Направления социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа
Основными направлениями деятельности социально-педагогической деятельности в учреждениях образования являются:
- диагностика (исследование, изучение),
- профилактика,
- просвещение,
- методическая работа,
- консультирование,
- коррекционно-развивающая работа,
- работа по защите прав и законных интересов детей, профилактическая, просвещение, комплексные программы, организационное направление, охранно-защитное, организаторское.
Основным направлением деятельности в дошкольном учреждении выступает коррекционно-развивающее (на основе изучения личности воспитанников). Педагог-психолог организует работу по развитию эмоционально-волевой и поведенческой сфер детей, формирует у них навыки саморегуляции, гармонизирует эмоциональное состояние, учит распознаванию своих и чужих эмоций. Развитие познавательной сферы детей осуществляется через рекомендации психолога воспитателям, логопеду, родителям.
Необходимая диагностическая работа с детьми осуществляется по вопросам готовности к школе, выявлению (совместно с педагогами) воспитанников, имеющих трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии, а также имеющих специфические психофизические особенности (аутичных, гиперактивных, гипоактивных, инфантильных и т.д.).
Одно из важнейших направлений социально-педагогической и психологической работы — профилактика и просвещение. Оно предполагает проведение мероприятий по устранению, предупреждению причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии детей, формированию установок на здоровый образ жизни, сохранению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса
Специалисты осуществляют мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе, посещают занятия с целью наблюдения за соответствием режима, методов воспитания, условий образовательной среды возрастным особенностям детей, своевременно информируют воспитателей об особенностях здоровья и работоспособности детей.
Социально-педагогическая и психологическая служба располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги и в случае необходимости направляет родителей с детьми на консультации.
В работе с родителями значительное место принадлежит профилактике. Целесообразно через размещение информации в родительском уголке (стенды, папки-передвижки, газеты, информационные листки), выступления на родительских собраниях, организацию работы родительского клуба вести профилактику вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей, профилактику социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье), пропаганду здорового образа жизни, рекомендовать психологическую литературу по развитию и воспитанию детей.
Просветительская работа педагога-психолога, как и педагога социального, осуществляется в интерактивной форме (на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях и классных часах). На постоянном контроле должна находиться работа с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства
Повышенного внимания требует работа по профилактике противоправного поведения учащихся: предупреждение правонарушений, алкоголизма, курения, наркомании, выявление в учреждении образования неформальных группировок асоциальной направленности, определение степени их влияния на учащихся, выработка направлений работы по данному вопросу и др.
Особой заботой в работе специалистов остается социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная адаптация в системе новых социальных отношений.
Вопрос № 6.
Содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа.
Педагог социальный изучает условия развития воспитанников (учащихся, студентов) в семье, учреждении образования, по месту жительства, вникает в мир их интересов, потребностей. Педагогу социальному важно ориентироваться во всех как положительных, так и отрицательных факторах воздействия на детей, учитывать их в работе с ребенком, группой, коллективом.
Педагог-психолог проводит психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности ребенка, ее возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов, особенностей детско-родительских отношений и др.
Консультативнаяпомощь специалистами учреждения образования оказывается участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников.
Профилактика и просвещение Оно предполагает проведение мероприятий по устранению, предупреждению причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии детей, формированию установок на здоровый образ жизни, сохранению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса.
Основным содержанием просветительской работы для педагогов должно стать проведение психологического всеобуча, обучение приемам интерактивного взаимодействия с учениками и родителями, оказание методической помощи в осуществлении педагогического диагностирования
Методическая работа предполагает изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в работе методических объединений, семинаров, конференций; разработку методических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты детства; накопление методических материалов..
Разработки и реализация комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи, коррекции, реабилитации и развития педагог социальный оказывает социально-педагогическую коррекционную помощь детям, организация процесса социального воспитания, содействие ее протеканию в семье, по месту жительства, в детском и молодежном объединениях.
Коррекционно-развивающая работа в классах, ориентированная на коррекцию межличностных отношений, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов..
Прогностическая работа социального педагога включает участие в создании региональных (локальных) программ социального воспитания, проектировании и модернизации социальной сферы микросоциума, целевых комплексных программ по работе с детьми, молодежью, родителями.
Охранно-защитная деятельность педагога социального направлена на защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законом Республики Беларусь. Одним из аспектов работы является нейтрализация антипедагогического воздействия на ребенка, обучение его способам самозащиты. Данное направление включает работу по защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, дети с особенностями психофизического развития, дети, проживающие на загрязненных территориях после аварии на Чернобыльской АЭС и др.)
Организаторская деятельность педагога социального включает участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности.
Вопрос № 7.