования.

2. Оптимальная готовность в физическом отношении (определенный уровень исполнительского мастерства, отсутствие ошибок).

3.Оптимальная готовность в психологическом отношении (умение пользоваться приемами саморегуляции психических состояний).

4. Наличие соревновательного опыта (от кол-ва стартов в году и степени успешности выступления на них).

5. Грамотное подведение спортсмена к соревнованиям полным составом тренеров.

6. Грамотная организация и проведение учебно-тренировочного процесса и проведение предсоревновательных сборов.

7. Организация и проведение соревнований на должном уровне.

8. Квалифицированное и объективное судейство.

9. Стабильность и надежность выступления.

10. Использование системы факторов, которые дополняют тренировку и соревнования и оптимизируют их эффект. Факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.

11. В номинациях: смешанные пары, трио, группы взаимная поддержка товарищей по команде, может служить стимулом для мобилизации усилий спортсменов. Это относится и к выступлению солистов, т.к. результат каждого спортсмена рассматривается не только в плане индивидуального достижения, но и как вклад в общую «копилку» команды (на крупных соревнованиях, при лично-командных соревнованиях).

12. Создание зрителями и болельщиками положительного эмоционального фона проведения соревнования.

13. Условия проведения соревнований - места проведений соревнований (фактор «своего» и «чужого» поля), географическое положение места проведения (температура, влажность, атмосферное давление), оборудование мест проведения.

Ø Спортивныерезультатыизмеряютсяиоцениваются припомощи определенныхкритериев(показателей).

1. По способу измерения результатов: субъективные критерии, выраженные в безразмерных величинах (баллы). Оценка зависит от впечатлений, складывающихся у спортивных судей по ходу выполнения спортивного упражнения. Предметом измерения в этом случае является качество исполнения упражнения. В сложно-координационных видах спорта (к которым относится и спортивная аэробика), в которых особое значение придается технике, эстетичности, сложности, оригинальности, композиционности исполнения соревновательного упражнения, спортивные судьи сопоставляют свои восприятия, которые возникают у них по ходу и в конце наблюдений за исполнением соревновательных действий, с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры под влиянием собственного опыта и исходя из требований, оговоренных в правилах соревнований) с последующей фиксацией допущенных отклонений, нарушений и определением, в зависимости от этого, той или иной результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах). Оценки спортивного результата при такого рода критериях во многом зависят не только от исполнительского мастерства участников соревнований, но и от объективизации судейства.

2. По способу сравнения результатов: популяционные критерииоснованы на сравнении показанного спортивного результата или связанного с ним показателем с аналогичными характеристиками большой группы людей (генеральной совокупности). Например, с мировыми результатами.

Индивидуальные критерии имеют в своей основе сравнение показанного результата с тем достижением, которое данный спортсмен показал ранее.

Должные критерии устанавливают степень соответствия уровня спортивных достижений запросами практики (в зависимости от поставленных задач, квалификации конкурентов, уровня подготовленности, ранга и условий состязаний, устанавливается «верхняя» и «нижняя» границы значений спортивных результатов, которые и выступают в качестве должной нормы).

3. По применению для оценки готовности к высокому достижению:

Критерий представительностирезультата у высококвалифицированных спортсменов обычно определяется отношением лучшего индивидуального результата к абсолютному рекорду (мировому или иному).

Критерий прогрессированиярезультатов характеризует спортивную форму по степени прироста и абсолютному уровню достижений спортсмена в данном большом цикле тренировки.

Критерии стабильности результатов характеризует степень разброса соревновательных результатов: чем меньше различий в показанных результатах, тем выше стабильность спортивной формы.

Критерий плотности результатов позволяет оценить частоту демонстрации спортивных результатов в пределах расчетной зоны спортивной формы в зависимости от интервала времени между стартами.

Критерий надежности результатов используется для определения способности спортсменов или команды демонстрировать результаты заданного уровня на момент участия в состязаниях.

4. По стадии определения: промежуточные и конечные.

5. По характеру достигнутого эффекта: внешние и внутренние.

6. По количеству характеризуемых параметров при оценке: единичные и комплексные.

Методы регистрации:

§ создание архивов тренировочной и соревновательной деятельности- видеоматериалы

§ оформление протоколов с оценками, на их основании идет регистрация и присвоение разрядов

§ использование контрольных заданий, тестов, испытаний для выявления надежности и подготовленности спортсмена

§ кол-во кубков, медалей, грамот в соответствии с занятыми местами.

Для справки:

Спортивное достижение- это такой уровень успешности соревновательной деятельности в каком-либо виде спорта, в ходе которой спортсмен (или команда) превосходят прежние результаты и получают преимущество перед соперниками в ранговом ряду участников соревнований.

Спортивный рекорд- это высшее (абсолютное) спортивное достижение, установленное спортсменом или командой в каком-либо виде спорта на официальных соревнованиях.

Спортивный успех- это нужный или желаемый исход деятельности спортсменов в соревнованиях на данный момент времени.

Спортивный разряд- это официальное подтверждение квалификации спортсмена на основе выполнения им установленных требований или нормативов.

Спортивное звание - официально присвоенный титул, определяющий заслуги и квалификацию спортсмена. Присваивается за выполнение соответствующих нормативов.

Общий момент - характеризуют квалификацию спортсменов.

2.Общиеосновытехникидвигательныхдействийвизбранномвидеспорта:элементы,фазы,периоды. Современныетехнологии,используемыедляконтроляисовершенствованиятехникидвигательныхдействий.

Техника физических упражнений - различные способы решения двигательной задачи (Курамшин Ю.Ф.).

Техника – это способ решения двигательной задачи.

Двигательная задача – это та задача, которая ставиться перед любым двигательным действием.

Способ: - рациональный

- нерациональный

Техника: 1. Стандартная, - наиболее рациональный способ решения двигательной задачи без учета конкретных условий, в которых выполняется двигательное действие.

2 Индивидуальная, - способ решения двигательной задачи, в котором учитываются индивидуальные особенности.

3. Спортивная техника – это способ решения двигательной задачи наиболее рациональным и эффективным способом, с помощью которого достигается максимальный результат в данном виде деятельности.

Спортивная техника, по мнению Карпенко Л.Б. (2003), это способы выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача будет решаться более эффективно.

В спортивной гимнастике, спортивной аэробике, акробатике и др. – это строго регламентированный способ решения двигательной задачи. Т.е. в способе точно определены пространственные (видимые, форма) характеристики движения. Отклонения от программы движения, влечет за собой не выполнение его. В данных видах спорта техника выполнения упражнения является предметом оценки на соревнованиях. Качество исполнения техники движения – спортивный результат гимнастов. Если в циклических видах спорта эффективность техники является средством достижения результата, то в гимнастике, аэробике, акробатике – целью (Солодянников В.А., 2000).

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущие) звено и детали техники.

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Основное (ведущее) звено – это наиболее важная часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники). Это дополнительные (второстепенные) элементы техники, обеспечивающие эффективность и рациональность решения двигательной задачи. Детали бывают: 1. общие, те детали, включение которых всегда рационально. 2. Индивидуальные, те детали (элементы техники), которые повышают эффективность решения двигательной задачи с учетом индивидуальных особенностей исполнителя. Детали техники могут быть различны у разных занимающихся и зависят от индивид. особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям.

Наши рекомендации