Диагностика уровня сформированности культурно-гигиеническими навыками
1. Наблюдение за выполнением ребенком гигиенических процедур.
2. Беседа
Наблюдение.
Цель:выявление степени самостоятельности выполнения гигиенических процедур.
Во время наблюдение за выполнением ребенком гигиенических процедур обратите внимание на такие детские проявления, как:
1. Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры.
2. Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания.
3. Удовлетворенность самостоятельными действиями и их результатами.
Критерии оценивания:
- Выполнение КГН во время приема пищи, умывания, одевания, сна.
- Владение умениями культуры ухода за одеждой – приемы чистки обуви, одежды, умения пришить пуговицу и др.
- Понимание и реализация необходимости «привести себя в порядок» - вымыть руки, лицо, причесать волосы
- Выполнение закаливающих процедур, утренней гимнастики.
Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о правильном отношении его к здоровью, а критерии покажут уровень усвоения КГН.
Результаты наблюдения занести в таблицу.
Ф.И ребенка возраст (лет, месс.)
Критерии и проявления | Проявляются | Не проявляются | Проявляются избирательно | примечания |
Интерес к КГН | ||||
Удовольствие в ходе выполнения простейших КГН | ||||
Положительный настрой на выполнение КГН | ||||
Удовлетворенность самостоятельными действиями и их результатами | ||||
Выполнение КГН во время приема пищи, умывания, одевания, сна | ||||
Владение умениями культуры ухода за одеждой | ||||
Понимание и реализация необходимости «привести себя в порядок» | ||||
Выполнение закаливающих процедур, утренней гимнастики |
Беседа с детьми 3-х лет.
1. Зачем надо мыть руки?
2. зачем надо мыть руки с мылом?
3. Зачем вытирать руки?
4. Чем вытирают руки?
5. А у тебя есть сое полотенце? Для чего тебе оно?
Уровни знаний детей.
Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, знает, как они совершаются. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях.
Средний:ребенок знает правила личной гигиены, объясняет, последовательность действий, допуская незначительные ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.
Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.
План целенаправленного наблюдения за освоенностью дошкольниками культурно-гигиенических навыков(Разработка В.П.Дубровой)
Проведение исследования. Проводят наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах.
Обработка данных. Полученные протоколы анализируют по схеме.
Диагностическая карта по формированию у детей навыков культуры еды
Умение не крошить хлеб | Умение не проливать пищу | Умение пережевывать пищу | Благодарит, задвигает стул | Сохраняет ли осанку | Умение пользоваться столовыми приборами | Умение полос- кать рот | |||
вилкой | ложкой | ножом | салфеткой | ||||||
Примечание: Слева пишется список детей и баллы: 5-отлично; 4- хорошо; 3- удовлетворительно; 2- плохо сформированы навыки.
Умывание:
- как ребенок пользуется водой, мылом, не пропускает ли отдельные действия, соблюдает ли их правильную последовательность и т.д.
- замечает ли нарушение другими детьми правильной последовательности действий, как реагирует на это (обращается с жалобой к взрослому, делает замечания самостоятельно и т.д.)
- осознает ли необходимость умывания, чем мотивировано выполнение этого действия (действует по собственной инициативе или по указанию взрослого).
Одевание и раздевание:
- соблюдает ли правильную последовательность действий;
- необходима ли помощь взрослого и когда, обращается ли за ней к взрослым и сверстникам;
- аккуратно ли одевается, замечает ли неполадки в своей одежде и одежде других детей и как их устраняет;
- как складывает одежду (небрежно, аккуратно);
- сформировано ли бережное отношение к предметам одежды, в чем оно проявляется.
Количество и характер отвлечений ___________________________________
Качество выполнения работы ________________________________________
Приложений 4